Не секрет, что кинофестивали – это весьма затратное мероприятие, требующее огромных материальных вложений, духовных, физических и умственных сил всех его организаторов, а также профессионального мастерства, и много чего другого.
Одной из ключевых составляющих успешного проведения кинофестиваля является работа программного директора, который должен обладать рядом профессиональных качеств и жизненного опыта. Александра Жукова – программный директор фестиваля кино и театра «Амурская осень», который в 16-й раз прошел недавно в Благовещенске.
Александра молода, не очень давно перешагнула свой тридцатилетний рубеж, работает в качестве программного директора здесь третий год, а кураторством и программерством занимается пятый год. Мы встретились с Александрой, чтобы поговорить о специфике этой работы, поисках и планах, и в целом, о кино…
— Сашенька, расскажи немного о себе нашим читателям.
— Я окончила сценарный факультет ВГИКа. Моим мастером была Наталья Борисовна Рязанцева, которая работала с Авербахом, Кирой Муратовой, Ларисой Шепитько. Уже несколько лет работаю как программный директор, куратор, составитель программ и показов. Базисными, если можно так выразиться, считаю, безусловно, фестиваль кино и театра «Амурская осень», международный фестиваль короткометражного кино «Open place» в Латвии и международную киношколу «Содружество» в Батуми, Грузии.
— А с чего началось твое увлечение кинематографом, как ты пришла в кино, к работе программного директора?
— Мои родители связаны с кино, поэтому, конечно, творческие профессии и жизнь меня интересовали. Не могу не сказать, что попутно я рассматривала профессии из совсем других областей – мне хотелось быть хирургом, следователем, и какое-то время я даже занималась и развивалась в этих направлениях. Но поскольку я писала рассказы, стихи, даже участвовала и выиграла один из дипломов в конкурсе сценариев фестиваля «Литература и кино» в 17 лет, это была экранизация книги Асеевой «Динка», то мой дальнейший выбор естественным образом сам собой решился. Правда, поначалу я раздумывала, что мне выбрать, литературный институт или ВГИК, поступала и туда, и туда, везде довольно успешно прошла экзамены, но в итоге, все-таки выбрала ВГИК, он мне ближе по духу, и прежде всего своего мастера – Наталью Борисовну Рязанцеву. Она очень увлеченный, требовательный, но справедливый человек. Заниматься у нее было очень интересно, она показывала нам современное на тот момент кино, которое мы обсуждали, давала самые разные, иногда весьма необычные задания. Параллельно я начала работать, писала разные статьи, брала интервью для разных СМИ, была главным редактором студенческого журнала ВГИК – «ВЖИК». Именно, кстати, при нашей редакции журнал сильно изменился не только внешне, но и концептуально. Проработала несколько лет в профессиональном киноиздании – «Кинопроцесс», где занималась самыми разными рубриками, а после даже какое-то время возглавила журнал, выступала его главным редактором. Окончив институт, я стала заниматься организацией показов кино и различных мероприятий в библиотеке киноискусства имени С. Эйзенштейна, мы так и назывались – «Актуальный четверг», работала в сети кинотеатров, где мы организовали огромное количество самых разных событий, мероприятий, кинопоказов. Но первые мои шаги, как отборщика, были связаны с фестивалем «Московская премьера», где я занималась формированием двух конкурсов –конкурса короткометражных фильмов, и конкурса дебютных полнометражных фильмов. Это все были исключительно премьеры в Москве. Следующий виток был «Фестиваль фестивалей» в Москве (конец 2014 года-начало 2015 года), который проводили совместно сеть кинотеатров, где я работала, и команда Сергея Новожилова, с которым я познакомилась благодаря Ольге Шмыровой, киноведу, пресс-секретарю, и моей маме по совместительству. «Фестиваль фестивалей» была единичная акция, но пять программ – игровая, неигровая, короткометражная, анимационная, детская, в семи кинотеатрах Москвы, – были показаны. После этого, в 2015 году Сергей Владимирович предложил мне попробовать составить конкурсную международную программу фестиваля в Латвии «Open place», тогда жюри возглавляла режиссер Дзинтра Гека, которая довольно высоко оценила конкурс. Так завязалось наше сотрудничество с Сергеем Владимировичем, и я очень благодарна ему за доверие, которое он мне выказывает при формировании программ и его политике невмешательства. Если говорить о том, что происходило дальше, то в 2016 году я предложила Сергею Владимировичу провести в рамках фестиваля кино и театра «Амурская осень» конкурс короткометражного кино. Ему эта идея понравилась, и он поручил мне собрать программу. И я стала куратором короткометражного кино. Теперь уже третий год на фестивале «Амурская осень» проходит конкурс короткометражек. С 2017 года я стала программным директором фестиваля кино и театра «Амурская осень», занимаюсь и полнометражным конкурсом теперь тоже, и важно, что с прошлого, 2017 года мы пришли к тому, что в рамках нашего фестиваля в полнометражном конкурсе участвуют преимущественно премьеры. Второй год нам удается собрать в полнометражном конкурсе премьеры, чем мы очень гордимся и рады, что авторы – режиссеры и продюсеры – доверяют нам премьеры. На данный момент, мы работаем с Сергеем Владимировичем Новожиловым практически на всех фестивалях, которыми занимается его команда, включая уже упомянутые фестиваль кино и театра «Амурская осень», фестиваль в Латвии «Open place», фестиваль «Провинциальная Россия» в Ейске, международный фестиваль в Нальчике и многие другие. Также я занимаюсь и другими фестивалями, международной киношколой «Содружество» в Грузии, «Гиляй-фест» и другие, выступаю куратором и экспертом на разных площадках, фестивалях и показах, – в течение последнего года это были, например, Ельцин-центр, Театр Наций, кинотеатры «Каро Атриум» и «Формула кино. Горизонт», завод «Флакон», различные арт-пространства и многие другие, бываю членом жюри на разных кинофестивалях. Вот, кстати, собираюсь скоро в этом качестве на кинофестиваль в Кыргызстан.
— Как ты считаешь, какими качествами должен обладать отборщик или программный директор фильмов?
— Ну, прежде всего, он должен обладать насмотренностью. Необходимо смотреть большое количество самых разных фильмов и не только современных, смотреть ретроспективы, от классики до андеграунда, и других разновидностей и жанров, развивать свой вкус и уметь давать независимую оценку фильмам. И смотреть не только российское, но и европейское, американское кино. Я постоянно развиваюсь в этом направлении. Обладать целеустремленностью, определенного рода амбициозностью, упрямством. Ну и немалое значение имеет еще крепкая память, чтобы хорошо запоминать увиденное, разбираться во всем этом.
— Сколько примерно фильмов ты отсматриваешь на фестиваль? И советуешься ли ты с кем-то, согласуешь ли свой выбор? Доверяешь ли ты первому впечатлению после просмотра фильма?
— Приходится отсматривать порядка тысячи фильмов в год, если говорить и о полном метре, и короткометражном, и фильмах разных стран. И, как правило, все смотрю до конца. Бывает так, что фильм не нравится, смотришь, смотришь его, а в конце он как бы открывается тебе, открывается вся его сущность, главная идея фильма. И вся эта история поднимается в твоих глазах на другой уровень. Если фильм чем-то зацепил, значит, что-то в нем есть. Значит нужно обратить более пристальный взгляд на него.
Что же касается советов, нет, я не советуюсь ни с кем, решаю все сама, под свою ответственность.
— При составлении программы фильмов на чем делается главный акцент?
— Я всегда стараюсь, чтобы на фестивале было разное кино. С одной стороны, фильмы необычно снятые, фильмы-эксперименты, это, как правило, молодёжные фильмы (например, фильм «Кастинг», «Пустота», если говорить о конкурсе этого года «Амурской осени»). С другой – фильмы, снятые в традиционной манере (фильмы «Я вернусь», «Рисунки дождем»), потому что у каждого кино найдется свой зритель. И жанры самые разные – от триллеров, психологической драмы до комедии. И еще в этом году, мы хоть себя и ограничили этим, но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать – в конкурсе у нас участвуют фильмы, для которых показ на «Амурской осени» – общероссийская премьера. И авторам приходилось делать выбор, отказываться от участия в других фестивалях, отдавая предпочтение нашему. Что интересно, что в этом году мы представили довольно широкий срез независимого кино – сразу несколько фильмов конкурса были сняты вне крупных студий или продюсеров, а на деньги частных инвесторов.
— Отборщик и программный директор в одном лице или это две разные должности?
— Ну это схожие должности, и тот, и другой отбирают для фестиваля фильмы. Как правило, если есть отборочная комиссия, то программный директор ее возглавляет, если же ее нет, то программный директор делает всю работу сам. На больших фестивалях там несколько секций, поэтому отборщиков там несколько, нужно отобрать из нескольких тысяч фильмов. Естественно, это физически неподъемно одному человеку. Программный директор формирует концепцию фестиваля в целом, конкурсные и внеконкурсные программы, специальные показы, ретроспективы, чтобы вся киночасть фестиваля складывалась в какую-то одну картину. Конечно, на разных фестивалях бывает по-разному, бывают тематические ограничения – например, фестиваль военного кино, или ограничения, связанные с регламентом или какими-то другими нюансами. Если говорить об «Амурской осени», то тут важным условием участия является премьера, как я уже говорила, а тематически, жанрово, стилистически мы стараемся быть разными. В этом году, у нас, как вы, наверное, заметили, была направлена ориентация на молодежную публику, на участие преимущественно молодых авторов кино.
— Меня всегда поражает работоспособность отборщика кинофестиваля. Как можно отсмотреть тысячи фильмов, и не просто отсмотреть их, но и запомнить их содержание, исполнителей ролей, создателей фильмов и пр.? У тебя есть какой-то секрет запоминания?
— Ну, когда я смотрю фильмы, делаю для себя небольшие пометки, которые мне потом напоминают о содержании. Или записываю какую-нибудь деталь, которая сразу помогает вспомнить этот фильм. Да, объем большой, но как-то справляюсь. Наверное, вырабатывается профессиональный навык. Конечно, здесь нужна хорошая память. А потом, я выстраиваю условные полочки в голове, и поэтому все довольно структурировано, это мне помогает в работе. Еще подсказки – в списках, файлах, табличках.
— Не наживаешь врагов тем, что отбраковываешь часть фильмов?
— Ну таких явных вроде бы нет. Может быть в душе кто-то и обидится, что не попал в конкурс. Не знаю.
— Ну, а как быть со вкусами, и вообще, с таким понятием, как «вкусовщина»? Ведь говорят, сколько людей, столько и мнений, и как быть с субъективным подходом в выборе фильма?
— Бывает фильм, не совпадающий с моими ощущениями, с моим пониманием, как это должно быть, но я вижу, что этот фильм, тем не менее, талантливый, достойный, и считаю нужным его включить.
— А ты хотела бы сама сниматься в кино?
— Нет, мне никогда не хотелось этого. Я не вижу в себе никакой органики. Мне скорее всего хотелось бы быть продюсером, и я делаю в этом направлении определенные шажки.
— Что для тебя значит фестиваль «Амурская осень»? Это попытка проявить себя, решить свои амбициозные мечты или что-то другое?
— Для меня этот фестиваль – знаковый. Мне интересны задачи, которые передо мной каждый год здесь стоят, и важно добиваться результата – премьер, специальных событий, гостей, в том числе иностранных. Я думаю, что важно, что такой фестиваль, который вбирает в себя и кино, и театр, – единственный. И «Амурская осень» один из крупнейших фестивалей на Дальнем Востоке.
Сюда приезжает огромное количество гостей, среди которых много знаковых фигур и зарубежных, в том числе. Фестиваль интересный, разноплановый, здесь столько происходит разнообразных мероприятий. Каждый раз узнаешь что-то новое, знакомишься с интересными людьми, здесь обновляешься душой. Для меня он какой-то родной фестиваль, я его жду каждый год. А еще мне очень приятно, когда люди хорошо оценивают какой-то фильм, который я отобрала. Я как бы тоже чувствую свою причастность к нему, что выбрала его. Значит наше мнение об этом фильме совпали, значит мы как-то близки по восприятию. И это всегда здорово.
— Саша, я знаю, ты не ограничиваешься только работой программного директора, ты много пишешь. У тебя уже много написанных вещей: рассказов, сценариев, эссе, и они очень неплохие. Не хотела бы ты собрать все это и издать книгу?
— Не оставляю это направление, и думаю, это все еще впереди.
Беседовала Фаина Зименкова
Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!