Антон Мегердичев: «Я никогда не мечтал сниматься в своем кино, каждый должен заниматься своим делом»


В один из вечеров фестиваля «Амурская осень» в рамках традиционной рубрики «Персона дня» в шатре состоялась встреча с председателем жюри конкурсной программы игровых короткометражных фильмов, режиссером Антоном Мегердичевым, известному по нашумевшим фильмам «Бой с тенью 2: Реванш», «Темный мир», «Елки 3» (снял одну из новелл). Его последние блокбастеры «Метро» (выступал и как соавтор сценария) и «Движение вверх» стали лидерами российского проката.

Антон Мегердичев рассказал о том, как пришел в кино, поделился некоторыми секретами профессии, поведал о дальнейших планах, ответил на вопросы собравшихся.

Антон признался, что всегда выступает как приглашенный режиссер. В «Елках 3» вообще оказался случайно — нужно было спасать чужой проект. Пожаловался на трудности современного производства, когда режиссер и продюсер находятся в вечном конфликте: бесконечные вмешательства продюсеров заставляют бесчисленное количество раз дорабатывать сценарий. Это вносит сумятицу в съемочный процесс — режиссер порой выходит на площадку сам толком не зная, что он будет снимать, с каким актером.

Открыл режиссер и секрет по какому критерию подбирает сценарий: «Если я читаю и слезы наворачиваются, значит, это мой материал. Конечно, хочется, чтобы это были разноплановые проекты». Оказывается, самым удачным своим фильмом Мегердичев считает «Метро» — в нем он воплотил пятьдесят процентов от задуманного. «Это были сложные съемки, высший пилотаж», — признается он. — «Мне очень повезло, что фильм снимал Сергей Астахов — один из лучших мастеров из ныне здравствующих. У него не только операторский, но и технический талант. Сколько всего удивительного и необходимого он придумал на съемочной площадке! Мы сделали декорацию 700-метрового метро, заполнили ее водой и начали снимать. Но до того провели очень сложные репетиции. Они были просто необходимы. Самые большие репетиции были в фильме «Движение вверх». И это сработало на фильм. В «Метро» репетиций было меньше, в «Бою с тенью 2» не было вообще. В сегодняшнем кино порой приходится делать много невыполнимого. Режиссер должен продумать ключевые моменты, от которых ни к коем случае не может отказаться. Время съемок — самый ответственный момент. Не удается даже выспаться». Рассказал Мегердичев и о некоторых нюансах монтажа, секретах раскадровки: «Раскадровка не спасает. Она нужна только в экшн-сценах. Там, где работает актер, она не спасет. Монтаж — вот фильмообразующий момент».

Антон Мегердичев считает, что то, что режиссер сегодня может снимать, не заботясь о пленке, порой играет против фильма, ведь можно делать бесчисленное число дублей. А часто по эмоциональному накалу и актерской самоотдаче именно первый дубль оказывается лучшим. Многие режиссеры монтируют сою работу уже на площадке. «Монтаж на площадке вообще губительный процесс, — продолжил режиссер свою мысль. — Ведь в этот момент режиссер порой и сам еще не знает, чего хочет». Мегердичев знает, о чем говорит — многие годы он проработал режиссером монтажа и уверен, что плохой монтажер может запросто убить фильм, а хороший вытянуть и «провальные» сцены. Поэтому сам и монтирует свои картины. «30 секунд в неделю — и нормально. Человек это просто не выдержит», — шутит он.

Коснулся он и столь интересного для всех момента, как кастинг актеров: «Режиссер представляет продюсеру актера, а он уже его утверждает. Порой все же режиссеру удается в чем-то убедить продюсера».

Конечно, все хотели услышать и о жене Антона Мегердичева — Елене Пановой. Здесь нет никаких секретов — познакомились они на площадке «Боя с тенью 2». Конечно, Антон старается чаще снимать Елену, насколько это возможно. И везде предлагает ее продюсерам. Последний раз она работала с ним в «Метро». В «Движении вверх» он ее не предлагал — работа над фильмом шла непросто, да и не было для Елены подходящей роли.

О своем характере Антон сказал: «Я человек спокойный. Даже не знаю, что меня может вывести из себя, разозлить». Считает, что кинотриумф не стоит тех усилий, которые порой требует фильм.

Говоря о планах, Антон признался, что сейчас работает с Игорем Тостуновым над новым проектом — «Сердце Пармы» по одноименному роману Алексея Иванова. Съемки должны начаться в феврале. По жанру это будет историческое фэнтези, «в котором все элементы мистики можно объяснить реальными событиями». Вредя действия 1550 год. Пермский край. Предуралье. Съемки будут проходить в Москве, Перми. «Я не выбираю фильм по жанру, только по качеству сценария. Очень хочется, чтобы в новой работе все получилось. Роман написан так, что экранизировать его невозможно. Мы беремся лишь за первую часть — в ней автор все сказал, что хотел. Сам я не осилил весь роман. Меня завораживает мистика язычества, взгляд язычника на православного человека, а православного на язычника. Книга очень современна. Здесь о многом хочется поговорить. Мы изменили лишь героиню — сделали ее не просто ведьмой, а женщиной, и она в ней побеждает. Это единственная женская роль».

В этот вечер на режиссера обрушился шквал вопросов. Отвечая на один из них, он признался, что никогда не мечтал сниматься в своем кино, даже в эпизодах, ведь каждый должен заниматься своим делом. Оно и правильно.

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!