Юрий Богатырев. Объяснение в любви. 


В Белом зале Центрального Дома кинематографистов состоялся вечер, приуроченный к 75-летию со дня рождения Народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Организатор мероприятия – Гильдия актеров кино Союза кинематографистов России.

Весь вечер на легендарной сцене актеры театра и кино – близкие друзья и соратники актера делились со зрителем самыми яркими  воспоминаниями и мгновениями из жизни, связанными с Юрием Богатыревым.

Народный артист России Всеволод Шиловский: «Мне выпала большая честь вести этот вечер. Я счастлив, что вижу полный зал любящих глаз. У Юрия Богатырева уникальный диапазон, и аналогов не существует. Это личность мирового масштаба».

Всеволод Николаевич рассказал, как в его жизни появился этот «гениальный человек». Во МХАТе он ставил спектакль «Мятеж», а на роль главного героя Дмитрия Фурманова долго никого не мог найти. Так получилось, что артист, на которого рассчитывал Шиловский не смог участвовать в постановке. Лихорадочные поиски среди мхатовцев и артистов других театров не увенчались успехом. Тогда замдиректора МХАТа Леонид Эрман указал ему на молодого и свободного на тот момент актера Юрия Богатырева. Когда Всеволод Николаевич пришел в  комнату-пенал на Манежной улице, где жил актер, он словно попал в другой мир. Вся комната была увешана его картинами. Начался долгий разговор. И вот, во МХАТе произошло рождение нового большого артиста Юрия Георгиевича Богатырева. Спектакль «Мятеж» собирал аншлаги, а актер всегда играл с полной самоотдачей.

Заслуженная артистка России Наталья Варлей: «В июне 1967 года перед Щукинским училищем стоят абитуриенты. Они скучковались вокруг красивого, высокого, статного блондина – это Юра Богатырев. Они все внимательно его слушают. Он не разговаривает громко, в нем нет позерства. Но то, как его слушают, является одной из граней его таланта. Он обладал невероятным магнетизмом.  Я помню, что на всех лекциях у Юры в руках был или альбом, или тетрадь, где он делал наброски. Он был тонким человеком, и вкусы у него были изысканные: любил Эфроса и его музу Ольгу Яковлеву, любил польский кинематограф 60-70-х годов. Его любимой певицей была Елена Камбурова».

У Никиты Сергеевича Михалкова актер готов был сниматься всегда и даже бесплатно. Режиссер в буквальном смысле стал крестным отцом Богатырева в кино, пригласив актера на съемки в свою дипломную работу «Спокойный день в конце войны». По словам Никиты Сергеевича, он был «невероятно гибок как актер и в то же время с точки зрения внешнего облика совершенно не походил на разностороннего артиста». Режиссер вспоминает, что его не часто узнавали на улицах, но он всегда жаждал зрительской любви и признания – нуждался в этом: «Сколько он мог еще сыграть. Всегда, когда я его вспоминаю, у меня возникает улыбка на лице. Его обаяние, детская трогательность присущи немногим».

Заслуженный деятель искусств России Александр Адабашьян: «После того как Михалков его утвердил на роль Шилова, он без всяких гантелей и чудовищных упражнений на глазах стал становиться сухим, худым. Я был этому свидетель. Их этого зефира и пастилы стало появляться что-то такое жилистое, резкое. Но в следующей картине он уже был другим существом, не прилагая к этому никаких усилий. Он не обладал какой-то узнаваемой актерской внешностью. В своих ролях Богатырев мог быть красивым, смешным, вялым, беспомощным, наглым, хамоватым, но в жизни не было ничего из этого. Всегда казалось, что Юра – это снаряд, заряженный на долгую и счастливую профессиональную жизнь. Но, как пишут в компьютерах, что-то пошло не так».

Народный артист России Аристарх Ливанов: «Талантов много – мало артистов. Чтобы стать артистом, нужно иметь внутреннее обоснование, личностное начало. Этим Юрочка был богат. Он человек-загадка – редкий артист, вокруг которого еще при жизни создавались легенды. От него всегда ждали, как он себя проявит в определенной роли, и эти ожидания всегда были оправданы. Ожидание чуда, которое приковывало наше внимание к его творческому процессу, дорогого стоит. С таким ореолом человеку очень трудно существовать и на сцене, и на съемочной площадке. Но все это дает силы. Если в тебя верят, то эти силы непременно тебя посетят».

Народный артист России Всеволод Шиловский: «В Современнике шел спектакль «Вечно живые». Виктор Розов говорил, что Марк в исполнении Богатырева – это лучший из Марков. Даже в такой отрицательной роли он сумел применить такие психологические секреты, что у роли появились поклонники. Он и это умел доставать из своей шкатулки. Ведь самое главное качество артиста – быть адвокатом своей роли».

В картине «Два капитана» Юрию Богатыреву досталась отрицательная роль Михаила Ромашова. Характер актера был абсолютной противоположностью его герою в фильме, но тем интереснее было играть эту роль, построенную на противостоянии с самим собой.

Заслуженный артист России Борис Токарев: «Играть и работать рядом с таким актером – это и огромное напряжение, и огромное счастье. Невозможно было увидеть в нем противного человека, настолько он был обаятелен. Карелову пришлось много с нами работать для того, чтобы возникла какая-то неприязнь. Ведь ощущение дружбы и взаимной симпатии все равно  остается на экране. Камера все видит: твои глаза, душу, отношение к человеку. Я всегда думал о том, что Богатырев не просто актер – это явление. Он долгие годы будет с нами, и многие вещи мы будем видеть его глазами через его роли. Я долго думал, а кто же он? И потом пришел к выводу, что он, конечно же, Филиппок из картины «Объяснение в любви». Это огромный ребенок, в круглых очках, с огромными руками, губами, улыбкой. Но в тоже время у него был огромный диапазон в ролях. Он мог быть абсолютно любым. Я думаю, что Богатырев выполнил ту миссию в жизни, которая была предназначена для него. Он оставил след, который никто никогда не забудет».

На экране остались знаменитые роли талантливого, тонкого и очень ранимого человека Юрия Богатырева. Но после своего ухода актер оставил всем своим друзьям, коллегам и любимым зрителям не только свои роли, но и коллекцию живописных и графических работ. При жизни актер говорил, что рисует людей, с которыми вместе учился, работал, общался, а также композиции на темы любимых литературных произведений. О своем творчестве он рассуждал так: «…Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию».

В вечере приняли участие: народные артисты России Авангард Леонтьев, Валерий Баринов, Александр Пятков, заслуженные деятели искусств России Александр Адабашьян, Борис Токарев, заслуженные артисты России Наталья Варлей, Татьяна Ташкова, Станислав Садальский, инокиня Ольга Гобзева. Ведуший вечера – народный артист России Всеволод Шиловский.

Наталья Тонких

Фотографии: Александр Филяс