Россия в программе 74-го Каннского кинофестиваля


Сегодня отборочный комитет 74-го Каннского международного кинофестиваля объявил официальную программу 2021 года — в нее вошли 50 фильмов из разных стран. Россию в основном конкурсе главного мирового киносмотра представят два фильма – «Петровы в гриппе» (реж. Кирилл Серебренников) и «Купе номер шесть» (реж. Юхо Куосманен), в секцию «Особый взгляд» также отобрано две картины – фильм Алексея Германа младшего «Дело» и «Разжимая кулаки» Киры Коваленко.

Помимо этого, стоит отметить еще два российских проекта, которые будут представлять Россию в Каннах. Это проект нового фильма режиссера Эллы Манжеевой «Белой дороги!», который отобран в секцию Atelier программы Cinefondation, и анимационный VR-сериал «Под подушкой», принимающий участие в конкурсной программе «Cannes XR» на кинорынке Marche du Film Каннского кинофестиваля.

Евгения Маркова, генеральный директор «РОСКИНО»:

«Россия впервые за долгое время представлена на Каннском кинофестивале столь масштабно ¬– и в конкурсной, и в других программах. Приятно отметить, что в этом году отобраны российские проекты разных форматов – от картин знаковых режиссеров до сериальной анимации, реализованной в инновационной VR-технологии. Также три из шести проектов – «Петровы в гриппе», «Купе номер шесть» и «Белой Дороги!» сняты в копродукции. Это подтверждает актуальность вектора на развитие копродукции в России, выбранного «Роскино» полтора года назад. От всей души поздравляю создателей картин с этим успехом!».

Драма режиссера Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе» производства Hype Film снята по роману Алексея Сальникова. Фильм, спродюсированный Ильей Стюартом, Мурадом Османном и Павлом Бурей, был создан в копродукции с Францией и Швейцарией.

Петровы — самая обычная семья. Он — автослесарь, она — библиотекарь, у них есть сын, но вместе они не живут. Казалось бы, ничего особенного. Но повседневная реальность взрывается в тот момент, когда семья заболевает гриппом, и жизнь оказывается полной безумия, фантастики и сюрреализма.

Кирилл Серебренников, режиссер:

«Это попытка выразить нашу Родину через эмпатию и рассказать про свое детство, про страхи, про радости, про любовь и ненависть, про ярость и обожание, про одиночество, про мечту. Мне хотелось, чтобы в этом фильме было много чувственности, много любви. Я не собирался снимать это кино, оно как-то само ко мне пришло, поработило, и с большим удовольствием я отдался этому плену. Оно было в достаточно тяжелый момент моей жизни и главной отдушиной, и главной радостью, и может быть даже в чем-то спасительным кругом. Поэтому оно абсолютно искреннее и честное. И я рад, что зрители Канн посмотрят фильм, который для меня оказался таким важным».

Илья Стюарт, продюсер:

«Петровы в гриппе» одна из самых ожидаемых картин не только в нашей стране, но и в мире. Съемки проходили в очень непростой период для режиссера. Кроме того, события прошлого года внесли ряд изменений в наши планы и судьбу картины, поэтому мы невероятно рады, что мировая премьера фильма наконец-то состоится на самом важном, на мой взгляд, фестивале, в одном из самых главных кинозалов в Европе. Это картина с удивительной формой, очень точно отражающая многогранность русской души, и я очень горжусь причастием к уникальному видению Кирилла Семеновича. Отдельно хочу поблагодарить наших партнеров за поддержку на всех этапах работы над фильмом».

Второй картиной, представляющей Россию в основном конкурсе, стал фильм «Купе номер шесть» режиссера Юхо Куосманена. Он снят при миноритарной поддержке Министерства Культуры РФ в копродукции с международными компаниями: СТВ (Россия), Aamu (Финляндия), Amrion (Эстония), Ахтунг Панда! (Германия), а также при поддержке Финского кинофонда, YLE, ARTE, Эстонского Киноинститута, MEDIA, Евримаж.

Картина повествует о студентке из Финляндии, которая села в поезд «Москва-Мурманск», пытаясь сбежать от своей таинственной московской любви. По воле случая ей приходится разделить долгую поездку и тесное купе с грубоватым русским шахтером. Нечаянное соседство помогает обоим пассажирам купе номер шесть осознать свое одиночество и тоску по человеческим отношениям.

Юхо Куосманен, режиссер:

«Для меня кино – это инструмент для построения жизни. Оно помогает найти некий смысл в этой хаотичности, облегчает боль и может заставить нас смеяться над нашими страхами».

Наталья Дрозд, продюсер:

«Я невероятно рада за наш фильм, это огромная честь — участвовать в Основном конкурсе Каннского фестиваля. Юхо снял удивительно нежный фильм о том, что общего между людьми гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. И это высказывание мне кажется крайне важным в нашей новой реальности».

Сергей Сельянов, продюсер:

«Конечно, мы рады и горды, что в основном конкурсе такого фестиваля, есть фильм, участие в котором приняла наша кинокомпания СТВ. Все съемки прошли в России, и были завершены буквально за день до объявления локдауна и закрытия границ. И вот практически через месяц состоится мировая премьера фильма и фестиваль, и мы все этого ждем».

Новый полнометражный фильм «Дело» (международное название House Arrest) режиссера Алексея Германа-мл. и кинокомпании «Метрафильмс» приглашен в официальную программу «Особый взгляд» (Un certain regard). Картина ранее была анонсирована в России под рабочим названием «30 дней 30 ночей». Генеральным продюсером выступил Артем Васильев («Метрафильмс»), продюсерами фильма стали Юрий Степанов (канадская компания Outrageous Film Company), Георгий Шабанов (All Media (a START Company) и Илья Цофин (немецкая компания LM Media). Фильм создан при участии видеосервиса Start и Фонда развития современного кинематографа «Кинопрайм».

Фильм повествует о том, как преподаватель вуза в небольшом провинциальном городе вступает в борьбу за свои идеалы и свое имя, а порой и за саму жизнь.

Алексей Герман-мл., режиссер:

«Для меня это эксперимент, потому что картина снималась в одной декорации, и ее попадание на Каннский фестиваль — это повод для гордости. По большому счету, этот фильм в определенной степени наше объяснение в любви великой русской литературе, любимым мной Гоголю, Грибоедову, Достоевскому. Для меня очень важна тема уважения и ответственности гражданина перед своей страной, наш герой борется за, как ему кажется, лучшее будущее, за справедливость».

Артем Васильев, генеральный продюсер фильма:

«Приглашение «Дела» в официальную программу Каннского фестиваля — знаменательное событие и для режиссера, и для кинокомпании «Метрафильмс». Для нас большая честь войти в программу, отобранную в этом году из почти 2300 фильмов со всего мира (обычно на конкурс приходит около 1800 заявок). Мы работаем с Алексеем больше 15 лет, и наши совместные кинопроекты уже были представлены на Венецианском («Бумажный солдат») и на Берлинском («Под электрическими облаками» и «Довлатов») фестивалях. Приглашение в Канны говорит о качестве фильма и об очевидном интересе к творчеству Алексея Германа-мл. со стороны международного киносообщества».

Вторым проектом, который представит Россию в секции «Особый взгляд», стала картина «Разжимая кулаки» (Unclenching The Fists) молодого режиссера Киры Коваленко. В 2015 году РОСКИНО отметило этого талантливого режиссера, включив ее короткометражную работу «Они ушли от меня» в свой проект Global Russians, ежегодно представляемый в Российском павильоне в рамках Каннского кинофестиваля. И теперь новая работа Киры Коваленко попала в официальную программу Festival de Cannes.

Действие фильма разворачивается в Северной Осетии. Небольшой шахтерский городок Мизур зажат между отвесными скалами. Сюда после трагических событий перевез свою семью Заур. Сыновей и дочь он воспитывает строго, не зная границ между отцовской заботой и гиперопекой. Старший сын Аким уже сбежал в ближайший крупный город – Ростов – на заработки. Младший, Дакко, еще не вполне осознал, чего он хочет от жизни, а дочь Ада активно строит планы побега. Ада уже взрослая девушка, но отец по-прежнему видит ее маленьким беззащитным ребенком. Разомкнуть крепкие отцовские объятия, чтобы наконец начать самостоятельную жизнь, оказывается сложнее, чем казалось.

Кира Коваленко, режиссер:

«Первым импульсом для создания этой истории послужила фраза из романа Фолкнера «Осквернитель праха» о том, что немногие могут выдержать рабство, но никто не способен выдержать свободы. Для меня тема свободы как бремени стала самой важной на время работы над этим фильмом. Бремя свободы неизбежно приводило меня к размышлениям о бремени памяти и их связи. Возможно ли выдержать свободу от памяти?»

Александр Роднянский, продюсер:

«Очень рад за Киру Коваленко. Отбор в официальную программу Каннского фестиваля — огромное достижение и свидетельство авторского таланта. «Разжимая кулаки» — очень смелая и неожиданно зрелая работа, которая сочетает в себе глубокое понимание человеческой психологии и очевидное художественное дарование автора. Фильм необычен и тем, что открывает зрителям жизнь Северной Осетии, прежде в кинематографе не исследованную и до недавнего времени остававшуюся terra incognita. Моим приоритетом остается поиск и поддержка молодых талантов, и я очень рад, что это приносит свои плоды. Новое поколение отечественных режиссеров громко заявляет о себе».

В секцию Atelier программы Cinefondation отобран проект фильма «Белой дороги!». Эта мистическая драма – совместная работа режиссера Эллы Манжеевой и продюсеров Елены Гликман и Виктории Лупик.

Десять лет Алдар не был дома. Теперь он часть большого города – голос его бесчисленных улиц. Когда в степи пропадает его мать, он бросается на ее поиски. Им предстоит вновь обрести друг друга и вместе пройти путь, который не успели пройти при ее жизни.

Секция Atelier программы Cinefondation была создана в 2005 году с целью развития и поддержки авторского кино.

Элла Манжеева, режиссер:

«Фильм «Белой дороги!» – это современный миф, который будет понятен каждому, кто переживал в своей жизни потерю не только близких людей, но и внутреннюю потерю самого себя. Такой роуд-муви внутри моего подсознания, памяти предков, защитников веры на фоне социальных проблем, духовной нищеты и голода. Это молитва-плач во спасение эгрегора победы моего народа. Создавать миры — уникальная возможность рассказывать о себе. Иногда слова упрощают чувства, мысли или эмоции, которые мы переживаем. Существует много способов и форм проявления этой уникальной энергии автора. И процесс познания гораздо важнее результата. Этот фильм — мой путь. Я научилась быть откровенной».

Российско-белорусский анимационный VR-сериал «Под подушкой» (Under the pillow) режиссера и продюсера Георгия Молодцова прошел в конкурсную программу «Cannes XR» на кинорынке Marche du Film Каннского международного кинофестиваля. Пилотный эпизод впервые покажут публике в рамках «VeeR Future Award» — программы, посвященной сочетанию иммерсивных технологий и кино.

Анимационная история основана на сказке уральского журналиста Сергея Молодцова, отца режиссера проекта. Главный герой — игрушечный котик Мормотик, которого от скуки сшили из старых вещей братик и сестренка, живущие в одной комнате. Став их другом, Мормотик помогает находить потерянные вещи и мирит детей, которые частенько находят поводы для ссор.

Георгий Молодцов, режиссер:

«Создание VR-фильма — это не только дань памяти моему папе, придумавшему котика Мормотика для меня и моей сестры в трудные моменты нашей жизни, но и яркая демонстрация возможности создания анимационных проектов с помощью игровых сред разработки, игровых движков. Мы решились запустить производство собственными силами и средствами и сразу вышли на международный рынок, так как объем VR-дистрибуции в русскоязычном сегменте очень небольшой. Надеемся, что проект привлечет внимание коллег, заинтересованных как в новом добром детском персонаже, так и в технологиях, с помощью которых этот персонаж становится реальным».

В этом году Каннский фестиваль пройдет с 6 по 17 июля, а не традиционно в мае, но все же – в офлайн формате, не смотря на ограничения, связанные с глобальным распространением новой коронавирусной инфекции.

Почетной гостьей церемонии открытия 74-го Каннского международного кинофестиваля 6 июля станет голливудская актриса и режиссер Джоди Фостер. Ей будет вручена почетная «Золотая пальмовая ветвь» в знак признания ее блестящего творческого пути и уникальных личных качеств. А фильмом открытия станет англоязычная картина именитого французского кинорежиссера Леоса Каракса «Аннетт». Возглавит жюри предстоящего фестиваля американский режиссер Спайк Ли.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!