Кино как образ жизни


Он родился в деревне Октябрь, что в Мордовии, а о кино в детстве только слышал да читал… Когда в деревню впервые приехала кинопередвижка, кино показывали в школе, где его отец был директором. Сидели на полу, а вместо экрана натянули простыню. Мальчишку Колю тянуло к стрекочущему, издающему волшебный свет киноаппарату, он даже неуклюже сунул в него руку — перемотать пленку… С тех пор на пальце осталась отметина — Кино пометило его… Оказалось — навсегда: конфуз тот только укрепил мечту стать киномехаником. Дарить людям радость — ведь любой киносеанс тогда был источником позитива для зрителя… Коля Бородачев завел тетрадь, в которую записывал названия виденных фильмов, имена режиссеров, актеров, сценаристов… А после школы поехал в профтехучилище в Саранск — учиться, конечно, на киномеханика.

И сбылась мечта детства — каждый день смотреть по несколько фильмов…

Потом, будучи директором знаменитого московского кинотеатра « Иллюзион», будущий лауреат Государственной премии РФ Николай Михайлович Бородачев так кино и смотрел — по пять-шесть фильмов в день — отбирал месячный репертуар…. Кинотеатр был его детищем — по-крестьянски основательный и рачительный, директор оснащал его новым оборудованием, ремонтировал. И кинотеатр в чем-то отражал его вполне консервативные взгляды на жизнь — убранство там было добротно-советское. Потому как он жил той эпохой, советским кино, единственно для себя лучшим.

Но кто может назвать его консерватором? Он умел слушать новых людей, имел на них нюх, испытывал пиетет перед творцами кино, охотно поддерживал их. И был легко открыт новому — многолетняя дружба и помощь режиссеру Александру Сокурову, авангардисту, экспериментатору, — тому подтверждение.

…Той своей деревне, родной земле остался верен всей судьбой. Инициировал и построил в родном Саранске кинотеатр « Россия» и Культурный центр. Здесь он в 1969 году начал свой трудовой путь киномехаником. Переехал в Таджикистан, за плечами уже был Ленинградский институт киноинженеров, в Душанбе закончил и педагогический институт, но — остался верен своему любимому кино, занимал руководящие посты в киноиндустрии советского Таджикистана.

Затем было приглашение в Москву, в 1998-м в статусе заместителя управляющего начал работу в московском представительстве Госфильмофонда, а с 2001-го стал его генеральным директором.

Госфильмофондом РФ Николай Михайлович руководил почти двадцать лет. На сегодняшний день Фонд владеет крупнейшей в мире коллекцией кино, его усилиями кинохранилищу стало уделяться особое внимание Правительства страны, оно встало в ряд с такими хранилищами культуры, как Третьяковка, Эрмитаж и Библиотека Ленина.

Каждый год около ста игровых картин и десятки тысяч кино- и видеороликов сдавали и сдают сегодня режиссеры в главный киноархив страны. Всему этому богатству нужен уход, особая температура хранения, в этом плане в киноархиве были созданы свои уникальные ноу-хау. Много сил и энергии Николай Михайлович отдал отстаиванию хранения фильмов именно на кинопленке, а не в цифре. Доказывал, спорил, это была его твердая позиция; на сегодняшний день в мире спор «пленка-цифра» идет все так же.

Истинно по-хозяйски он относился к смене поколений в своем Госфильмофонде: за свои обучали молодых в двух вузах страны — чтобы те вернулись назад, влились в коллектив. Их обеспечивали работой, давали жилье. Выдавались пособия на детей до трех лет, поддерживались пенсионеры. Большинство сотрудников получили квартиры от производства — забытая советская практика здесь работала, и приносила свои результаты. Обновлялись специализированные помещения Госфильмофонда, к нему велись новые дороги, был заложен парк федерального значения.

Пропаганда, в самом хорошем смысле этого слова — пропаганда отечественного кино, — была его непреходящей заботой, делом жизни. Но и Кино вообще.

Фестиваль архивного кино «Белые столбы», его детище, уникален в ряду мировых кинофорумов. Этот киносмотр каждый год представлял на суд наших и зарубежных специалистов кино абсолютные раритеты из истории кино, фильмы-находки, найденные научными сотрудниками Фонда в его закромах… Госфильмфонд вышел на международную арену с лучшими образцами нашего кино, традицией стали показы отечественной киноклассики в Европе и Америке, чаще за свой счет, дабы донести наше кино до зрителя всех континентов.

Это была уже Миссия. И он постоянно расширял ее масштаб: каждый год более трехсот показов лучших советских и новых российских лент Госфильмофонд делал во всех уголках мира. Продвижение и популяризация творчества классика нашего кино Александра Сокурова — тоже во многом заслуга неутомимого гендиректора Госфильмофонда.

И «Иллюзион» тем временем жил своей насыщенной жизнью — он вовлекал его в орбиту кинофестивалей, здесь всегда были премьеры, кинолекторий, встречи с ведущим мастерами кино страны…

Показы в Париже, Ницце, Вашингтоне… Но особое место в многочисленных проектах гендиректора Госфильмофонда занимала маленькая Абхазия. Он много лет предпринимал усилия по помощи непризнанной республике в решении двух главных задач кинофикации — воссоздании в республике кинопроката и создании национального кинематографа с собственной материальной базой. Это было предметом встреч с руководителями республики — вместе разрабатывался план строительства небольшой киностудии на берегу моря, для работы местных и российских кинематографистов. Своего рода подарком для абхазов стал и профинансированный Госфильмофондом совместный полнометражный документальный фильм о национальном герое новой Абхазии Владиславе Ардзинба, высоко оценённый в Абхазии и России.

Кому-то не нравились его предпочтения. А он, при всей своей внутренней деликатности, никогда не скрывал их. К примеру, на входе в кинотеатр «Иллюзион» просто поместил большой баннер Слободана Милошевича, которого считал героем и жертвой. Патриотизм его был спокойный и совсем не показной. Гордился дедом по материнской линии, тот служил в знаменитом Лейб-гвардии Волынском полку, личной охране государя императора Николая II, а погиб под Львовом, защищая Ставку Верховного Главнокомандующего. В планах было спродюсировать фильм о трагедии русских солдат в польских концлагерях 20-ых годов. Не успел…

В октябре 2012 года заслуженный работник культуры РФ Николай Михайлович стал учредителем и руководителем Московской областной организации общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов Российской Федерации», а с 2018 года — Первым заместителем председателя Союза кинематографистов РФ.

В работе он был до последних своих дней…

А похоронен в родной Мордовии, на земле предков.

Сергей Русаков, кинорежиссер, сценарист,
секретарь по творческим вопросам Московской областной Организации СК РФ