В Доме кино представили фильм «Мы дети 41-го года»


24 февраля в Центральном Доме кино состоялась премьера фильма «Мы дети 41-го года» (по мотивам одноименной повести татарского писателя Мухаммета Магдеева). Фильм снят в рамках Государственной программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа (2020-2023 годы)» при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан и ГБУК РТ «Татаркино».

«Центральный Дом кино — это главная площадка для кинематографистов всей страны. Мы уже не первый раз приезжаем и показываем свои фильмы, это большая честь для нас. Должна признаться, что всегда волнуемся, потому что здесь абсолютно другой зритель. Но региональное кино набирает обороты. Я считаю, что именно сейчас в регионах рождаются изумруды российского кинематографа и они покажут в будущем большой потенциал», — поделилась продюсер проекта Миляуша Айтуганова.

Идея проекта появилась давно, но авторам фильма удалось осуществить задуманное около двух лет назад. Тем более что поводом стало 90-летие писателя. Это история о жизни самых простых подростков, которые учатся в педагогическом училище в дни Великой Отечественной войны. Им слишком рано пришлось повзрослеть и столкнуться с лишениями этого времени. Но истинную веру в дружбу и любовь они не утратили. Можно сказать, что фильм повествует зрителю о неизвестной странице военных лет. Трудно сейчас вспомнить фильмы, которые рассказывают нам о жизни школьников или студентов в тылу в эти страшные для страны годы. Война здесь показана лишь со слов взрослых, не впрямую.

Для молодого режиссера Амира Галиаскарова это дебютная полнометражная картина, которую он практически сразу решил снимать в черно-белом формате, чтобы стилизовать ее под советское военное кино: «Каждый режиссер, на мой взгляд, должен равняться на фильмы «Иваново детство» и «Летят журавли».

Картина снималась на малой родине Магдеева – в деревне Губурчак Арского района Татарстана, где родился и вырос писатель. Здесь же находится и его музей с ценными эспонатами. Прообраз писателя в картине сыграл герой по имени Ильяс Сафин — актер Казанского Татарского государственного театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева Булат Гатауллин. Удивительно, но он очень схож с Мухамметом Магдеевым в молодости.

По словам актера, он сразу же влюбился в произведение классика, когда впервые прочитал его еще в школе: «Я всегда мечтал сняться в фильме, за основу которого взят достойный материал, и поработать с профессиональной командой».

Надо признаться, что большинство актеров совсем неизвестны зрителю, и для них это первый опыт работы в кино. В фильме роли исполняют студенты Казанского театрального училища.

Директор «Татаркино» и продюсер Миляуша Айтуганова отметила, что картина очень близка к оригиналу текста. Первые съемки проходили в родной деревне писателя: «Мы снимали в его доме. В Арске есть агропромышленный колледж, где во время войны находилось педагогическое училище. Мы решили приблизить атмосферу фильма к той, в которой жил сам писатель, поэтому выбрали именно эти локации. Нам пришлось поработать над сценарием, и я благодарна молодым ребятам, которые пропустили через себя это произведение».

Также она рассказала о программе самоидентификации татарского народа, в которой есть пункт об экранизации классики татарского народа: «Мы из этого списка выбираем самые известные произведения писателей. Наша задача – не потерять это наследие».

После просмотра фильма, зрители долго не хотели отпускать съемочную группу, задавали вопросы и делились впечатлениями.

«Великое уважение молодым ребятам, которые взялись за эту сложную тему, хотя они никогда не видели войны. Я смотрю не первый фильм татарского производства и уверена, что за этими молодыми людьми будущее регионального кино», — поделилась директор Центрального Дома кино Екатерина Головня.

На показе присутствовал известный киновед, доктор искусствоведения Валерий Фомин, для которого тема войны, как для киноведа, является важнейшей: «Я пришел сюда не только как киновед, а потому что моя Родина – Татарстан. Мне было приятно услышать здесь татарскую речь. Сегодня я увидел самое тихое, деликатное и искреннее кино о войне, без единого выстрела…»

Наталья Тонких