Завершилось Всероссийское совещание о проблемах документального кино


15 января началось Всероссийское совещание «О проблемах документального кино и возрождения кинолетописи». Главной темой совещания стали принципы организации, размещения и развития производства документальных фильмов и возрождения кинолетописи в России. Открыл заседание заместитель Председателя Союза кинематографистов России Клим Лаврентьев.

— Более десяти лет мы занимаемся проблемами документального кино. Идеи по решению этих проблем обобщены в материале, представленном участникам совещания. Наша задача — в течение этих двух дней создать итоговый документ, позицию, которую мы должны представить президенту Российской Федерации. В соответствие с поручением президента № 1515, если вы его внимательно прочитаете, то поймете, что оно напрямую касается нас.

Клим Анатольевич вручил членский билет Союза кинематографистов России режиссеру, председателю Союза кинематографистов Бурятии Артему Бурлову. Затем слово было предоставлено председателю Комиссии неигрового кино СК России Сергею Мирошниченко.

— Положение документального кино, которое производится на деньги Министерства культуры в нашей стране, на мой взгляд, находится в кризисной ситуации. Этот кризис развивался на протяжение 20 лет. В это время закрылись 6 из 9 студий нашей страны. Хочу напомнить, что первый «Оскар» был получен нашей страной именно за документальный фильм — «Разгром немецких войск под Москвой». Наше документальное кино лучшее в мире. Процесс свертывания документального кино как искусства происходил под эгидой того, что все искусство должно быть коммерческим. То есть работники Министерства культуры были вынуждены по закону проводить конкурсы, подразумевавшие дальнейшее коммерческое использование наших продуктов. Если студия получает 10 фильмов в год, то это уже вызывает подозрения в коррупции. Мы постепенно стали уходить от студий, и они стали умирать. Умерли телефильмы — их просто закрыли. Уходили центры документального кино с редакциями, штатом режиссеров, вокруг этих людей были композиторы, монтажеры, целая команда. Мы превратились в кинолюбителей, где студии стали надомными, а монтажная — роскошью. Из нашего быта стали уходить крупные организации. Мы сами содержим эти студии. Из-за этого пропали масштабные проекты, нет системной летописи страны. Самый тяжелый удар документальному кино был нанесен в 2014 году в связи с тем, что произошла инфляция. Гранты Минкультуры стали фактически в два раза меньше, люди перестали ездить в командировки. Либо выезжает один режиссер с камерой. Студии и люди в регионах все реже могут позволить себе снять качественные документальные фильмы.

Как помочь нашему сообществу? Вот несколько пунктов, которые меня волнуют. Когда-то я слышал, что по законодательству на документальное кино должно выделяться 18% от общего бюджета Министерства культуры на кинематографию. Это около 500 млн рублей. Я слышал, что уже на этот год планируется выделить не более 220 млн. Как так получилось?

Я считаю, что с учетом инфляции количество документальных фильмов, на которые выделяются гранты, не соответствует количеству кинематографистов, способных создать качественные фильмы. Сократив количество фильмов и подняв бюджет одной картины минимум до 3 млн, можно покрыть разницу, вызванную инфляцией.

Надо возрождать центры документального кино в каждом федеральном округе. Не нужны огромные помещения и деньги, но для этого нужны воля, желание федеральных институтов и кадры из наших ВУЗов, которые поедут туда и будут снимать летопись страны. Эти центры не должны быть государственными. Потому что иначе они начнут сдавать помещения в аренду. Это должно быть частно-государственное партнерство.

Для формирования точной летописи следует получить аналитическую записку из Красногорска, которая даст нам точные ориентиры: что нам снимать, чтобы мы заполнили те лагуны, которые образовались в их кинолетописи.

Для развития индустрии необходимо создать Фонд документального кино, который будет помогать студиям-лидерам. Эти студии надо создавать. Возможно, они будут связаны с федеральными округами. Они же будут отвечать за создание кинолетописи и документальных фильмов. Но главная их составляющая должна быть не коммерческая, а просветительская. Выделение средств должно быть дифференцированным.

Кроме того, летопись жизни сейчас снимают наши граждане. Я думаю, что нужно создавать большой сервер хранения и, работая с нашими социальными сетями, например, «ВКонтакте» собирать эту летопись. Нам необходим свой интернет-канал. Надо помогать нашим компаниям проката, таким как «Докер».

И последнее. Средний возраст руководителя студии давно перевалил за пенсионный. Не надо походить на политбюро ЦК КПСС. Надо открыть дорогу молодым. Они ярче нас, за ними будущее. Если мы не оставим им работающую систему — это будет ужасно.

Президент Ассоциации документального кино СК России Галина Леонтьева поддержала идею создания фонда доккино, а также инициативу создания региональных объединений, которые будут снимать неигровые фильмы.

— Также нужно создавать региональные мастерские во ВГИКе. Необходимо дать возможность отправлять по 2-3 человека из регионов учиться во ВГИК, чтобы после обучения они возвращались в регионы снимать кино. Для этого должны заключаться трехсторонние договоры между региональными властями, ВГИКом и Министерством культуры. Обучение года на 4-5.

Существует серьезная проблема распределения средств. Мы понимаем, что не все картины отвечают тому уровню, который мы хотим видеть на экране. Потому одна из главных задач — это работа экспертного совета по регламенту, разработанному на пленуме Союза кинематографистов. Этот совет будет заниматься распределением средств. Два главных правила: режиссер должен иметь профильное образование, а член экспертного совета должен иметь решающий голос.

Также у нас есть проблемы с представлением документального кино в информационном пространстве. Нужно выделять гранты для кинокритиков и киножурналистов, пишущих о документальном кино.

Нам поступило письменное обращение от секции научно-популярного кино из Петербурга с просьбой поддержать это направление.

Нужно увеличить финансирование документального кино минимум до 800 млн рублей.

Режиссер Алексей Учитель предложил сосредоточиться на поставленных Сергеем Мирошниченко вопросах. Он согласился с необходимостью создания фонда, центров документального кино и кинолетописи.

— Фонд кино за последние два года сделал резкий рывок в игровом кино. Но тенденция фонда кино — только коммерческие проекты. Проблема проката авторского и дебютного игрового кино не решена. Недостаточно просто выделить средства на производство картины, нужен бюджет на PR, чтобы зритель знал, что такой фильм существует. Когда будут создаваться центры, надо понимать, что это такое: производственная база или продюсерский центр? Или они будут совмещать и то и другое? Фонд должен не только распределять, но и привлекать средства, не только государственные. Как определять лидеров документального кино? Не достаточно призов и авторитетов некоторых режиссеров. Не режиссер должен получать деньги, а проект, который еще надо защитить. Или составить рейтинг, но это не совсем правильно. Проект — объективнее. Чтобы создать фонд, нужны кадры. Может, на время переходного периода создать подразделение в Фонде игрового кино? При этом минимум 20% бюджета должны идти на дебютное кино.

Американская система проката очень хорошая. У нас много университетов, в каждом есть зал. Там можно организовывать киноклубы, продавать недорогие билеты. Получится такая площадка для документального кино, авторского кино, и т.д.

По началу Фонд кино активно занимался международным сотрудничеством, сейчас все заглохло. Документалистам это тоже очень важно. Но будущему фонду будет очень тяжело.

Председатель Краснодарского краевого отделения СК России Валерий Тимощенко отметил, что киностудия им. Н. Минервина, которую он возглавляет, получает 1-3 проекта от Министерства культуры, а делает — 10.

— Ситуация в нашем регионе и Ставрополье катастрофическая. В регионах должно быть кинопроизводство. Страна должна рассказать о себе сама. Продюсерские схемы должны измениться. В регионах есть много денег, пусть деньги выделяются не только из федерального бюджета, но и из регионального. Если будет сигнал от первых лиц государства — найдутся средства и в местных бюджетах и у бизнеса. Нам нужны сетевые совместные проекты. Они выявят сильные центры. Если не будет производства в регионах, выпускникам ВУЗов будет негде работать.

Генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин (Санкт-Петербург) предложил использовать сеть, которой располагает возглавляемое им учреждение.

— Президентская библиотека существует с 2009 года. Благодаря информационным технологиям можно интегрировать все документы: от библиотечных до аудио-визуальных. Мы приглашаем использовать нашу сеть, во всех регионах есть центры удаленного доступа к материалам нашей библиотеки. У нас есть в регионах залы, которые можно использовать как кинозалы. Что касается отбора съемок, выложенных в интернете, согласно Гражданскому кодексу именно архивные учреждения имеют право отбирать материалы из сети.

Генеральный директор кинофестиваля «Россия» и художественный руководитель киностудии «Снега» Георгий Негашев предложил прислушаться к предостережениям Алексея Учителя.

— Что касается обучения ребят из региона, Свердловская студия в свое время подписала договор со ВГИКом о приеме на обучение. За пять лет ни один не вернулся в Екатеринбург. И сейчас даже если вернутся — нам нечего им предложить. Сначала нужно оживить производство в регионах. Хотя есть и другие пути.

Производство кинолетописи можно начать без каких-то приготовлений. В 2005 году началось производство кинолетописи Минкультом. Это производство в каждом федеральном округе продолжалось три года, диски с этими альманахами у меня с собой. Потом занавес резко опустился по причине абсолютно неизвестной. Потому предлагаю не мазолиться, а начать что-то делать.

Зритель у документального кино есть. На нашем фестивале «Россия» были полные залы, на эхе фестиваля в других регионах — тоже. В Краснодаре, в Казани и так далее, но это все не системно, стихийно.

Председатель Гильдии неигрового кино и ТВ Виктор Скубей уверен, что нужно изменить парадигму восприятия документального кино.

— Нигде документальное кино не ставит задачу извлечения прибыли или даже окупаемости. Оно финансируется теми, кому это нужно, потому что это не искусство, а аспект общественной жизни.

Сегодня население в большинстве случаев не знает, что такое авторское документальное кино. Главная задача, без которой все наши усилия будут тщетны, — мы должны популяризовать документальное кино, внедрить его. Во всем мире площадками для неигрового кино выступают киноклубы и муниципальные кинотеатры. У нас сейчас муниципальные кинотеатры в этих целях практически не задействованы: «Звезда» в Москве закрылась, например. Это могут быть клубы при университетах, библиотеках, сельских ДК, районные клубы. В наше время люди скучают по личному общению, клубы дадут площадку для дискуссии вокруг увиденных документальных фильмов. Для этого нужно финансирование для популяризации документального кино. Сегодня в базе около 80 киноклубов, по факту их больше. Их надо искать и поддерживать.

Идеей фонда доккино я занимаюсь третий год. Это очень непростой вопрос. Главная проблема — монополия Министерства культуры на финансирование. Фонд должен иметь не только государственные источники финансирования. Бизнес не имеет преференций для финансирования неигрового кино. Должны быть источники дофинансирования. Поддерживаю идею финансирования проектов, а не режиссеров или продюсеров. Уже появляются фонды, финансирующие социальные проекты. Надо дать возможность региональным фондам возможность поддерживать документальное кино. Нужна квота в регионе для съемки такого кино. Нужно дать налоговые льготы бизнесменам, которые финансируют документальное кино.

Нужно каталогизировать и собрать уже имеющиеся материалы студий для кинолетописи. Но нет денег, чтобы их оцифровать, каталогизировать и описать. На это нужно целевое финансирование. Нужно собирать материалы из сети. Нужен глобальный портал, где будут размещаться документальные фильмы для просмотра. Это недорого.

Сегодняшняя летопись — это фильмы из регионов, отражающие авторскую оценку. ТВ несет информационную составляющую, документальное кино — эмоциональную. Фильмов из регионов должно быть больше.

В свою очередь директор документальных программ ВГТРК Мария Финкельштейн напомнила, что на канале 24DOC было очень много российского документального кино, однако рейтинг был низкий.

— Мы стали закупать зарубежное кино и в конце концов его доля достигла 90%. После этого телесмотрение увеличилось в 4 раза. Зритель не хочет смотреть нашу документалистику. Она не соответствует технически, отечественные фильмы не проходили ОТК, мы не могли пустить их на спутник, там не видно, здесь не слышно, цветокоррекция вообще отсутствует. За 500 тыс что-то хорошее снять — это подвиг, за который можно памятник ставить. Надо сократить количество фильмов и увеличить бюджет оставшихся десятков фильмов. В июле мы пришли на телеканал «Россия». У нас есть шанс вернуть документальное кино на федеральный канал.

У нас есть проект с Кончаловским, такой срез нашего общества, снимается по всей России, выйдет летом. Я не верю в киножурналы по 10 минут перед игровым кино в кинотеатрах, зрителю это не нужно. Мы открыты для хороших артпроектов, мы готовы давать деньги, но нам нужны свежие идеи.

Директор и художественный руководитель студии «Азия-фильм» Владимир Эйснер напомнил, что Минкульт не является монополистом, а предоставляет лишь 2/3 средств, в то время как остальные деньги ищет продюсер.

— С привлечением частного капитала фейковые студии никуда не денутся, надо поставить им барьер в регламенте.

Он отметил, что при бюджете в 220 млн рублей, выделенных в этом году на неигровое кино, следует выделить отдельную статью расходов на кинолетопись.

Президент Международного кинофестиваля документальных фильмов «Встречи в Сибири» Элла Давлетшина предложила инициировать в региональных музеях киноотделы. Также она считает, что летописи можно создавать по схеме федеральных альманахов.

Генеральный директор студии «Встреча» Наталья Гугуева предостерегла коллег от попытки конкурировать с телевидением и интернетом при создании кинолетописи.

— Для меня кинолетопись от документалистов — это наши авторские документальные фильмы со всей страны о судьбах людей, где есть кинообразный анализ происходящего в стране, в судьбах и душах людей. Все остальные функции советской кинолетописи взяли на себя ТВ, интернет и стримы. Первый канал ежедневно снимает десятки сюжетов по всему миру, у них есть постоянный штат для этого. Куда пойдут сюжеты по 10 минут кроме архива? Мы будто хотим создать заново уже существующую на ТВ систему.

Директор студии «Гранат» Ефим Резников поблагодарил Председателя Союза кинематографистов России Никиту Михалкова, а также Клима Лаврентьева и Сергея Мирошниченко за организацию совещания.

— Проблема летописи стоит, но если мы не хотим создать что-то скороспелое и ненужное, то надо создать межведомственную комиссию, чтобы понять, что такое летопись сегодня. В нее должны войти киноведы, режиссеры, прокатчики и прочие профессионалы. Во-вторых, мы не знаем, как распределяются 18% неигрового бюджета. Если сегодня мы предложим изменить закон, то пока его будут менять, нас вообще не будут финансировать, все встанет. В-третьих, поднять регионы очень важно. Но никто не посчитал, сколько это будет стоить. И какой это будет объем денег? Я согласен, что качество фильмов должно быть выше, и сегодняшний уровень финансирования не отвечает сегодняшним реалиям. Чтобы сделать кино для проката нужен звук формата «Dolby Digital», видео не 2К, но и не 4К с телефона. Не надо просить много у правительства, надо конкретно просить. Менять законы опасно, надо ставить вопрос об увеличении финансирования в отношении конкретных проектов. Надо более тесно работать с Министерством культуры и сигнализировать о некачественных фильмах.

Идея фонда кино хорошая, но это получится дополнительная надстройка. Его надо будет содержать, и регулировать отношения с ним не всегда получится, если это будет самостоятельная структура. Первый вопрос — о повышении финансирования.

Второй вопрос — прокат. Для ТВ мы не всегда отвечаем формату, там лимит экранного времени. С одной стороны мы развили сеть клубов, но вторая возможность — это обратиться к нашим властям, которые владеют госканалами, чтобы они выделили экранное время. У нас есть что показывать. В кинотеатре «Звезда» был клуб, залы были всегда полные.

Режиссер ВГТРК «Культура» Сергей Головецкий напомнил, что индустрия — это система, обеспечивающая путь от заявки до зрителя.

— У нас нет индустрии, у нас благотворительность. Вот деньги, принесите просто чеки. Пусть нам дадут слот на одном государственном телеканале. Как только автор будет знать, что продукт пойдет в эфир, он будет беспокоиться о качестве. Не надо смешивать документальное кино, кинолетопись и кинохронику. Если сейчас бюджет кинолетописи положить на бюджет документального кино, то он не выдержит, там и так денег мало.

Алексей Учитель предложил 4 задачи:

1) Уменьшить количество фильмов в производстве, оставшимся увеличить финансирование

2) Добиться для кинолетописи президентского гранта

3) Создать рабочую группу и определить, надо ли создавать новый фонд или работать в рамках уже существующего

4) Как финансово усилить центры документального кино? Они должны работать по представленным проектам, а не по лидерам производства.

16 января участники совещания продолжат работу, но уже в группах. Они разработают итоговые документы Всероссийского совещания «О проблемах документального кино и возрождения кинолетописи».

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!