Творческий вечер народного артиста Бориса Эйфмана прошел в Доме кино


27 сентября в Большом зале Центрального дома кинематографистов состоялся творческий вечер народного артиста России, хореографа Бориса Эйфмана. Встреча прошла при содействии Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова.

Творческий вечер открылся видеообращением Председателя Союза кинематографистов России, народного артиста России Никиты Михалкова. Он отметил, что для Академии величайшая радость и счастье общаться с такими людьми, как Борис Эйфман. По его словам, на сегодняшний день таких мастеров почти нет: «То, что я видел в его работе, это всегда фантастический талант. Работоспособность и фантазия этого человека немыслимы. Это что-то космическое…»

Борис Эйфман рассказал зрителю, что это его восьмой фильм-балет за последние 10 лет. Он также подчеркнул, что его постоянное обращение к кинематографу носит два аспекта: корыстный – автор и его команда очень заинтересованы в том, чтобы спектакли, которые они создают в Санкт-Петербурге, сохранили свою первозданность, энергетику, чистоту стиля и хореографии, которые могут быть зафиксированы только в первые годы существования театра. «Любой театр, к сожалению, не в состоянии сохранить в течение долгого периода спектакли в таком качественном виде. Мы делаем это, чтобы сохранить наш репертуар и приблизить к нему те регионы России и мира, которые, к сожалению, не могут ознакомиться с ним вживую в театре», – заметил Борис Эйфман. Вторая цель – творческая: автор стремится соединить  кино и балет.

«Мне кажется, кинематографисты не совсем отдают себе отчет в потенциальной возможности пластического кино», – поделился своими мыслями автор. Этот фильм – его попытка сделать кино, в котором без слов можно многое сказать зрителю, потому что человеческое тело, по мнению Бориса Эйфмана, безгранично в своем выражении. И как раз то, что подвластно телу, слову неподвластно. Автор рассказал, что его картина «Братья Карамазовы» по роману Ф. М. Достоевского — одна из первых работ, которая была показана в 2020 году в 100 кинотеатрах США. «Значит, зритель готов сегодня к восприятию такого жанра, как фильм-балет», – заключил он.

«Ночь нежна» —  это киноверсия знаменитого балета Up & Down, хореографом которого выступил автор. Балет поставлен по мотивам одноименного романа американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. В киноверсии Борис Эйфман, как настоящий психоаналитик, исследует мир психиатра Дика Дайвера и его пациентки Николь. Главную партию в балете исполнили ведущая солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Любовь Андреева и заслуженный артист России Олег Габышев.

Отвечая на вопросы и комментарии зрителей, автор рассказал, что создание фильма – это огромный труд. Съемки картины «Ночь нежна» длились две недели. Потом – полтора года монтажа: «Моя главная задача была – сохранить эмоцию, дух, какую-то внутреннюю трагическую энергию этого спектакля. Обычно, когда снимается балет в кино, это как-то картографично, холодно. Мне хотелось сохранить ту эмоцию, которую обычно получают зрители в театре. На мой взгляд, что-то получилось…»

Борис Эйфман заметил, что идея фильмов про балет, которые снимают у нас, такая: из какого мусора рождаются стихи. Мусор есть, а стихов нет. «В кино, если снимаешь про балет, нужно понимать этот особый вид искусства,– убежден автор. – Внутри нашего тела заключен дух. Когда ты начинаешь танцевать, этот дух выходит из тебя. И вот этот дух должен присутствовать в фильмах про балет. Нужно понимать, что ты соприкасаешься с особым видом искусства…»

По словам автора, роман Фицджеральда помог ему окунуться в потрясающий мир джаза 20–30-х годов XX века и  через психоанализ открыть новые возможности самого балетного искусства: «Когда ты ставишь перед собой невыполнимые задачи и, в конце концов, их решаешь, то ты раздвигаешь рамки невозможного. Появляются новые формы, новые идеи. Это развитие искусства…»

Актеры, участвующие в балете и в фильме, по мнению автора, уникальны в плане техники и технологии современного танца. С другой стороны, они «очень чувственные актеры. Не просто чувственные эмоционально, а чувственные к природе драматургии, к искусству самовыражения».

«Я увидел, что достигнута какая-то планка той хореографии, которая может выразить очень сложный мир героев, показанный в сюжете Фицджеральда и в данном балете», — отметил Борис Эйфман.

Автор рассказал зрителю, что использовал фрагменты произведений разных композиторов: «Мой принцип: музыка может быть разная, но она должна в контексте целого создать ощущение цельной музыкальной драматургии. Прежде чем подобрать фрагменты, ты слушает океан музыки. В итоге ты приходишь на тот путь, который приводит к полученному результату».

Музыка, по мнению Бориса Эйфмана, – часть провокации, вдохновения хореографа: «Когда соединяются драматургия музыкальная и драматургия балетная, когда тело как бы становится частью этой музыки, получается абсолютная гармония, которая выражает эту музыку через движения тела. Тогда получается искусство…»

Наталья Тонких

Фото: Студенты Института кино и телевидения (ГИТР)