Российские программы 43 ММКФ. День за днем. Закрытие. Фильм Павла Лунгина «Эсав»


В Большом зале Дома кино 28 апреля прошла церемония закрытия Российских программ 43 ММКФ.

В ней приняли участие: директор 43 ММКФ Наталья Семина, художественный руководитель Российских программ Ирина Павлова, директор Российских программ Михаил Калинин. Они рассказали об особой ситуации в этом году, которая повлияла и на фильмы и на подготовку к фестивалю, а также подвели итоги фестивальных дней.

Фильмом закрытия стала картина Павла Лунгина «Эсав», которую представил сам режиссер. Ирина Павлова отметила, что «закрываться фильмом Лунгина – огромная честь, потому что каждый его новый фильм – событие. Павел Лунгин – уже классик, и то, что классик снимает фильм о чувстве дома в наше время, когда мы перестали этот дом ценить, может быть особенно важно».

По словам самого режиссера, «»Эсав» – история непрожитой жизни, история тех вопросов, которые мы часто ставим перед собой: можно ли вернуть потраченную жизнь, можно ли вернуться туда, куда нельзя вернуться».

Фильм снят по одноименному роману популярного израильского писателя Меира Шалева, но, как говорят люди, читавшие книгу, не передает в полной мере ее поэтику. Впрочем, на мой взгляд, и не должен, поскольку кино – искусство отдельное и самодостаточное. Другое дело, если экранизация искажает букву литературного произведения, чего в этом фильме не случилось. Фабула фильма интересна и необычна, начиная с завязки – православный крестьянин становится иудеем, и мы видим историю его иудейских внуков. Герой возвращается в дом, где не был тридцать лет, в дом, где его предали, прокляли, и где ему не рады. Он не нужен брату, который женился на любимой девушке героя (правда, они оба ее любили), не нужен и ей самой (но ей никто не нужен, поскольку она просто не в себе), не особо нужен и отцу. Эсава вызывает племянница – девушка явно со странностями, чуть было не склонившая героя к инцесту. Впрочем, говоря словами классика – «не странен кто ж». Следуя за рассказом Эсава, мы видим историю его детства, юности, любви, предательства любимой и ухода героя из семьи. События показаны его глазами, но, на самом деле, все слишком неоднозначно. Как неоднозначно и возвращение Эсава во второй раз. Он печет хлеб, и вернувшийся брат одобряет то, что получилось. Что это – примирение с братом? Возвращение в семью? Примирение героя с самим собой? Финал, мне кажется, открыт. Как и история любви родителей перечеркнула словом «была». То есть получается, что все в прошлом, и ничего нельзя вернуть. Или все-таки можно – через те же воспоминания, написанные Эсавом?

Все герои удивительно несчастливы – Сара, так нуждающаяся в любви мужа, но нелюбимая им, Авраам – всю жизнь пекущий хлеб, но, похоже, так и не нашедший своего счастья, братья Яков и Эсав, Лея, не принявшая смерть сына, дочь Леи и Якова, потрясающий фотограф, не признанный отцом. Все они по жизни несчастны, но не идет ли это несчастье от Михаэля, вдруг принявшего иудаизм, от проданного за очки первородства – в фильме вообще много библейского, много иносказания и недосказанности. Я, например, так и не поняла, отчего Лея, явно тяготевшая к Эсаву, выбрала его брата, да еще сказала, что видит свое будущее с ним. И это не единственный момент, который вроде бы и сказан, но не объяснен. Порой было ощущение, что режиссер выбросил какой-то важный кусок повествования – из расчета нехватки времени или какого-то иного, и образовалась некая лакуна, вводящая зрителя в ступор. Лунгина не назовешь небрежным режиссером, то есть это неслучайно. Тогда – почему?

У фильма, безусловно, много плюсов – потрясающий актерский состав – Харви Кейтель, Лиор Ашкенази, Юлия Пересильд, Марк Иванир, Ксения Рапопорт – операторская работа Фреда Келемена, музыка Кати Чемберджи, сама атмосфера, которая затягивает и заставляет задуматься о жизни и о вечности, но, в то же время, есть ощущение недоговоренности, нехватки экранного времени, чтобы все рассказать, что хотелось.

В интернете мелькали сообщения, что был задуман и даже сделан мини-серила, который урезали до экранной версии, а может быть, не стоило сокращать?

Если говорить о Российских программах в целом, в которых зрителям было показано 20 полнометражных фильмов, 38 короткометражек, 29 документальных лент, 26 анимационных работ и 11 ретроспектив, она удалась. На мой взгляд, работы были сильными, интересными, содержательными, тепло принимались зрителями. Хочется верить в то, что российское кино возрождается.

И – вишенка на торте – приз Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» за лучший фильм Российской программы получила картина «Конец фильма» Владимира Котта, с чем очень хочется поздравить режиссера.

Елена Ульянова, киновед
Фото Александра Филяса

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!