В Доме кино пройдет авторская программа Евгения Марголита


Сегодня в 19:00 в Малом зале Дома кино начнется авторская программа киноведа Евгения Марголита в рамках цикла «Немое кино с живой музыкой».

Рассказывает ведущий проекта «Немое кино с живой музыкой» историк отечественного кино, главный искусствовед отдела биофильмографии и международных связей Госфильмофонда РФ Евгений Марголит:

Язык немого кино на фоне сегодняшнего цветного, объемного киноизображения с объемным звуком в восприятии современного зрителя нередко видится не просто темным и архаичным, как язык «Слова о полку Игореве», скажем. Представляющийся цепочкой торопливо скачущих в безмолвии тотально черно-белых кадров, он зачастую воспринимается как недоязык.

Меж тем это язык по-своему совершенный, но — иной. Нужно сменить способ восприятия, чтобы расслышать ту зрительную музыку, которой это кино было чем далее, тем более проникнуто. На самом деле оно не было — для своего зрителя — ни торопливым, ни бесцветным, ни, тем более, беззвучным. «Музыкант-иллюстратор» (профессионалы той поры наименование «тапер» отвергали с негодованием) — непременное действующее лицо, а живая музыка — непременный атрибут сеанса в эпоху немого кино. Она как бы выводит наружу внутреннюю музыку киноизображения, и одновременно усиливает для зрителя непосредственность переживания действия, разворачивающегося на экране. Современному зрителю ее присутствие как раз и предоставляет возможность хотя бы в какой-то степени увидеть немое зрелище глазами его современников.

И можно будет убедиться, что и отечественному кинематографу той эпохи подвластны темы любви и смерти, обжигающей и всеподчиняющей страсти, упоения мгновением полноты существования.

В программу вошли фильмы разных жанров: сатирический гротеск («Государственный чиновник») и авантюрная драма («Бухта смерти»), повесть о любви посреди гражданской войны («Ее путь») и лирическая комедия («Игра в любовь»). Эти совершенно различные по стилистике, по индивидуальным творческим почеркам работы роднит, во-первых, их откровенная и яркая талантливость, а, во-вторых — незаслуженно малая известность у современного зрителя. Тем более, что каждый из этих фильмов по-своему разрушается сложившиеся у нас представления о специфике немого кино.

Программа открывается сатирической лентой классика советского кино Ивана Пырьева «Государственный чиновник» (1930) — картиной с весьма драматической судьбой, вышедшей на экраны в переделанном виде спустя полтора года после завершения и вскоре окончательно снятой с проката. Очевидно, этим объясняется недостаточное знакомство с ней даже киноведов. А меж тем, посмотрев фильм, зритель поймет наконец одну из главных загадок творческой биографии творца «Кубанских казаков»: каким образом в одном лице уживались создатель жанра колхозных идиллий и исступленный экранизатор Достоевского.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!