Ежи Штур: «В кино у тебя есть возможность рассказать о себе»


Появление знаменитого польского актера и режиссера Ежи Штура на XVI Открытом российском фестивале кино и театра в Благовещенске — главная интрига мероприятия, задуманная его руководством. Имя Ежи Штура до последнего держалось в строжайшем секрете. Появление зарубежного звездного гостя, сыгравшего главные роли в некогда нашумевших комедиях «Дежа вю» и «Сексмиссия» («Новые амазонки») на красной дорожке фестиваля, стало приятным сюрпризом и подарком публике и всем участникам, получившим возможность пообщаться со звездой. Штур оказался столь же милым и доброжелательным, как и многие его герои. Хорошо, когда в жизни актер соответствует зрительским представлениям о нем.

Многогранность таланта Ежи Штура фантастическая — на его счету 62 актерских работы в кино, 8 режиссерских проектов, 11 сценариев, одна операторская и одна продюсерская работа. И хотя актер снимается по всему миру, а не только в Польше, чаще всего это бывают российско-польские и польско-итальянские проекты. Несколько лет он прожил в Италии.

В разговоре со мной актер признался, что отдал кино жизнь. И оно отплатило ему благодарностью — любовь зрителей спасла его от тяжелой и казалось бы неизлечимой болезни. Его нигде так не встречают и не любят, как у нас в стране, и это безусловно приятно и удивительно. Он довольно поздно пришел в кино. Получив театральное образование, сначала все силы отдавал театру. Его дебют в кино состоялся в 24 года и остался незамеченным.

На следующий день на «Встрече в шатре» актер рассказывал, что перед поступлением в Краковское Высшее Театральное училище, получил диплом филолога. Очень любит поэзию. На его прикроватном столике всегда лежит томик любимых стихов, который он перечитывает перед сном. Штур считает везением, что после окончания училища в 1971 году, попал в прославленный Старый Краковский театр, в котором постановочный цех возглавлял Анджей Вайда. В театре он проработал двадцать лет. За эти годы ему довелось переиграть множество исторических и современных персонажей, почти весь классический репертуар.

Однажды все решила неожиданная судьбоносная встреча — после спектакля у театра его поджидало некое «грустное существо». Им оказался режиссер Кшыштоф Кислевский, снимавший до этого только документальные картины. Он предложил ему роль в своем дебютном художественном фильме. Правда, роль еще не была прописана, поэтому режиссер предложил Штуру самому написать ее под себя. Если она не впишется в фильм, он ее вырежет. Съемки проходили на вредном химическом заводе. У Ежи Штура только что родился сын Мацей, успехами которого он теперь очень гордится. Мацей стал известным польским актером и превзошел по популярности отца. Ежи Штур решил отказаться тогда от роли, но по непонятным для себя причинам, почему-то согласился. И не пожалел. Драма «Шрам» вышла на экраны в 1976 году. Участие в ней стало переломным моментом в судьбе актера. С нее, собственно, и началась кинокарьера Ежи Штура. Вместе с ним в картине снимался и Францишек Печка. Вот как Штур вспоминает эту работу: «Мы с Францишеком были первыми актерами Кшыштофа Кислевского. Он заставлял нас повторять то, что нам показывал. Я понял — разница между кино и театром огромная — в театре показывают чувства, в кино нет. Всего у нас было шесть совместных картин. Мы дружили до самой его смерти».

Именно Кшыштоф Кислевский сказал актеру те важные слова, которые стали решающими в его творчестве: «На сцене ты все время рядишься в разные костюмы. В кино у тебя есть возможность рассказать о себе. Когда ты становишься перед камерой, воспользуйся шансом сказать о самом наболевшем». И актер стал отказываться в кино от костюмных ролей, стараясь играть современников, на сцене продолжая воплощать классический репертуар. Сегодня он жалеет, что однажды отказался от исторической роли в картине Анджея Вайды.

В кино Ежи Штур считает себя самоучкой. Взаимодействовать с камерой он научился на телевидении и до всего доходил своим умом. Ежи Штур предпочитает работать в кино слаженной командой, встречаясь с единомышленниками не раз. Говорит, что если бы сегодня пришлось подводить итоги, он выделил бы из тех, с кем пришлось работать, режиссеров-аналитиков — тех, кто может доходчиво объяснить актеру зерно роли. Таким был Кшыштоф Занусси — второй важный человек в его киносудьбе, ставший тоже для него учителем. «Режиссер должен сформировать в актере мнение того, что ему предстоит сыграть», — считает он.

Последний раз Ежи Штур снялся три года назад и по-прежнему ждет хороших ролей. Именно с участниками фестиваля «Амурская осень» актер поделился радостью новой премьеры — вот-вот выйдет итальянская картина с его участием. «Я не играю итальянцев, предпочитая роли, в которых могу быть убедительным, — признается актер. — Я хорошо знаю итальянский, но все рано есть акцент. В Италии много диалектов. Тот же Роберто Бениньи всегда говорит: «Я из Болонии», — имея в виду свой акцент. Клаудию Кардинале на родине всегда переозвучивали, поскольку у нее грубый неаполитанский акцент. Сами итальянцы принимают меня за своего, думая, что я из северной части Италии». В фильме «Прости нам долги наши» речь идет о коллекторах, модная сейчас тема. Фильм достаточно жестокий. Штур играет роль старого мудрого профессора, опекающего бедного студента. Его подопечный влез в долги. Чтобы расплатиться с кредиторами, он вынужден согласиться стать коллектором. Однажды ему вручают адрес должника, которым оказывается его профессор.

Работы в России Ежи Штур вспоминает с особой теплотой. Очень любит «Даун Хаус» с молодыми Федором Бондарчуком и Иваном Охлобыстиным. Говоря о совместном российско-польском проекте «Дежа вю» признается, что ему нравилось, что его в картине не дублировали. Его персонажу разрешалось плохо говорить по-русски, поскольку он был американцем. Признался, что ему больше нравилось название сценария — «Виза 48 часов». Ежи Штур гордится, что снимался с Никитой Михалковым у Кшиштофа Занусси в картине «Персона нон грата». Главную роль в ней исполнил великий польский актер Збигнев Запасевич. Работу в сериале «Глухарь», получившем в России широкую известность, вспоминает с юмором, рассказывая как гримеры мучилась над его «образом».

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!