Фильм «Близкие» вызвал споры в Благовещенске


«Близкие» — дебют молодого режиссера Ксении Зуевой в полнометражном кино. До этого она сняла короткометражку «Геля». Просмотр картины «Близкие» в рамках фестиваля «Амурская осень» вызвал немало споров и обсуждений. Мнения разделились. Кому-то картина понравилась, кто-то считает, что такое кино не нужно — слишком больно узнавать себя или своих знакомых в героях ленты. Кино, как известно, отображает мир и процессы, в нем происходящие. Однако, стоит ли заглядывать в старое, замутненное зеркало, чтобы обнаружить в нем собственное нелицеприятное отражение? Наше общество давно больно. Люди живут в спешке, зачастую думая лишь о хлебе насущном и выгоде. Многие забыли, что такое любовь.

Фильм «Близкие» показывает болезнь, от которой страдает общество. Его герои живут в непонимании и нелюбви. Сами не любят и не умеют любить, но мечтают об этом. Маются, ненавидят друг друга, оскорбляют, стараются вывести на бессмысленный конфликт… Сколько, к сожалению, таких семей мы встречали в жизни.

Снятый в полудокументальной стилистике, фильм погружает нас в обстановку затяжного и в общем-то бессмысленного семейного конфликта. Четверо давно живут в состоянии нелепой войны, непонятно когда и кем развязанной. А ведь и эта семья была счастлива. Двое мечтали о долгой и счастливой жизни. Поженились, родились дети. Супруги становились старше, а бабушка, живущая с ними, болела и дряхлела. И вот пришло время ее немощи и зависимости от членов семьи, которой, по сути, давно нет. Что-то сломалось, пришло в негодность. Починить нельзя, а выбросить жалко. Вот и маются, бедолаги, продолжая жить в мире «без окон и дверей», где пространство бетонных коробок поглотило их и сделало глухими к чужим чаяниям и бедам. Дочка (Елена Чекмазова, прекрасно сыгравшая, словно «проживающая» эту роль), все делает наперекор матери — грубит, прогуливает школу… Тискается с парнем своей подружки, в которого влюблена, по киношкам и грязным подъездам.

Какая уж тут любовь, когда все происходит по-кошачьи — наспех, в антисанитарных условиях. Воспитанная в нелюбви, героиня и представления не имеет что это такое, ведь на ее глазах разваливается ее собственная семья. Мать бьется, как рыба об лед, но все бессмысленно. Супруг давно ее не любит и не уважает, изменяет с другой, которую тоже в свою очередь не любит. Бабушка, не желая на все это смотреть, из последних сил сбегает из дому, чтобы спокойно умереть. Поначалу никто не замечает ее ухода. А когда он обнаруживается, близкие, а по сути такие далекие и безразличные друг другу люди, как бродячие псы, мечутся в поисках ее следов…

Так неужели должно случиться что-то непоправимое, чтобы люди осознали всю тяжесть своих ошибок? Однако в жизни судьба не всегда дает такой шанс, как героям ленты — все исправить и осознать. Именно об этом и стараются докричаться до нас авторы фильма. На фестивале «Близких» представляли режиссер картины Ксения Зуева и продюсер Катерина Михайлова. Картина была показана в конкурсе полнометражных фильмов. Авторы изначально знали, на что шли, — насколько непростой может оказаться экранная судьба картины. Она выйдет в ограниченный прокат. Возможно, ей заинтересуется телевидение. Хочется верить, что кино так или иначе дойдет до массового зрителя. И в этом ему может помочь успешная фестивальная судьба.

Наталья Тендора, киновед,

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!