В Доме кино прошел вечер «Бамбарбия киргуду», приуроченный к 100-летию режиссера Леонида Гайдая


30 января в Большом зале Центрального Дома кинематографистов прошел творческий вечер «Бамбарбия киргуду», что в переводе означает 100 ЛЕТ ЛЕОНИДУ ГАЙДАЮ, великому мастеру комедии.

Организаторами вечера выступили: Союз кинематографистов России, Центральный Дом кинематографистов, Киноконцерн «Мосфильм», Гильдия режиссеров СК России, Гильдия актеров СК России.

Вечер провели писатель, драматург, сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР Аркадий Инин и народный артист России Дмитрий Харатьян.

Вспомнить гениального режиссера пришли его родные, друзья и коллеги. Среди гостей присутствовала дочь Леонида Гайдая – Оксана Гайдай.

В начале вечера с приветственным словом к гостям Дома кино обратились депутат Московской городской Думы, председатель Комитета по культуре и массовым коммуникациям МГД, народный артист России Евгений Герасимов и Министр культуры и национальной политики Амурской области Надежда Анатольевна Доргунова.

Евгений Герасимов отметил, что присутствие такого количества гостей на вечере «говорит о любви к великому, потрясающему, очень скромному человеку в жизни, который подарил всем столько радости, счастья, задора и любви»: «Трудно представить себе человека, который не смотрел, а если смотрел, не полюбил бы одни из первых картин Гайдая – “Пес Барбос и необычный кросс” и “Самогонщики”. Я до сих пор, если вдруг по какому-либо каналу, особенно в праздничные дни, показывают эти картины, а еще «Кавказскую пленницу», «Иван Васильевич меняет профессию», всегда переключаюсь на эти фильмы и знаю, что получу огромное удовольствие. Казалось бы, это легкое кино, которое так просто сделать, а ведь на самом деле ничего подобного никто и по сей день не сделал, и, я думаю, уже не сделает».

Дмитрий Харатьян заметил, что организаторы вечера долго думали, как отметить 100-летие мастера. Так как практически в каждом фильме Гайдая присутствует застолье, то было решено организовать вечер в форме импровизированного застолья с произнесением тостов.

В своем видеообращении заслуженная артистка России Наталья Варлей, находившаяся в Иркутске, где долгие годы жил и работал Леонид Гайдай, поздравила всех родных, друзей и коллег режиссера с юбилеем Леонида Иовича.

В продолжение вечера Аркадий Инин пригласил на сцену композитора, народного артиста России Александра Зацепина.

Композитор рассказал, как создавалась всеми любимая «Песенка о медведях». Сначала была написана совсем другая мелодия. Но, когда Гайдай дал послушать эту песню, лишь половине слушателей она понравилась. Надо было писать новую мелодию. Александр Зацепин написал четыре или пять мелодий, и третьей была как раз будущая «Песенка о медведях». Гайдая тогда не было в Москве. Он снимал «Кавказскую пленницу» в Алуште. Композитор послал ему кассету с мелодиями и обратил его внимание на третью песню. Гайдай не был уверен в успехе песни и решил пригласить Арно Бабаджаняна. «Я немного расстроился, – вспоминал Александр Зацепин. – Написал заявление, что ухожу с картины. Меня направили к Пырьеву, который был “хозяином” комедийного отделения. Я отдал ему заявление». Однако Пырьев порвал заявление и напомнил, что на предыдущей картине композитор очень хорошо сработался с Гайдаем. На следующий день Александр Зацепин с поэтом Леонидом Дербеневым полетели в Алушту. Там их встретила знаменитая «троица». «Никулин сразу начал напевать мою мелодию, – рассказал композитор, – а Вицин с Моргуновым подпевали. Никулин уверил, что сразу запомнил мою мелодию. А вот Гайдай парировал: “Мне надо, чтобы народ пел, а вы артисты”». Однако Якову Костюковскому и Морису Слободскому, соавторам сценария к фильму, тоже понравилась песня. После некоторых раздумий Гайдай все же согласился взять мелодию в свой фильм. Леонид Дербенев написал стихи.

Александр Зацепин в сопровождении Оркестра под управлением Михаила Фадеева сыграл на рояле «Песенку о медведях» и произнес тост: «За радость, за юмор, за смех – такой, каким он был в фильмах Гайдая. В памяти у нас все это останется навсегда».

Актер Леонид Ярмольник, снимавшийся в картине Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», отметил, что много лет не видел такого переполненного зала Дома кино. «Сегодня утром я возвращался из Санкт-Петербурга, ехал в Сапсане, и весь поезд смотрел фильмы Гайдая, – рассказал актер. – Хохот стоял… Такое ощущение, что специально собрали массовку и заставили смеяться. Но это были обычные люди, те люди, которые, я уверен, смотрели эти фильмы в тридцатый-сороковой раз… Но все равно не оторвешься… – вспомнил Леонид Ярмольник. – Леонид Гайдай не единственный комедиограф, но, я считаю, что он однозначно победитель. Он на десятилетия и на века. Я думаю, что наши внуки и правнуки будут счастливыми, потому что смогут смотреть его фильмы. В них можно будет действительно узнать то счастье, ту жизнь, которую мы проживали. Нельзя ни с кем сравнить Чаплина. Вот и Гайдая ни с кем сравнить нельзя».

Актриса Ирина Феофанова рассказала о том, как проходили съемки фильма Гайдая «Частный детектив, или Операция “Кооперация”»: «Мы снимали в Одессе. Я только окончила театральный институт. У Леонида Иовича в голове уже были структура фильма и каждой сцены. Он понимал, что должен делать каждый актер, какие будут жесты. Я была молодой актрисой и мне, конечно же, казалось, что то, что делает Гайдай, можно делать интереснее, живее. Я все время лезла к нему со своими творческими идеями. В итоге он предложил мне снимать два дубля: один дубль – как хочу я, и один – как хочет Гайдай. Я обрадовалась, думала, что настояла на своем. Но, конечно, мудрый Леонид Иович потом в кино вставил все дубли, которые он придумал сам. В этом и состояла его режиссерская мудрость». Ирина Феофанова вспомнила, что после этого фильма они с Дмитрием Харатьяном проснулись знаменитыми, их признали лучшими актерами года по версии журнала «Экран». Актриса произнесла тост за Нину Павловну Гребешкову, супругу мастера. По её словам, Леонид Иович состоялся и смог пройти такой сложный путь благодаря поддержке своей семьи. Она выразила огромную благодарность Нине Павловне за то, что та сохранила для нас такого великого режиссера.

Дмитрий Харатьян вспомнил историю, рассказанную ему Леонидом Гайдаем, о стихотворении Иосифа Уткина «Типичная история». Для режиссера это были первые шаги в искусстве. Он прочитал эти стихи на сцене актового зала Иркутской железнодорожной школы в 18 лет. Зал аплодировал, и Леонид Иович понял, что без этого не сможет, что хочет стать артистом. Потом он ушел на фронт, был тяжело ранен. Но, вернувшись, окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре.

На стихи Иосифа Уткина композитор, бард Александр Суханов написал музыку. Дмитрий Харатьян и Ирина Феофанова для гостей Дома кино исполнили песню «Типичная история».

Заслуженный артист РСФСР Леонид Каневский отметил, что Леонид Гайдай – это классик навсегда. «Мы – современники классика», – подчеркнул он и вспомнил, что для съемок фильма «Бриллиантовая рука» сам написал себе монолог на вымышленном языке, который понравился мастеру и прозвучал в картине. А Яков Костюковский, один из авторов сценария, даже неофициально признал актера своим соавтором.

Аркадий Инин, написавший сценарий к фильму «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», рассказал, кто еще мог бы сниматься в этой картине: «Мы поехали снимать в Атлантик-Сити, в казино “Тадж-Махал”, владельцем которого был Дональд Трамп. Он попросил сняться в фильме, но Гайдай ему отказал. На роль героини шпионки-разведчицы русских кровей предложили Милу Йовович, но мастер парировал: “Два Иовича на одну картину – слишком много…”. А так в титрах могли бы появиться и эти две знаменитые фамилии».

Дмитрий Харатьян исполнил песню из этой полюбившейся зрителям комедии – «Хэлло, Америка!»

Народная артистка России Валентина Теличкина рассказала, что для съемок в фильме «Не может быть» ей хотелось преобразиться до неузнаваемости. С трудом спрятать ее длинные волосы за маленький паричок все же удалось, и она добилась желаемого эффекта. «Я как-то задала Леониду Иовичу вопрос, – вспоминала актриса. – У вас такой успех; есть замечательные жена, дочка – весь набор, чтобы быть счастливым человеком. А о чем вы мечтаете? – “Чтобы утром у меня был сладкий чай с бутербродом, а бутерброд – с икрой”, – ответил Гайдай. Икру тогда невозможно было достать. Есть продолжение этой истории. Когда распался СССР, я встречаю на Мосфильме Леонида Иовича и снова спрашиваю: “Сейчас не надо уже бегать и утверждать фильм, что угодно можно снимать. Икры полно продают. Наверное, сейчас у вас есть все, что нужно?” – “Невозможно снимать, деньги надо доставать самому”, – ответил мастер. То есть нет такого состояния, когда для человека все было бы возможно», – заключила Валентина Теличкина.

Большая поклонница творчества Леонида Гайдая народная артистка России Лариса Долина исполнила песню «Звенит январская вьюга». «Вообще прикасаться к творчеству таких гениев, как Зацепин и Гайдай, – это всегда очень трепетно и волнительно, – отметила певица. – Я сегодня эту песню спела впервые, но такое ощущение, что пою всю жизнь. Она такая родная и близкая. Когда я пересматриваю фильмы Гайдая, я все эти песни всегда пою. Я не была знакома, к сожалению, с Леонидом Иовичем, но отношусь к его творчеству так же, как все. Я поклонница, я фанатка, я могу пересматривать его картины миллионное количество раз».

Народный артист России Игорь Ясулович, сыгравший в фильме Гайдая «12 стульев», рассказал, что впервые встретился с мастером в Театре киноактера, в кинозале на третьем этаже. «Я заглянул в кинозал на минуту – и не мог оторваться, – рассказал актер. – Шел “Пес Барбос и необыкновенный кросс”. Когда я увидел эту картину, я полюбил Леонида Иовича Гайдая. Я уверен, пока мы живем, он с нами навсегда, потому что то, что он сделал, с нами навсегда».

Народный артист России Юрий Чернов исполнил для зрителей песню «Разговор со счастьем» из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» и рассказал, что должен был играть милиционера в этой картине, но был на съемках в другом городе, и второй режиссер не отпустила его в Москву подписать договор. В итоге ему все же досталась небольшая роль в этой комедии – играть на балалайке в оркестре. «Но сниматься в фильме такого гениального режиссера с такими замечательными актерами все равно было счастьем», – подчеркнул Юрий Чернов.

Наталья Тонких

Фотографии: студенты института кино и телевидения (ГИТР)