Три вечера – три встречи с прекрасным


В октябре в Центральном Доме кинематографистов прошли вечера-памяти народного артиста России Станислава Говорухина. Три дня в Белом зале шли ретроспективные показы режиссера, где фильмы демонстрировались зрителям только с кинопленки. Ведущей всех трех вечеров стала киновед, кинокритик и писатель Наталья Тендора. Каждый день Наталья рассказывала зрителям новые, интересные факты и истории из личной и творческой биографии Станислава Говорухина.

По инициативе Виктора Мережко, эта программа была включена в творческий план мероприятий Дома кино. 14 июня, после торжественной церемонии закрытия 83-го сезона, в Большом зале состоялся показ картины «Довлатов» Алексея Германа-младшего, и в этот же день в Союз кинематографистов России пришла телеграмма о том, что не стало Станислава Говорухина. Фильм «Довлатов» стал, словно прощанием с режиссером. В своей последней работе «Конец прекрасной эпохи» Станислав Сергеевич выступил еще и сценаристом, адаптировав для экрана произведения Сергея Довлатова. Спустя 4 месяца, новый сезон открывается ретроспективой Станислава Сергеевича.

Наталья Тендора: «Прошло не так много времени с момента ухода Станислава Говорухина, но наша грусть светла, потому что жил на этой земле неравнодушный ко всему человек и мастер своего дела. С самого детства режиссер познал на себе все тяготы жизни. Его отца – донского казака – власть репрессировала. Родители, чтобы уберечь семью, развелись еще до ареста отца. Мама Станислава Сергеевича была портнихой, воспитывала двоих детей, уберегая их от жизненных невзгод. Именно она дала им платформу к жизни – высшее образование. В тяжелое военное время они жили в маленьком городке под Казанью. По словам самого Говорухина, — это были самые счастливые годы в его жизни. Кругом голод и нищета, но в этих местах можно было ловить рыбу и выживать. Именно в те годы он впервые узнал, что такое кинематограф и полюбил его всей душой. В этом городе существовал совсем маленький кинотеатр, похожий на сарай, но именно здесь маленький мальчик увидел все лучшие картины эпохи. Уже тогда Станислав Говорухин хотел связать свою жизнь с кино, но вот его мама считала иначе. По ее мнению, сын должен сначала овладеть профессией, которая его прокормит. Так Станислав Сергеевич оказался на геологическом факультете Казанского государственного университета, но, в дальнейшем, он практически не работал в этой области. Друзья сразу же позвали его работать на Казанскую телестудию, где он овладевал азами разных профессий: он был и режиссером программ, и оператором, и ведущим, и автором. Теперь Говорухин точно понимал, что идет по той дороге, которая приведет его в мир кино. В 1961 году Станислав Сергеевич уезжает в Москву и осуществляет свою мечту — поступает во ВГИК на режиссерский факультет».

Наталья рассказывала о творческом пути Станислава Сергеевича с каким-то особым трепетом и теплом, погружая зрителей в атмосферу внутреннего мира режиссера – его творческих устремлений, его переживаний и его правды. По воспоминаниям Натальи Тендоры, после окончания ВГИКа, благодаря произведениям любимых авторов, режиссер влюбляется в Одессу, и это во многом определяет его дальнейший путь в кинематограф. Фильмы, которые выпускаются в те годы на Одесской киностудии «полны свежего воздуха и искренней интонации».

— Станислав Сергеевич со своим другом Борисом Дуровым берут направление на Одесскую киностудию художественных фильмов. И здесь молодым выпускникам вдруг поручают снять самостоятельную картину. На студии выходит пять картин в год, но одна из них зависла по причине слабого сценария. Пришлось друзьям спасать дело. Речь идет о картине «Вертикаль». Именно эта картина подарила нам режиссера Станислава Говорухина и, конечно же, песни Владимира Высоцкого, — рассказала Наталья.

В дальнейшем Станислав Говорухин будет снимать фильмы по тем произведениям, которые «помогали ему понять эту жизнь, ощутить под ногами человеческую платформу». В 1972 году режиссер снимает картину «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Через несколько лет он снимает фильм «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» – потом «В поисках капитана Гранта». Это была детская трилогия и, по его мнению, экранизации таких книг должны воспитывать маленького зрителя.

Наталья Тендора: «Через несколько лет после съемок детской трилогии он приступает к съемкам фильма «Десять негритят» по одноименному роману Агаты Кристи. Кстати, этот роман режиссер хотел экранизировать еще в молодости. В 1987 году, будучи уже зрелым мастером – настоящим профессионалом, Говорухин начинает снимать эту картину. Именно здесь режиссер подбирает мощнейший актерский состав, который, по его собственному признанию, еще не удавалось собрать ни в одном из его фильмов».

Действительно, — это, наверное, и есть шедевр, когда в одном месте собираются по-настоящему талантливые люди своего времени. Главные роли в этом фильме исполнили: Татьяна Друбич, Владимир Зельдин, Александр Кайдановский, Алексей Жарков, Анатолий Ромашин, Людмила Максакова, Михаил Глузский, Алексей Золотницкий, Ирина Терещенко, Александр Абдулов.

Большой радостью для всех стало появление на сцене Белого зала народной артистки РСФСР Людмилы Максаковой, словно выпорхнувшей с экрана. Стоит отметить, что в картине актриса сама сняла отдельные сцены, когда Говорухину пришлось задержаться на съемках фильма «Асса».

— Все названия фильмов Станислава Говорухина – пророческие. Все, о чем он говорил в своих фильмах – свершилось. Фильм «Десять негритят» — это тоже пророчество. Нас – тех негритят – осталось совсем немного. Спасибо, что он учил нас жить, говорил правду, — поделилась Людмила Максакова.

В 2007 году Станислав Сергеевич всего за один месяц снимает фильм «Артистка», где главные роли исполнили Евгения Добровольская и Мария Аронова. С одной стороны, картина полна светлого юмора — c другой, внутреннего драматизма его героини – актрисы театра. По словам Натальи Тендоры, Говорухин не любил определение «комедия». По его мнению, комедии снимал Чарли Чаплин. Картину «Артистка» он определил для себя как комедийную мелодраму.

Евгения Добровольская перед показом фильма поделилась своими воспоминаниями о работе с мастером: «Я думаю, что многие смотрели «Артистку» не один раз. Я даже знаю, что у многих женщин в нашей стране картина является домашним диском. Многие выражения из фильма стали крылатыми. Станислав Сергеевич удивлялся такому результату. В самом начале съемок он нас с Марией Ароновой буквально прижал к стенке – ему не нравилось все, что мы делаем, — говорил, что ничего смешного он не видит и ругал нас по-всякому. Нам наоборот все нравилось и мы уверяли режиссера, что в итоге получится смешно. Да, картину мы сняли за месяц, только благодаря тому, что павильон был построен на Мосфильме. У нас получалось полдня репетировать и полдня снимать».

Третий вечер ретроспективных показов был посвящен последней работе Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Как признается Наталья Тендора, несмотря на то, что этот фильм Говорухин снимал уже в 80 лет – он полон молодой творческой энергии: «Режиссер давно хотел написать сценарий и снять фильм о том времени, в котором он жил. Именно в этой картине Станислав Сергеевич выступил еще и сценаристом. Фильм снимал как будто о себе, адаптировав для экрана произведения Сергея Довлатова. Прочитав еще в начале 90-х годов рассказы писателя, Говорухин вдруг понял, что ключ-то найден, и не надо писать своего собственного сценария. Фильм он намеренно снимает черно-белым. Как раз таким у него было ощущение абсурда эпохи после «оттепели», когда художник почувствовал себя душно и скованно».

В кино режиссер всегда ценил правду и с этой же правдой ушел от своего зрителя. По словам Натальи, Станислав Сергеевич всегда снимал только то, к чему стремилась и требовала его душа, старался не идти на компромиссы, отстаивал свои интересы, гордился своей творческой и жизненной позицией. Возможно, в этом и кроется секрет успеха его фильмов. Да, ушла прекрасная эпоха Станислава Говорухина, но его правда, свет и талант останутся с нами навсегда.

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!