15 лет без Дома Ханжонкова


29 декабря 2004 года, отметив накануне 91-й год рождения, Дом Ханжонкова перестал существовать.

Осененный именами и вдохновенья духом Холодной с Мозжухиным, Старевича с Бауэром, Перестиани с Вертинским, кого бы не забыть… Тут были Каралли и Полонский, Чардынин, Гончаров, юные тогда, Хохлова и, сооснователь ВГИКа и «крестный» Эйзенштейна в кино, ее будущий муж Кулешов… И далее, достойный древнегреческой традиции, не Некрополь, а целый храм – Пантеон блистательной плеяды советских мастеров — таков для истории кино наш дом. Со сценой, где еще стоял патефон и «Регтайм» играл тапер. Со стенами, окропленными при закладке святой водой. И с тех пор впитавшими в себя память давних годов, исторических событий следов, ауру Серебряного века, шестидесятых годов, и других для нашей культуры ренессансных времен. Ее великих и бессмертных имен. С самым большим в дореволюционной Москве экраном, вместившем за киновек, как жесткий диск в ноутбуке вмещает миллионы сканов — (бывает память и у киноэкранов!) отпечатки былых эпох – образов годов – теней ролей. Выцветшие кадры немого «фильма», которые в далекие десятые – двадцатые года олицетворяли русского кино расцвет, ее восходящих звезд – экранных королев и королей блеск, первых творческих открытий и всенародного интереса (и любви!) всплеск. В зале пеналом, с публикой в нарядном! Со сводами — потолками, вобравшими энергию искренних, бурных, не уступающих экранным (не всегда, ведь, кино бывает забавой) живых зрительских сопереживаний, воспаряющих страстей миллионов, разных поколений, людей. От начала века, салонных красавиц и великосветских князей. И других, в другие эпохи, великих и простых, из разных сфер деятельности – москвичей. До наших дней… Рабочих, инженеров, м.н.с., пенсионеров, врачей, студентов, школьников, курсантов, военных, учителей. Многих творческих профессий нашего дома друзей… И среди них культуры и науки немало светил. Что ни имя – миллионов кумир! В том числе, в ранге государственных деятелей и мировых знаменитостей.

…Еще ханжонковских времен судьба хранила наш Дом, ни революции, ни войны, ни Генплан 30 -ых, были ей нипочем. И даже в конце 40-ых — начале 50-ых, когда дому был предписан слом, он Сталиным и Хрущевым чудесным образом был спасен. Сперва из списка сноса исключен, затем был встроен в новый дом — таким путем памятник истории и культуры был сохранен! И кстати, для кинотеатров впервые в мире, и единственный раз, такой способ сохранения нашей страной был применен. И этот факт говорит о том, что ни один кинотеатр в мире такой заботой властей, как наш, не был окружен! Чем не повод для патриота гордится своей страной! (Не о любителях «скреп» здесь речь, лжепатриоты они, если в корень смотреть!) Со времен Николая, когда фундамент только был освящен, он московской достопримечательностью стать был обречен. И далее, от Ильича до «Бориса царя», включая «Кобу» и «Горбача», Дом в реестр ценного культурного наследия был внесен, как построенный русского кино отцом и ставший его очагом.

Расим Даргях-заде

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!