Изольда Извицкая. Такое недолгое счастье…


Вспыхнув яркой звездочкой в фильме Григория Чухрая «Сорок первый», она покорила весь мир. 21 июня Изольде Извицкой исполнилось бы 85 лет. Жизнь актрисы, которой восхищались миллионы, была недолгой, всего 38 лет…

Ей рукоплескали Канны, популярные журналы боролись за право поместить портрет восходящей звезды экрана на своих обложках, называя ее «актрисой номер один советского кино». Зарубежные фотографы после триумфа «Сорок первого» в Каннах стремились запечатлеть зеленоглазую красавицу, а в Париже вскоре открылось кафе «Изольда». Никто не мог устоять перед ее обаянием, она была весела и общительна. Однако довольно скоро из цветущей молодой хохотушки, какой была в начале своего восхождения на кинематографический Олимп, Изольда превратилась в страдающую депрессиями женщину, прячущую от посторонних глаз свою беду, а через пятнадцать лет оказавшуюся на краю пропасти…Земляки считают, что всему виной родовое проклятие рода Извицких, вырубившее под корень всю семью. Ведь и мать актрисы страдала душевным недугом, и бабушка, и сама Изольда. От той же болезни умер и ее младший брат. После смерти дочери Мария Степановна регулярно ходила на вокзал встречать поезда из Москвы…

Когда я писала книгу об актрисе, мне непросто было собрать воедино документальные материалы, связанные с жизнью Извицкой: фотографии, личные вещи почти не сохранились. В городе Дзержинске Нижегородской области, по улочкам которого когда-то бегала босоногая Изка, краеведческий музей составил небольшую выставку о своей прославленной землячке, благодаря школьным подругам Извицкой и семье оператора В. Короткова, которые сохранили на память редкие фотоснимки и газетные вырезки. А недавно открылась и отдельная экспозиция, посвященная жизни актрисы.

Почему родители назвали дочь Изольдой, доподлинно неизвестно. Одна из версий гласит: мама, натура романтическая, зачитываясь поэмой «Тристан и Изольда», решила и дочь назвать именем любимой героини. По другой версии, отец, взглянув в день рождения дочери на небо, заметил звезду, сиявшую ярче остальных. Ему сказали, что это Изольда. Так он и назвал дочь. Третья версия не менее правдоподобна: когда девчушку принесли из роддома, соседка, взявшаяся на первых порах помогать молодой маме, воскликнула: «Ой, какая прозрачная кожица! Она будто бы изо льда…» Разве могли родители знать, что, давая дочери столь редкое имя, тем самым, обрекают ее на трагическую судьбу… Подруги вспоминают, что, почти все мальчики, которые нравились Извицкой в пору юности, она была натурой влюбчивой, погибли в довольно молодом возрасте.

Изольда мечтала стать врачом. Однако, сыграв в школьном спектакле, решила поступать во ВГИК. Перед тем как сбежать в Москву, все же поставила маму в известность. Мария Степановна возглавляла в городе Дворец пионеров и поддерживала дочь во всех творческих начинаниях. Изольда была увлекающейся натурой и занималась сразу в нескольких кружках. Мать едва успела захватить дочери к ночному поезду деньги и вещи, отец – инженер оборонного предприятия, не разделявший увлечений дочери, так и остался в неведении. Ничего не знали о планах девушки и одноклассницы, поджидавшие в тот вечер Изольду, чтобы сделать общий снимок выпускного класса, в то время как она уже ехала вместе с Артуром Нищенкиным, с котором играла в спектакле «Снегурочка» (он – Мизгиря, она – Леля), навстречу своей мечте. И везунчики поступили! Попасть в Институт кинематографии с первой попытки – большая удача. Неудивительно, что по городу поползли слухи, что ребят взял к себе по блату сам Николай Крючков – член приемной комиссии, будто бы земляк мамы Изольды, но это не так. Учиться Извицкой довелось у прославленных педагогов Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Талантливая студентка стала любимицей мастера и постигала азы профессии вместе с Майей Булгаковой, Татьяной Конюховой, Надеждой Румянцевой, Руфиной Нифонтовой, Геннадием Юхтиным, Юрием Беловым, особенно подружилась она с Маргаритой Криницыной (сыгравшей позже легендарную Проню Прокоповну в картине «За двумя зайцами»). Сниматься Извицкая начала еще студенткой. Это были в основном роли бойких девчонок, полных антиподов самой актрисы. Уже тогда режиссеры обратили внимание на талантливую девушку и приглашали сниматься все чаще. Картины тех лет и сегодня смотрят зрители: «Доброе утро», «К Черному морю», «Первый эшелон» — именно на съемках этой ленты Извицкая встретила своего будущего мужа Эдика Бредуна.

Летом 1951 года, после первого курса, Извицкая приехала на каникулы в Дзержинск, где познакомилась со студентом Ленинградского института киноинженеров Вячеславом Коротковым. Они мечтали работать вместе: она станет известной артисткой, он будет ее снимать. Далее последовали два года переписки: сохранилось более сотни романтических посланий и фотографий – свидетельств той далекой любви… Коротков так никогда и не женился. Став оператором, он принимал участие в съемках около тридцати картин, среди которых «Укротительница тигров», «Два капитана», «Даурия». И умер от рака мозга, пережив свою Изольду всего на два года.

После выхода картины «Сорок первый» в октябре 1956 года Извицкая, сыгравшая Марютку, в одночасье стала знаменитой. Через год в Каннах фильм получил приз, белоэмигранты в Марселе после показа в порыве чувств завалили цветами исполнителей главных ролей. После ошеломительного успеха Извицкая смотрела со всех обложек журналов, в составе делегаций объездила почти весь мир. У актрисы появилось немало могущественных покровителей. Так, зять генсека Н. С. Хрущева Алексей Аджубей даже повздорил из-за нее с Марком Бернесом. Оба влюбились в молоденькую звезду. Бернес оказался удачливее, и в отместку Аджубей развернул против мэтра эстрады обличительную компанию в прессе, обвиняя всенародного любимца в «дурном музыкальном вкусе и зазнайстве». Певца перестали приглашать на концерты и снимать в кино. Извицкая поддерживала опального Бернеса, брала его в свои концерты. У нее-то жизнь пока пестрила сменой радужных декораций: съемки, фестивали, многочисленные поездки, толпы поклонников…

Череда похожих ролей не позволила актрисе раскрыть талант в полной мере, начало 60-х ознаменовалось творческим кризисом. Со временем Извицкую перестали звать даже на второстепенные роли. Она воспринимала это крайне болезненно. Муж Эдуард Бредун, актерская судьба которого была не столь яркой, привил жене пагубную страсть к спиртному. Этому же способствовали и бесконечные приемы, «творческие» посиделки, на которых актеры регулярно появлялись. Во время отъездов мужа на съемки и встречи со зрителями Извицкая на время забывала о «недуге», но по его возвращении все повторялось. Ситуация усугублялась еще и тем, что актриса не могла иметь детей, да тут еще ее брат Женя заболел. Она привезла его в Москву, показала лучшим специалистам психиатрии, но помочь так и не смогла.

Когда режиссер Сергей Колосов в 1963 году приступил к съемкам многосерийной военной драмы «Вызываем огонь на себя», в которой Извицкая получила одну из главных ролей, ее друзья радовались, что кризис миновал. Актрису так увлек экранный образ, что она почти полгода держалась, но когда работа закончилась, все пошло по-старому. Вскоре Бернес, пытаясь вытянуть Извицкую из депрессии, помог получить ей крохотную роль в картине Самсона Самсонова «Каждый вечер в одиннадцать». На какое-то время это и правда, дало возможность почувствовать себя нужной. Однако роль оказалась столь крохотной, что Извицкую на экране никто и не заметил — столь грустным оказалось появление актрисы, сыгравшей в кино чуть более 20 ролей. Небольшой гонорар на какое-то время поддержал ее, но вскоре она сорвалась. В 1971 году Эдуард Бредун ушел от Изольды к молодой продавщице ковров, а через месяц Извицкую нашли в квартире мертвой. Бредун умер через 13 лет от алкоголизма, «заработав» к тому же и столь характерное при этом заболевание – цирроз печени.

…В процессе написании книги об Изольде Извицкой я взяла интервью у актеров, с которыми актриса училась во ВГИКе, работала в Театре киноактера, ездила по стране — на фестивали и в мировые турне: Татьяны Конюховой, Анатолия Кузнецова, Татьяны Самойловой, Кирилла Столярова, Геннадия Юхтина, Людмилы Касаткиной и многих других. Все они в один голос твердили, что Изольда была светлым, открытым и невероятно добрым человеком. Надежда Румянцева, ее однокурсница по ВГИКу, тогда сказала: «Мы выбрали судьбу актерскую, она и виновата во всем. Мы ненормальные люди – проживаем чужие жизни и от этого быстрее изнашиваемся, потому что хотим и боль, и радость, и счастье свое, все – отдать вам, наши зрители. А когда все отдаешь, надо и восполнять. И если рядом образовалась пустота, а восполнить ее нечем… тогда человек и уходит». Что тут еще добавить.

Наталья Тендора, киновед
фото из архива автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!