В Пензе показали «Чучело»


24 декабря в Пензе показом фильма Ролана Быкова «Чучело» стартовал проект Министерства образования Пензенской области «СО-Действие: смотрим, обсуждаем, действуем». В основе проекта — идея совместного просмотра детьми, родителями и педагогами кинофильмов с их последующим обсуждением.

В киноконцертном зале «Пенза» собралось около тысячи учащихся 7-10 классов. Фильм «Чучело» и сегодня остается одним из самых жестких и острых по проблематике в отечественном кинематографе. Просмотр его для современной молодежи, выросшей на зрелищном, развлекательном кинематографе, безусловно, является серьезным испытанием. Понимая это, взрослые – учителя, организаторы мероприятия, волновались: примут ли фильм юные зрителя, смогут ли вообще досмотреть до конца, да еще и присутствовать на его обсуждении?! Поймут ли боль героини фильма Лены Бессольцевой?

Ведущей вечера была киновед и педагог, руководитель Пензенского отделения Союза кинематографистов России Светлана Старостина. Предваряя показ, она подчеркнула, что кинематограф, как любое искусство, говорит на своем специфическом языке, обладает собственными способами образной выразительности. Фильм «Чучело» был снят в 1983 году и, конечно, использовал классический, реалистический киноязык того периода. В свое время многими «взрослыми» из-за смелого показа социально-общественных проблем фильм был принят резко отрицательно. В некоторых российских регионах сначала даже был запрещен к показу. Но через три года, в 1986, был отмечен национальной государственной премией. Потом был приобретен для проката в Европе и Америке. Смотреть этот фильм, предупредила ведущая, будет непросто. Но тот, кто досмотрит его до конца, выйдет из зала другим человеком.

Наверное, первые полчаса просмотра зрителям пришлось нелегко. Приходилось ломать себя. Но ко второй серии они уже полностью погрузились в мир фильма, в атмосферу старинного российского городка и драматическую историю, произошедшую с его обитателями. И начали бурно реагировать на кульминационные точки разворачивающихся перед ними на огромном полотне экрана событий. Они аплодировали, когда героиня дала пощечину подлецу. Когда она отчаянно танцевала перед присмиревшими одноклассниками. Когда один из них в финале закричал: «И не смейте называть ее чучелом!». В финале зрители устроили овацию, прочитав надпись, сделанную одноклассниками героини на школьной доске: «Чучело, прости нас!».

После фильма ребята не спешили уйти из зала. Перед ними выступили аналитический психолог, немедицинский терапевт, руководитель психологического центра «Семья +» Лариса Николаевна Михайлова и главный внештатный психолог системы образования Пензенской области Татьяна Николаевна Карамышева.

Ведущая вечера рассказала, что в год выхода фильма на экраны режиссер фильма Ролан Быков много ездил по стране, оправдываясь перед оппонентами: где он видел таких жестоких детей, такое «чучело»? Он отвечал: «Чучело – это я». Потому что сам подвергался травле за свой фильм «Айболит-66», который сегодня признан классикой мирового кинематографа. Потому что всегда был яркой индивидуальностью и сохранял себя при всех невзгодах судьбы. «Всегда оставайтесь собой. Это самое трудное, но и самое главное. Только тогда все задуманное у вас получится» — сказала, завершая встречу, Светлана Старостина.

Напомним, что в 2012 году Никита Михалков предложил ввести в средних школах уроки кино. В 2013 году был обнародован список Министерства культуры РФ и Министерства образования РФ «100 лучших российских фильмов», рекомендованных для изучения в школе. Но как работать с этим «бессмертным полком» российской культуры? Этот вопрос до сих пор остается открытым. Он, прежде всего, упирается в кадровую проблему – профессиональных киноведов и историков кино в российских регионах можно пересчитать по пальцам.

Думается, Министерство образования Пензенской области выступило со смелым, но замечательным почином. Даже в некотором роде социально-психологическим экспериментом. Эксперимент, безусловно, удался. Подтвердив в очередной раз, что наши дети гораздо умнее, тоньше и талантливее, чем мы о них думаем. Подлинное искусство, неважно, живопись это, музыка, театр или кинематограф – вечно. И, если создать для него условия (например, собрав 1000 детей в кинозал) произведение искусства всегда найдет путь к сердцам зрителей.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!