В Доме кино прошел вечер памяти Марлена Хуциева


22 мая в Белом зале Дома кино Гильдия кинорежиссеров Союза кинематографистов России провела вечер памяти Народного артиста СССР Марлена Хуциева. На протяжении всего вечера коллеги, ученики и близкие друзья режиссера делились воспоминаниями, отмечали особый поэтический строй его мысли и говорили о Марлене Мартыновиче как о явлении в кинорежиссуре 60-х годов.

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов первым взял слово: «Когда я говорю о Марлене Мартыновиче Хуциеве, возникает пространство чрезвычайно плотной поэзии – существенной по мысли и философии. Ведь киноискусство – это своя собственная поэтика и киноязык. Гигантов, которые бы его развивали, не так много. Художественное и поэтическое пространство, созданное этим мастером – безгранично».

Для киноведа и историка кино Ирины Гращенковой встреча с кинорежиссером стала настоящим человеческим и профессиональным счастьем: «Его я считаю своим учителем. Грузин по крови стал великим русским художником – он дышал русской культурой. Марлен Мартынович мог читать «Василия Теркина» целыми главами и плакать в самых патетических местах. Он был очень чувствительный человек. Он снял меньше десяти фильмов, но стал Вселенной для целого поколения. Ведь режиссура — это не только фильмы, но и ученики, круг его общения и даже ночные посиделки во время фестивалей. Фильмы Хуциева не имеют границ времени и пространства, и пока живо кино – будут жить и его картины. К нему обязательно будет обращаться новое поколение кинематографистов, потому что он знал технологию поэтической и духовной расшифровки реальной действительности, которой живут самые обычные люди – мы с вами. Такое авторское, умное, философичное и поэтическое кино обязательно станет документом времени».

К 85-летию Марлена Мартыновича было снято несколько документальных фильмов. Одну из этих работ сделал кинорежиссер Сергей Головецкий: «Я застал его за монтажным столом, когда он монтировал фильм «Невечерняя» о встрече Льва Толстого и Антона Чехова. Моя работа так и называется «Марлен Хуциев. Монтажный период». В какой-то момент я поймал себя на мысли, что фильм Марлена Мартыновича на самом деле о встрече трех великих художников – Толстого, Чехова и Хуциева».

Картину «Невечерняя» Марлен Хуциев начал снимать еще в 2003 году, но в силу разных обстоятельств ее так и не удалось завершить. По словам продюсера студии Ольги Карасик, режиссер был очень скрупулезен в монтаже, порой собирал одну сцену из нескольких экспедиций. Вторая часть вечера была посвящена именно этой работе, — зритель смог увидеть эскиз фильма «Невечерняя», созданный рукой мастера.

С 2019 года Гильдия кинорежиссеров Союза кинематографистов России учредит специальную профессиональную премию «Марлен».

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!