Карен Шахназаров: Современный рынок требует цифровой реставрации в высоком качестве


Старейшей киностудии страны «Мосфильм», основанной в 1924 году, исполнилось 95 лет. В минувшую пятницу, в преддверии Международного дня кино, который отмечается 28 декабря, в Международном Мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» («РИА Новости») состоялась пресс-конференция на тему «Мосфильм»: итоги года и будущее главной киностудии страны». Генеральный директор киноконцерна Карен Шахназаров рассказал о новом съемочном павильоне, Доме костюма и реквизита, строительстве современного киноконцертного комплекса. Также перед журналистами выступили главный инженер «Мосфильма» Виктор Тамазин и пресс-секретарь Евгений Долгих и Алексей Бланин, руководитель компании «AB Development», которая осуществляет строительство новых объектов на «Мосфильме».

«Несмотря на то, что мы не получаем финансирование от государства, нам удается сохранить рентабельность» — подчеркнул Карен Шахназаров.

В этом году на «Мосфильме» ввели в эксплуатацию два новых объекта – 16-й киносъемочный павильон и «Дом костюма и реквизита». Новое хранилище костюмов и реквизитов занимает площадь 15,5 тыс.кв.м и располагается на трех уровнях, а его фонды насчитывают около 500 тысяч единиц хранения, в том числе и раритетный автопарк.

К настоящему времени в 16-м павильоне успешно завершены съемки: кинокартины «Дорогие товарищи» (реж. А. Кончаловский), сериала «Оптимисты-2» (Продюсерская компания В.Тодоровского). Ведутся съемки художественного фильма «Мистер Нокаут» (реж. А. Михалков).

«В последний раз такое масштабное строительство на «Мосфильме» велось в 1950-е годы, когда были построены второй и третий блоки с киносъемочными павильонами. Мы уже получили разрешение на строительство объектов второй очереди – многофункционального культурного центра и 17-го киносъемочного павильона. Планируется ввести их в эксплуатацию в 2022 году», – добавил Карен Шахназаров.

В Киноконцертном комплексе будет четыре зала, самый большой из которых рассчитан на 500 мест, и еще один — на 100 мест и два — на 50. Оснащение проведут по последнему слову техники, в том числе трубчатыми лазерными проекторами и круговым звуком. Предусмотрена и красная дорожка, и весьма оригинальная — в виде черной лестницы с красными перилами и подсветкой красного цвета. Зайти в киноконцертный зал можно будет с улицы, минуя пропускной пункт студии. Само здание будет вписано в архитектурный ансамбль киностудии, но при этом не будет являться репликой.

«Все проекты разрабатывались с учетом современных потребностей киноиндустрии. Это функциональные, эффективные, технологичные и в то же время очень эстетичные новые здания», – отметил Алексей Бланин.

Виктор Тамазин рассказал, что на «Мосфильме» в этом году была проведена масштабная технико-технологическая модернизация производственного комплекса «Тонстудия», также выполненная исключительно за собственные средства.

Шахназаров отметил, что на «Мосфильме» сохранена лаборатория обработки пленки (единственное предприятие полного цикла по работе с пленкой в России), которая в этом году начала сотрудничество с Российским государственным архивом кинофотодокументов.

Одной из ключевых сфер деятельности студии также является сохранение кинофонда и реставрация коллекции советских кинокартин. На сегодняшний день отреставрировано без малого 90 кинолент, среди которых фильмы Гайдая, Тарковского и Меньшова. Просмотры этих картин интересны не только зрителями на сайте студии, но и мировым фестивалям в Каннах, Венеции и др.

«Советские картины очень востребованы и интересны зрителям, но с приходом цифровых форматов важно обеспечивать высокое качество материалов для проката и телевизионных трансляций. Это не сканирование, а покадровая реставрация. К сожалению, такой работой больше никто в России не занимается. Мы проводим это исключительно за счет собственной прибыли. Современный рынок требует цифровой реставрации в высоком качестве, если ее не проводить, мы рискуем утратить картины для будущих поколений. Нужна госпрограмма», – убежден Шахназаров.

В 2019 году цифровую жизнь получили шесть художественных фильмов, входящих в «золотую коллекцию» отечественного кинематографа: «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, 1959), «Калина красная» (реж. В. Шукшин, 1973), «Дети Дон Кихота» (реж. Е. Карелов, 1966), «Июльский дождь» (реж. М. Хуциев, 1966), «Взрослые дети» (реж. В. Азаров, 1961), «Я — Куба» (реж. М. Калатозов, 1964). К 75-летию Победы завершится цифровая реставрация пятисерийной киноэпопеи «Освобождение» режиссера Юрия Озерова.

В конце пресс-конференции глава киноконцерна и другие спикеры ответил на вопросы журналистов.

На вопрос о патриотическом воспитании, Карен Шахназаров заявил, что, по его мнению, в школьную программу нужно ввести курс отечественного кино. Также он добавил, что подобная практика реализуется во множестве стран: «Во многих странах кино уже введено в обязательную школьную программу». Также можно сказать, что такую функцию на «Мосфильме» выполняет музей, который пользуется большой популярностью.

Присутствовавший на пресс-конференции директор Гильдии кинорежиссеров России Игорь Степанов поблагодарил Карена Георгиевича за внимание к режиссерам и помощь, за то, что Киноконцерн дает фильмы бесплатно для показов в регионах. Еще он проинформировал, что Гильдией создана комиссия по сохранению творческого наследия кинорежиссера, народного артиста СССР и лауреата Государственной премии РФ Марлена Хуциева, в которую вошли: Вячеслав Шмыров, Валерий Ахадов и Вадим Абдрашитов, которых, как и многих кинематографистов, волнует судьба кинокартины Хуциева «Невечерняя», которая до сих пор остается туманна.

Отвечая на этот вопрос, Шахназаров обратил внимание, что там ситуация сложная, но, по его мнению, первоначально нужно разобраться с авторскими правами и правообладателями, обратиться на студию имени Горького и важно, чтобы к решению этой проблемы подключился Союз кинематографистов России…

Подводя итоги пресс-конференции, во время которой показывалась презентация, демонстрирующая выполненные задачи и будущие планы студии, можно с уверенностью сказать, что этот год стал для киноконцерна плодотворным и успешным в части реализации крупных инфраструктурных и творческих проектов и сегодня «Мосфильм» – это новые технологии, активное кинопроизводство, профессиональный творческий коллектив, раритетные коллекции. Все это позволяет студии вносить огромный вклад в дело возрождения отечественного кинематографа.

Текст и фото: Ирина Кретова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!