Члены селекционной комиссии «КРОК» дали интервью


В это воскресение открылся XXVI Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК», который пройдет с 22 по 30 сентября традиционно на борту теплохода «Константин Симонов».

В этом году «КРОКу» исполняется 30 лет – анимационный кинофестиваль, когда-то Всесоюзный, а теперь просто крупнейший в стране международный смотр мультипликационного кино, впервые состоялся в 1989 году в Киеве под президентством Давида Черкасского и Эдуарда Назарова.

Традиционно мы спросили членов селекционной комиссии фестиваля о том, что они видели, как это расценили и что отобрали для смотра (из 1084 фильма 62 стран мира, поступивших на конкурс). В этом году эта почетная обязанность была возложена на выдающихся режиссеров анимации Алексея Алексеева, Екатерину Соколову, триумфатора «КРОКа»-2017 (Лучший фильм фестиваля – «Питон и сторож») Антона Дьякова – новичка в селекционном деле – и журналиста, киноведа, историка анимации Сергея Капкова. Председательствовал – великий и ужасный режиссер-аниматор, художник, продюсер Михаил Алдашин.

Сергей Капков: «Участие в селекционной комиссии «КРОКа» – это огромная ответственность. Сначала – надежда увидеть что-то принципиально новое и прорывное. В конце – дикая усталость от огромного количества просмотренных фильмов и неловкость перед теми, чьи фильмы не попали в конкурс».

Екатерина Соколова: «Я всегда очень рада, когда генеральный директор фестиваля Ирина Александровна Капличная приглашает меня работать в селекционной комиссии. Можно посмотреть много фильмов, поехать на фестиваль (и там их больше не смотреть, хехе), обсуждать фильмы с коллегами тоже очень люблю. И коллег люблю тоже. Обстановка на заседаниях уникальная. В доме Александра Татарского и просто побывать интересно, а тут довелось жить 4 дня. Это была такая репетиция «КРОКа».

При этом, по словам и Сергея, и Екатерины, и Антона, жарких дебатов между членами комиссии не было – даже скучно писать об этом! Михаил Алдашин развел в комиссии демократию и следил только за таймингом – чтобы все вовремя отсмотреть и не слишком долго рассуждать. Екатерина Соколова: «Мы ни разу не заспорили по-серьезному. Наши мнения во многом сходились, а по мелочам мы не спорили. Это не то, чтоб поразило, но приятно удивило и обрадовало».

Антон Дьяков: «В селекции первый раз, тяжело смотреть такое количество анимации («Это труд!» – подчеркивает Михаил Алдашин). Фестиваль прекрасен, когда ты участник лопоухий, опьяненный гастролер… а когда ты погружаешься в кухню этого процесса, то праздник как бы перестает быть чудом. Поэтому низкий поклон тем людям, которые из года в год тянут эту ношу. Спасибо посвященным от нас – профанов!»

Сергей Капков: «Да все те же – одиночество, старение, любовь. Жаль, что очень мало комедийных мультфильмов, анимация становится совсем несмешной. Было несколько работ в жанре черного юмора – взяли все. Забавно, что в центре внимания нескольких фильмов оказалась пуповина, у Александра Бубнова даже название фильма такое».

Очень скромное количество юмора в мировой анимации и внимание к женской физиологии отмечают на «КРОКе» уже несколько последних лет. Just in case, как говорится.

Екатерина Соколова: «Проблемы, волнующие авторов, вечны и постоянны – отношения между людьми, человек и мир, страсти и новые возможности. В этом году было довольно много фильмов, которые мы объединили условно словом «пуповина». Тема сепарации детей от родителей. В окончательный список конкурсных фильмов вошло некоторое количество этих работ. В том числе очень знаменитых авторов».

Антон Дьяков: «Эскапизм – тренд последних лет вроде как никуда не девается. Анимация как бегство от действительности – это зараза, которая поражает мозг авторов… авторы берегитесь: это заразно! Ну а если все же вы подцепили эту эгоутешительную болезнь, то, пожалуйста, не будьте такими серьезными, чутка самоиронии, юмора…»

Михаил Алдашин: «Юмора всегда мало. Смешных талантов мало. Особенно в российских фильмах. А еще многим авторам нравилось, чтобы в их фильмах герой прыгал в воду и долго и расслабленно там плавал. Ну и тема пуповины, конечно».

Сергей Капков: «Лично я отсеивал непрофессиональные, нудные, невнятные, халтурные и чересчур многословные фильмы».

Екатерина Соколова: «Я стараюсь смотреть фильмы, не зная, кто их сделал. Чтобы не было предвзятого мнения, ожидания. Так мне легче воспринять их объективно. Я ставила минусы работам, в которых очень видна неприкрытая халтура, душевная невключенность автора в выбранную тему. Ну или сам фильм мне показался отталкивающим – и этот, сугубо субъективный, фактор для меня – самый главный».

Антон Дьяков: «Отсеивали для начала художественно неубедительное. Бывает: дурь страшная, но абсолютно цельное и сделанное кино – и это прекрасно! К сожалению, было много работ отличных, которые не попали в конкурс… конкурс не резиновый оказался. И чтобы фестиваль не обернулся испытанием для глаз и задниц участников, приходилось от много чего отказаться».

Строгий голос Михаила Алдашина: «Принцип отсеивания не правильный: надо не отсеивать то, что плохо, а выбирать то, что хорошо. Мы выбирали талантливые, яркие, зрительские, необычные, то, что очевидно выделялось. Брали примерно один фильм из десяти».

В результате в селекцию 2019 года вошли 122 фильма из 33 стран. Российских среди них – 25.

В этом году «КРОК» стартует из Санкт-Петербурга, действительно, анимационной столицы России (тут вам и анимационные студии «Мельница» с «Богатырями…», и «Петербург» со «Смешариками», и «Да!» с «Летающими зверьми»), и Константин Бронзит с космонавтами и двумя Оскарами, и достаточно сильный факультет анимации в СПбГИКиТ.

«Фильмы все посмотрел, поэтому жду встреч с дорогими сердцу и глазам людьми», – отчитывается Сергей Капков. «На «КРОКе», в принципе, круто находиться, в любой роли», – признается Екатерина Соколова, которая за последние несколько лет была и конкурсантом, и жюристом и селекционером. «Я хочу, чтобы участникам КРОКа было хорошо на фестивале. И фильмы, и общение, и атмосфера – чтобы все это было в дугу и правильно. А что до призов и победителей? – а мне все равно: я-то своих победителей и так уже определил, пущай жюрильщики голову ломают. Чин-чин!» – уже поднимает бокал за юбилейный фестиваль Антон Дьяков.

Финальное слово, конечно, Председателю: «Когда талантливые фильмы отбирают и смотрят талантливые люди, то им хорошо и интересно вместе, это рождает новые творческие и эмоциональные связи. Таков «КРОК», – Михаил Алдашин.

Наталия Егорова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!