5 апреля 2022 года в Белом зале Центрального дома кинематографистов России состоялась премьера документального фильма «Лестница», постановка – Бориса Бланка при участии Ирины Измайловой. Вечер был организован Гильдией художников кино и телевидения Союза кинематографистов России.
Ирина Измайлова, киновед, одна из создателей фильма, в своем вступительном слове отметила экспериментальный характер картины, сделанной по книге Бориса Бланка «Ва-Бланк». Это фильм-исповедь о жизни своей и страны, разговор о судьбах искусства и тех, кто его создает, о природе самой профессии.
В продолжение продюсер фильма Юрий Гинзбург рассказал о предыстории его создания. Картина выросла из короткометражки Ирины Измайловой «Борис Бланк. Мастер-класс», которая была отмечена наградами на ряде кинофестивалей. Он поделился радостью работы с сегодняшним классиком, в чем нет ни малейшего преувеличения.
Подробно о фильме говорил автор и герой картины Борис Бланк, для которого фильм дал возможность высказать то, что накопилось за долгую творческую жизнь, подвести некие итоги, поделиться этим с друзьями, коллегами, зрителями. Он достиг той возрастной и профессиональной точки, где найдена свобода мысли, свобода владения пространством, и есть силы вступить в новый этап – неизвестный и непредсказуемый. Борис Бланк строг в собственной самооценке, хотя за плечами огромная галерея картин, фильмов, спектаклей, проектов. И это позволяет ему всегда находиться в форме, в сегодняшнем дне, быть погруженным в его события.
Фильм был сделан рукой художника, где форма становится содержанием, а тексты обретают зримую форму. Здесь и монолог автора, поднимающегося по Лестнице, в прямом и переносном смысле, и кадры из фильмов, спектаклей, над которыми он работал, и его Альтер-эго в блестящем исполнении Александра Филиппенко. Его фразы светятся мыслями о творчестве, о способах существования художника, о его ответственности перед обществом и своим талантом.
Художник щедро делится в фильме секретами, что касаются, цвета, композиции и других составляющих профессии. Но главное, считает он, – найти свой язык, через который обретается чувственность, в первую очередь.
«Я всегда иду по направлению судьбы», – говорит герой фильма, полагаясь на знания и на Всевышнего. Главное – идти Ва-Бланк, не изменяя себе и профессии.
Елена Ретунская
Фоторепортаж: студенты Института кино и телевидения (ГИТР).