Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В.Путину от участников XXVI Международного Кинофорума «Золотой Витязь»


В один из дней кинофестиваля «Золотой Витязь», который проходит сейчас в Севастополе, на теплоходе состоялся круглый стол на тему «Новая государственная культурная политика России — возрождение кинематографа». Речь шла о наболевшем: об ответственности художника перед своим народом, о нравственной и воспитательной цели кинематографа, о деградации российского кино последних лет, в погоне за прибылью переставшего быть искусством, с ростом технологий превращающегося в «эффектную пустоту» и «доходный промысел». Сначала прозвучал доклад президента фестиваля Николая Петровича Бурляева, среди прочего, назвавшего и удачи кино последних лет — картины «Время первых» и «Иван» (вошедших в программу кинофестиваля), «Цитадель», «Солнечный удар»… Поделился Н.Бурляев и пугающей статистикой — из 86 выпущенных в прошлом году и спонсированных Фондом кино картин только 3 имели успех в прокате. Потом в разговор вступили другие участники круглого стола, представители разных стран: Владимир Зайцев, Татьяна Карпова, Александр Семенюк (Россия), Маргарит Николов, Ольга Маркова (Болгария), Михаил Голубович (Луганск), Владимир Гостюхин и Сергей Катьер (Белорусь), Йован Маркович (Сербия) и многие другие. Приведу лишь несколько высказываний.

Сергей Катьер — о проблемах воспитания молодого поколения: «Я удивляюсь, почему в наших школах не преподают отечественное кино? Это огромный пробел. В школах должны существовать киноклубы по изучению российского, белорусского, грузинского кино. Пусть летом, в рамках урока внеклассного чтения, школьники изучают наше лучшее кино. Нынешнее поколение, к сожалению, в большинстве своем, не читает книг. Пусть хоть кино смотрит».

Владимир Гостюхин — о низком качестве снимаемого кино: «Пока не будет воли высоких чиновников, ничего не изменится. Для меня важно, чтобы была чья-то воля. Наш белорусский кинематограф находится в плачевном состоянии. Должны появиться люди, которые вкладывали бы средства и душу в кинематограф. Он болен — нет великих мастеров-актеров, таких, как: А.Папанов, Е.Евстигнеев, Е.Леонов… Уровень исполнительского мастерства падает, надо обратить на это внимание в процессе обучения. Нет талантливых режиссеров, таких, как: С.Бондарчук, Л.Шепитько, Г.Полока, Э.Климов… Затрачиваются огромные средства на сериалы не высокого уровня. У нас в Белоруссии обосновалась компания, которая за неделю «стряпает» сериалы «выходного дня». Это просто невозможно смотреть! Я предлагаю выстроить систему кинематографа, который был в Советском Союзе, в основе которого будет нравственная идеология выпускаемой продукции». После выступления В.Гостюхина Н.Бурляев заговорил о проблеме, о которой давно хотел сказать, но считал этот разговор несвоевременным — о цензуре и идеологии. Теперь время пришло. Он привел слова классика — А.С. Пушкина (цитата есть в Открытом письме кинематографистов, которое приводится ниже), они и сегодня звучат современно.

Еще одну проблему означил Михаил Голубович: «Я сейчас преподаю. И хочу, чтобы государство обратило внимание на то, что в творческих вузах надо запретить платное обучение. Потому что, человек идет на платное обучение и думает, что его обучат профессии, от которой порой он очень далек. И это касается многих факультетов. Еще я присоединяюсь к тем, кто говорил об институции редактуры и госзаказе — они должны быть возвращены».

Владимир Зайцев — о цензуре: «Цензура нужна, но какая — воспитательно-отличительная, если я правильно выразился. У нас все же есть институт кинокритиков, киноведов — людей, которые обличены правом высказывать свое мнение о кино. Что-то запрещать — нет ничего хуже. Я недавно узнал, что у нас на студиях уничтожены все актерские картотеки. А ведь наш кинематограф, как известно, богат именно актерами. Сейчас эта школа убита. Когда я снимаюсь, ко мне часто подходят актеры, молодые ребята, просят им что-то рассказать — о профессии, о кино. Хотя у нас одна актерская школа. Они жалуются, что их сейчас ничему не учат. И все же, может, не стоит запрещать платное образование? Пусть человек получит допуск к профессии, но в дверях. И дальше доказывает на что он способен. А вдруг это самородок? Бывает. И конечно, именно государство должно озаботится духовно-нравственным воспитанием нации».

Результатом круглого стола стало Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В.Путину.

Наталья Тендора, киновед
фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!