Лев Прыгунов: «Мы отстаем от Америки на 90 лет»


В один из вечеров фестиваля «Амурская осень», который недавно прошел в Благовещенске, состоялась интересная встреча с председателем жюри конкурсной программы игровых полнометражных фильмов, Народным артистом России Львом Прыгуновым, на счету которого 118 работ в кино. Своим любимым фильмом актер назвал «Картину» 1984 года, которую показали только через 20 лет на юбилей режиссера Булата Мансурова.

За плечами у него яркий актерский взлет в кино: «Увольнение на берег», «Мне двадцать лет», «Утренние поезда», «Иду на грозу», «Туннель», «Три дня Виктора Чернышева», «Сердце Бонивура». Они принесли стабильную любовь зрителей. Знание нескольких иностранных языков давало возможность актеру сниматься в совместных советстко-итальянских, советско-румынских, немецких и болгарских проектах. Он выучил языки, решив прочитать книги, которые не издавались в Советском Союзе. Кто же знал, что звезде советского экрана еще придется штурмовать Голливуд. Прыгунов не стесняется признаться, что с удовольствием снимался в любых фильмах — и хороших, и даже плохих. И не стыдится ни одной из своих ролей, поскольку всегда работал с полной отдачей.

И все же Лев Прыгунов так и остался для многих человеком-загадкой — чего только не умеет! Увлекается китайской философией, восточными единоборствами и йогой, отлично стреляет… Недаром среди сыгранных им ролей немало сотрудников спецслужб самых разных рангов, а то и двойных агентов. Он и сам в России жил так — создавая на экране убежденных комсомольцев, таких, как Виталий Бонивур, сам Прыгунов всю жизнь ненавидел Советскую власть — его деда, священника, забили насмерть на глазах у семьи. Родился Лев Прыгунов в 1939 году в Алма-Ате, куда его мать сбежала, спасаясь от преследования ВЧК. Он так и не смог забыть, как она всю жизнь вздрагивала от каждого шороха за дверью…

О молодости актер вспоминает с нежностью — о том, как снимался с Владимиром Высоцким. Экономя, зайцем мотался на съемки в поездах на третьей полке. Научил этой хитрости и Высоцкого. А потом на сэкономленные деньги кутили веселой компанией. О том, как однажды умудрились с помощью букетиков проехать на халяву в пустом международном вагоне. Рассказал еще об одной статье доходов бедных студентов театральных училищ — пробах в кино, за которые в советские времена неплохо платили.

По признанию актера, он никогда не боялся остаться без ролей. «Есть несколько древне-китайских законов, которые помогают мне в жизни, — признается он. — Люблю китайскую философию. В прошлой жизни точно был китайцем. Есть такой потрясающий закон — «закон пустоты». Он говорит о том, что если ты «забит» собой, у тебя никогда ничего не получится. Когда человек спокоен и и не тратит лишние силы, у него больше творческих сил. А если ты «забит», то становишься никому не интересен. Есть закон «коромысла» — мой любимый закон: если ты загружаешь «оба ведра» — это отталкивает людей. Чем меньше ты хочешь, тем больше тебя хотят».

Оказывается, во времена его актерского взлета и удачи, после звездой роли Бонивура у Прыгунова было много завистников. Фильм был назван провальным. Для примера был приведен тот же Владимир Коренев, с которым Прыгунов снимался в «Детях Дон Кихота» — после того, как Коренев снялся в «Человеке-амфибии», от него отказывались режиссеры, боясь, что его слава затмит их новый фильм. Вот и о Прыгунове распускали слухи, пытаясь убедить режиссеров не снимать молодого актера. На этой волне его даже не пустили в три фильма — в Италию, Данию (в «Красной мантии» снялся тогда Олег Вавилов). Как антисоветчика Прыгунова не выпускали не только за границу, но и на центральные студии. Приходилось ему сниматься на периферии — на Одесской, Белорусской и Киевской студии.

По прошествии нескольких десятилетий Лев Прыгунов уже не стесняется признаться, что однажды принял помощь цеховика и каталы, криминального авторитета с кличкой «железный Люсик». Именно он помог разрулить ситуацию с запретом Прыгунова в кино. Связи у него были везде, он запросто позвонил Лазарю Наумовичу Милькису — руководителю «Мосфильма» и дал указание взять его. Начальник актерского отдела Адольф Михайлович Гуревич делил всех на «своих» и «чужих». У актера случилось с ним два огромных скандала. Это был единственный человек на свете, которого он хотел даже убить. «После звонка покровителя все кардинально изменилось, словно по взмаху волшебной палочки», — вспоминает актер. — «Меня стали выпускать сниматься в ГДР и Болгарию». Параллельно Прыгунов учил английский язык. Через год он уже прилично изъяснялся. Правда, однажды друг ему сказал, что говорит он на английском как пьяный канадец — столь жутким был акцент. Интересно, что учил язык Прыгунов по собственной методике, ведь по школьным учебникам, считает он, сделать это невозможно. «В школе у меня по английскому и французскому языках были одни тройки», — признается актер. — «По моей методике нужно три месяца заниматься одной только фонетикой. И только потом приступать к самому языку. Я учил английский язык на биографиях американских гангстеров. Мне повезло — в пятом или шестом классе провели эксперимент — в мужскую школу дали преподавателя латинского языка. Все над ним издевались, а я из жалости налегал на латинский язык. Потом, снимаясь, выучил немецкий, итальянский, румынский языки. Потом и китайский».

Особая гордость актера — участие в 13 американских фильмах. Четыре своих работы в Голливуде считает довольно большими. Так, в «Цене страха» Прыгунов сыграл русского генерала, снимаясь с Беном Аффлеком и Морганом Фриманом, в «Святом» с Вэлом Килмером. В«К-19» он играл с Харрисоном Фордом и Лиамом Нисоном. Хоть и небольшую роль, но зато генерала КГБ — персонаж, которого в реальности-то у нас не было. Прыгунов считает, что разница между американским и советским героем такова: наш герой должен в конце фильма погибнуть, а американский, несмотря ни на что, выживет. «Сейчас всеобщее вранье испортило всех, — считает актер. — продюсеров, режиссеров. Положительных героев почти не осталось». В данный момент Лев Прыгунов заканчивает работу в сериале сына, Романа Прыгунова «Мертвое озеро» для канала «ТВ-3». Снимается в полном метре с Владимиром Машковым. «Я — большой патриот России», — с гордостью говорит актер. — Принципиально не смотрю телевизор. Считаю, что должен произойти переворот в мозгах. Мы в России живем в 20 раз лучше, чем в советское время. И только потому, что приняли начальную стадию капитализма. Однако отстаем от Америки на 90 лет».

Об увлечении живописью Прыгунов сказал: «Еще в школе я стал увлекаться разными ремеслами — решил коллекционировать умения. У нас была шикарная мастерская. Я делал что-то на продажу и хорошо зарабатывал. Косил сено в горах. В 90-е пришлось реставрировать картины. Я всегда знал, что актерство — переменчивая специальность». Взялся писать картины, и вскоре с удивлением обнаружил, что за первые же десять непрофессиональных полотен получил больше, чем за 28 лет профессиональной работы в кино.

И «под занавес» Лев Прыгунов поделился рецептом своего любимого алкогольного напитка — «Шприца» — это когда в бокале смешиваются сухое белое вино и минеральная вода. Говорит, что вкусно, почти как шампанское, не так бьет по печени и никогда не будешь пьяным. А, что, надо попробовать!..

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!