Фильм Тьерри Фремо «Люмьеры!» показали в Доме кино


В Белом зале Центрального Дома кино состоялся специальный показ документального фильма Тьерри Фремо «Люмьеры!». Тьерри Фремо – известный киновед и вот уже несколько лет является директором Каннского кинофестиваля. Картина стала его режиссерским дебютом. «Люмьеры!» погружают нас в мир самых ранних фильмов в истории кино. Картина разделена по сюжетам и включает в себя больше ста отреставрированных кинолент. Каждая из них длится по пятьдесят секунд, и вся подборка из киносокровищницы братьев Люмьер умещается в полтора часа. История кино словно оживает в новейшей цифровой реставрации. Закадровый текст Тьерри Фремо напоминает увлекательную лекцию, ведь эти фильмы во многом ценны как документ своего времени. Доктор искусствоведения Ирина Гращенкова перед началом показа рассказала зрителям о жизни и кинематографическом наследии Огюста и Луи Люмьер.

— Это несомненно портрет двух людей, имя которых знает любой кинематографист. Огюст и Луи Люмьеры – два брата, которые являются и пионерами французской режиссуры, и пионерами мирового кино вообще. Самое интересное, что не они одни в самом конце XIX века заинтересовались возможностями кинематографа и стали придумывать различные аппараты, способы съемки и показа. Почему же все-таки их считают родоначальниками? Дело в том, что они были сыновьями богатого лионского фабриканта, производившего пластинки для фотографии. Огюст всегда занимался механической стороной – самим съемочным процессом, а Луи увлекался химией в школе и занимался, прежде всего, пленкой: напылением, количеством серебра и прочими материями, необходимыми для кино. Надо сказать, что в этих людях были именно те черты, которые так необходимы кинематографу: они были изобретателями, фабрикантами, режиссерами, продюсерами, коммерсантами. Братья Люмьер охватили весь мир своими киноаппаратами, а потом и своими фильмами. Важную роль здесь сыграл кинетоскоп Эдисона. Это аппарат, в котором каждый отдельный зритель, наклонясь, должен был заглянуть в определенное окошечко, чтобы увидеть движущееся изображение. У Огюста и Луи Люмьер появилась идея превратить все это в настоящее зрелище, где один зритель энергетически заражает другого интересом происходящего на большом экране. Это тоже было их открытие, и именно поэтому мы считаем их родоначальниками кино, — рассказала Ирина Николаевна.

По ее словам, c одной стороны, «Люмьеры!» — это портрет двух братьев, c другой – портрет Франции конца XIX начала XX веков: «Люмьеры считали то, что они создали и показали на первом публичном просмотре в Париже — это машина, отражающая жизнь природы, жизнь человека, жизнь города, жизнь общества. Сегодня мы можем смотреть на эту жизнь, как на картину Франции определенного периода. Несмотря на очень короткие фильмы, они вкладывали туда сюжет: иногда могли шутку запрятать, показать важное лицо или историческое событие. Снимали Люмьеры самых разных людей. Фильм «Выход рабочих с фабрики», конечно, постановочная хроника – они договорились, что рабочие выйдут и в нужном направлении красивыми группами двинутся от ворот фабрики по улице. Работники фабрики отца братьев Люмьер сначала очень испугались, что завтра увидят себя на каком-то огромном экране.

История Люмьеров в России – еще одна линия их жизни. У нас своей пленки не было до конца 30-х годов XX века. Именно они сняли коронацию Императора Николая II. Они сняли все события, которые происходили в Кремле при его рукоположении. Сегодня по этим кадрам мы можем понимать, как это происходило и какими настроениями в обществе сопровождалось».

Многие сцены из их фильмов – это сцены из жизни дома Люмьеров, и мы словно перелистываем домашний семейный альбом, когда видим эти кадры на экране. Сочетание различных пластов: исторического, бытового, семейного, социального в их картинах — делает Люмьеров необыкновенно интересными для нас сегодня. И не случайно фамилия «Люмьер» в переводе с французского означает «свет».

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!