В начале декабря, в киноклубе «Слово» города Воронежа состоялся показ документального фильма «Маринин хоровод» режиссера Галины Леонтьевой.
Сегодня, когда телевизионные каналы пестрят нарочито-эпатажными, пустыми, а то и совершенно глупейшими передачами с ангажированными, предсказуемыми участниками, и фильмами, зачастую рассказывающими о несуществующих, надуманных, вызванных явно нездоровым воображением персонажах (кровожадных и ужасающих), а новостные программы – тенденциозны, калейдоскопичны и поверхностны, документальное кино остаётся чуть ли не единственным мостиком, связывающим нас через экран с реальностью и людьми, рядом с нами живущими и нами не всегда замечаемыми из-за нашей суеты и «близорукости». Именно документалистика даёт возможность хоть на время остановиться и вглядеться в окружающий нас мир, человеческие лица и подумать о том, как живут наши современники. Почему именно так, а не иначе. И что нас всех связывает в нашей общей жизни – с её радостями и тревогами, надеждами и разочарованиями, счастьем и отчаянием, вечным выбором между добром и злом. И каким образом, соединяясь в единое целое, судьбы людские влияют на те или иные события сегодняшнего времени и нашего прошлого, перетекающего в будущее.
Конечно, вытесненный из кинотеатров и телевизионных «форматов», документальный кинематограф имеет возможность (с недавних пор) демонстрировать себя в Интернете, но по-прежнему, живое непосредственное общение с аудиторией – людьми, находящимися на объединяющей всех волне и испытывающими сиюминутные эмоции, – происходит, главным образом, на площадках фестивальных показов или в залах киноклубов – на встречах с заинтересованной и хоть как-то подготовленной публикой. Одна из таких встреч состоялась недавно в воронежском киноклубе «Слово», существующем в Воронежской областной универсальной научной библиотеке им. И.С. Никитина, где зрители могли увидеть фильм Галины Леонтьевой «Маринин хоровод», а после просмотра пообщаться (по скайпу) с режиссёром картины и поделиться своими впечатлениями.
Документальная лента, посвящённая жизни инспектора по делам несовершеннолетних – молодой, привлекательной женщины, каждый день сталкивающейся с судьбами проблемных детей и их родителей, – вызвала горячий отклик у поклонников киноискусства. Проблемы, встающие перед героиней, не могли не взволновать зрительскую аудиторию, потому что касались они современной школы, захлестнувших страну пьянства и наркомании, разобщённости людей в условиях распада и передела Великой Советской страны (разбежавшейся по «национальным квартирам» и погрязшей в коррумпированном капитализме), вопиющего социального расслоения общества, отношений «отцов и детей».
Режиссер картины не ставит своей целью говорить о глобальных вопросах геополитики, философии, экономики, государственного устройства, глубинных противоречиях современного общества как такового. Но словно бы руководствуется высказыванием писателя Андрея Платонова: «Без меня народ неполный», выбирает главным действующим лицом картины человека «из толпы» и дает возможность на примере нескольких дней жизни героини (Марины) вглядеться в людей её «ближнего круга», её «хоровода», – в которых, как в капле воды, отражаются наши собственные судьбы или судьбы наших знакомых.
В дискуссии после просмотра фильма собравшиеся говорили о том, чем близка им оказалась позиция неравнодушного инспектора полиции (выражавшаяся в её поступках и монологах), делились впечатлениями личного жизненного опыта и своего видения решения тех или иных проблем, поднимаемых картиной. В обращении к режиссеру Галине Леонтьевой звучали слова признательности документалистам, которые каждой своей работой опровергают утверждение Пушкина, что «мы ленивы и нелюбопытны», открывая нам всякий раз новых и новых личностей, вызывающих живой интерес и чувство сопереживания. Как напутствие к будущим фильмам прозвучало в разговоре известное Радищевское откровение, вынесенное в пролог его «Путешествия из Петербурга в Москву»: «Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвленна стала». Эту фразу классика можно отнести ко всем авторам документальных лент – картин, которые могут быть не только «зеркалами» неведомой или хорошо знакомой нам жизни, но и должны стремиться к тому, чтобы отражать острые конфликты времени, те или иные (как внешние, так и внутренние) конфликты человека, в нём (времени) живущего и страдающего(!). Принять как призыв к художнику, всякий раз за картину берущемуся и картину создающему, использовать свой «объектив» как «увеличительное стекло».
Зрители искренне благодарили Галину Леонтьеву за её трогательный, проникновенный фильм «Маринин хоровод» и за предыдущую ленту «Закон Бернулли», также взволновавшую аудиторию киноклуба и вызвавшую искренние, яркие эмоции.
Владимир Межевитин, г.Воронеж
Пресс-центр Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России