Академия кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова открыла свой киноклуб


В Малом зале Государственного театра киноактера состоялось открытие киноклуба Академии кинематографического и театрального искусства Н. C. Михалкова. Главной целью проекта станут коллективные тематические просмотры фильмов с подробными обсуждениями после показов. Первое заседание киноклуба открыл ректор Академии, Председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. В программу показа вошли студенческие работы режиссера «Девочка и вещи», «И эти губы, и глаза зеленые», «Спокойный день в конце войны».

Никита Сергеевич неоднократно повторял, что режиссерам и актерам необходимо собираться вместе на таких разборах, впитывать и анализировать. – Основной смысл заключается в том, чтобы погрузить вас – актеров – в ту кухню, которой должен владеть режиссер. А ваша задача в том, что, если он ею не владеет, вы должны знать, как сможете себе помочь. Мне хотелось бы, чтобы мы беседовали с вами до и после картин, которые вы посмотрите, для того, чтобы определить общий взгляд, — отметил Никита Сергеевич.

Сейчас трудно представить, но самые первые студенческие работы Никиты Михалкова были сняты пятьдесят лет назад.

— «Девочка и вещи» — это немой этюд, снятый у нас в квартире в 1967 году. В этой картине жизнь идет параллельно с жизнью и интересами маленькой девочки, фоном которой являются взаимоотношения ее родителей друг с другом. Убежден в том, что, когда мы эту картину делали – были полны ощущения глубины и cерьезности. Это абсолютно ученическая работа, но уже тогда меня интересовала формула «отражение сильнее луча», которая для меня стала основополагающей. Для себя я в результате сформулировал, что меня интересует деталь из которой вырастает общее, а не наоборот. Условно говоря, — отражение неба в росинке, то есть попытка через очень конкретную деталь ощутить общее. Для меня это стало принципом. И об этом же мы говорим, разбирая наши отрывки в Академии, когда деталь определяет намного больше, чем даже жест, — поделился Никита Сергеевич.

Особое внимание режиссер уделил студенческой работе «И эти губы, и глаза зеленые». Фильм снят по одноименному рассказу Селлинджера. По сюжету американец Артур звонит среди ночи своему приятелю Ли и долго изливает ему душу. Его переживания связаны с исчезновением с вечеринки его жены Джоанны. Артур ревнует ее и вспоминает, что пять лет назад она была совсем другим человеком. Он говорит своему приятелю, что кроме нее у него никого нет, озвучивая решение расстаться с Джоанной. Ли пытается успокоить Артура, внушая мысль, что его жена скорее всего уехала с друзьями и скоро вернется. Тем временем Джоанна находится в одной квартире с Ли.

Никита Сергеевич признался, что на съемки его пригласил студент-оператор Владимир Бондарев, для которого фильм был учебной работой по курсам «Киноосвещение» и «Кинокомпозиция». По словам Никиты Михалкова, в этой картине была сделана попытка ощутить пластику изображения.

— Мы взяли рассказ Селлинджера «И эти губы, и глаза зеленые». Это была не режиссерская, а операторская работа. Нам тогда было по 22 года. Это время, когда французская новая волна была основой нашего восприятия. Из этой истории нам хотелось высечь ту самую искру взаимоотношений и характер взаимоотношений. Самое интересное, что в 22 года нас интересовала не внешняя сторона этого всего, а суть и то, как ее передать через взаимоотношения характеров, — признался Никита Сергеевич.

Важно отметить, что в этой работе снялись Лев Дуров, Маргарита Терехова и Александр Пороховщиков.

В завершении вечера была показана дипломная режиссерская работа Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны», где также снялись известные актеры советского кинематографа. Киноклуб открылся ярким моноспектаклем Никиты Сергеевича, а завершился живым и заинтересованным разговором.

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!