В Минкульте прошли презентации режиссерских дебютов


На прошлой неделе в Министерстве культуры РФ прошли презентации режиссерских дебютов. Всего членам экспертной комиссии в период с 15 по 17 сентября было представлено 88 проектов.

Глава ведомства Ольга Любимова, приветствуя участников, отметила, что качество презентации проектов с каждым годом растет.

— Умение представлять и отстаивать свои проекты – тоже искусство, которое активно развивается. Это очень важно, так как мы понимаем, что это в том числе те проекты, которые предстоит представить и на международной арене. Мы видим, как с каждым годом становится все больше участия, успехов и побед российского кино за рубежом, – отметила министр и выразила убежденность в том, что участники нынешнего питчинга станут будущими звездами.

Глава Департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры Светлана Максимченко анонсировала трехдневную программу питчингов: в первые два дня были запланированы презентации игрового и неигрового кино, а заключительный день посвящен анимационным работам.

— Я хочу поблагодарить экспертов, проделавших титанический труд по чтению всех работ дебютантов. Мы очень надеемся на ваши объективные оценки, – отметила представитель ведомства.

В этом году на конкурсы дебютного кино в Министерство культуры поступило 267 заявок, из них игровые дебюты – 207, неигровые дебюты – 30, анимационные дебюты – 30. Свои проекты представили студии «Рок», «Базелевс», 1-2-3 Production, «Марс Медиа Энтертейнмент», продюсерский центр «Ленфильм» и другие. Все презентации доступны в онлайн-трансляции на сайте ведомства.

Вкратце рассказываем о каждом из проектов.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Авторы исторических картин не стали уходить «далеко», а обратились к эпизодам советского и постсоветского периодов.

«Человек советский» (реж. Владимир Подгорецкий) – картина о духе и патриотизме народа СССР. Главный герой – безногий участник Великой Отечественной войны. Он живет в колхозе, в семье, где никому до него нет дела, и идеалистически верит в прекрасное будущее.

«За нашим домом сад» (реж. Антон Нефедов) – автобиографическая история о событиях в Грозном. В основе сюжета – быт одной семьи и ее соседей в последний год накануне Чеченской войны. Повествование идет от лица 13-летнего мальчика.

«Сны Шаламова» (реж. Сергей Дешин) – история про вернувшегося с Колымы Варлама Шаламова. Писатель страдает от мании преследования – ему кажется, что миром правит секта слепых, из-за которых по всей стране пропадают люди. В силу нарастающей паники и одержимости он бежит в Москву и постепенно теряет чувство реального.

«Последняя цена» (реж. Наур Гармелия) – остросюжетная история жизни Абхазии в середине нулевых. Кража в среде торговцев приводит к кровной мести и, как следствие, череде трагедий. Помимо кавказского колорита история примечательна смешением жанров. Создатели фильма насчитывают как минимум четыре – это и социальная драма, и детектив, и триллер, и даже вестерн.

«Письмо» (реж. Амур Амирханов) – история депортации ингушей в Казахстан в советские годы.

ПРО ЖИЗНЬ

Главными темами по-прежнему являются любовные отношения, а также семейные драмы и проблемы самореализации.

«Свободные отношения» (реж. Дмитрий Невзоров) – зарисовка жизни семейной пары, которая решает сохранить свой несчастливый брак ради ребенка, но дать друг другу свободу в отношениях.

«Человек, который опреснил море» (реж. Зураб Джиджилава) – некая современная трактовка истории про Робинзона Крузо. Отчаявшийся артист отправляется на Балтийское море в целях свести там счеты с жизнью. Но на берегу Куршской косы встречает Робинзона, который утверждает, что живет здесь со времен Второй мировой войны.

«Вахтовый метод» (реж. Алексей Южаков) – приключенческое драмеди о недотепе-отце, который бежит от ответственности на вахту, а по дороге встречает беспризорника, сбежавшего из приемной семьи, помогает ему и попадает в различные приключения.

«Хаус» (реж. Григорий Сазанов) – проект о жизни блогеров в TikTok-хаусе. Это картина о поиске себя на пути к мечте, подмене ценностей и желании стать другим человеком.

«Пранкер» (реж. Александр Харламов) – триллер про мошенника, который с помощью технологий искусственного интеллекта обманывает людей. Однажды ему заказали отключить камеры в торговом центре, где вспыхивает пожар, в котором оказывается его сестра.

«Пепел и доломит» (реж. Тома Селиванова) – арт-драма, в основе сюжета которой – путешествие по России режиссера и музыканта. Пара посещает самобытные места, чтобы запечатлеть моменты боли, утраты и физического труда людей.

«Алина» (реж. Полина Лазарева) – история двух одиноких инфантильных людей, которые борются за счастье с собственными страхами.

«Пустые руки» (реж. Никита Тихонов Рау) – психологическая драма, в основе повествования – трагедия супружеской пары, потерявшей преждевременно рожденного ребенка.

«Неестественный отбор» (реж. Татьяна Ярмак) – история о темной стороне деятельности благотворительных организаций, коррупционные схемы которой раскрывает подопечный одного из фондов.

«5 вечеринок» (реж. Дмитрий Николенко) – лирическая комедия про то, как молодой человек в течение пяти лет на свой день рождения устраивает костюмированную вечеринку. Зрители увидят, как меняются герои за этот срок.

«Никогда навсегда» (реж. Орхан Абулов) – любовная драма о проблемах в отношениях современных молодых людей, одиночестве в большом городе и секретах личного счастья.

«Правда» (реж. Максим Кузнецов) – триллер, в основе сюжета которого – история человека, попавшего в сложную ситуацию, в результате чего ему приходится доказывать свою непричастность к убийству. Авторы проекта анонсируют, что это будет кино морального беспокойства, сделанное увлекательно и с мощным гуманистическим посылом.

«Страсти по Матвею» (реж. Сергей Ильин) – история священника, ищущего себе жену, однако влюбившегося в совершенно «неподходящую» для этого девушку – татуированную дерзкую особу. Легко, иронично и «правильно» рассказывать историю на такую чувствительную тему режиссеру помогает его прошлое: некоторое время он сам служил в церкви.

«Все нормально» (реж. Дмитрий Крымов) – история про то, как женщина нестандартным образом контролирует мужа, который все отдаляется от нее.

«Белый пароход» (реж. Инна Шепелева) – красивая история любви русского директора музыкальной школы и якутской учительницы музыки. Картина представит взаимоотношения двух народов, веками проживающих друг с другом в Якутии, а также раскроет красоту и загадочность мировосприятия сибирского этноса, основанного на связи с природой и тонкими мирами.

«Аварийный сигнал» (реж. Антон Яковлев) – психологическая драма о бездетной молодой семейной паре, которая решает усыновить ребенка, однако тот сбегает от них. Кроме того, супруги узнают, что скоро станут биологическими родителями.

«Пока мы здесь» (реж. Александр Сосов) – молодежная драма о непростых взаимоотношениях друзей и первом кризисе в жизни. Их зацикленность на себе и неумение слышать друг друга угрожает их дружбе и заводит в тупик.

Драма «Ярость» (реж. Луиза Серегина) повествует о молодой женщине, получившей мужское воспитание отца. Ее жизнь кардинально меняет любовь к бизнес-партнеру, и чтобы обрести свое счастье, паре приходится пройти непростой путь внутренней трансформации.

«Привет, мама» (реж. Иля Малахова) – история двух сестер, от которых ушла пожилая мать, имеющая проблемы с памятью.

ПРО ЖЕНЩИН

«Социалка», темы внутренней трансформации, самореализации и, конечно же, обретения «простого женского счастья» определили «женский вопрос» на питчинге в этом году.

«Сестры» (реж. Иван Петухов) – мистический хоррор, раскрывающий тему домашнего насилия. Молодая домохозяйка в отчаянной попытке спасти себя и сына от нарастающей агрессии мужа призывает на помощь темные силы.

«Как звезды» (реж. Мария Лойтер) – история двух приятельниц-актрис, которые пробуются на один проект. В результате одна попадает на него, а вторая нет. Это является серьезным испытанием дружбы девушек.

«Хорошая девочка» (реж. Алина Фадеева) – психологическая драма о том, как главная героиня преодолевает собственную виктимность сначала в отношениях с мужем, а затем в плену у маньяка.

«Черная драмеди» «Монреаль» (реж. Сергей Боровков) поднимает проблему людей, которым сложно приспособиться к реалиям окружающей действительности. Главная героиня – сильная и умная молодая женщина, стремящаяся выйти из-под влияния более посредственного окружения.

«Анна» (реж. Екатерина Тарзян) – история девушки, которая, проведя 12 лет в монастыре после смерти родителей, покидает его и погружается в жизнь большого города.

«Тайм-аут» (реж. Владимир Скворцов) – это экранизация спектакля, кинодебют театрального режиссера. В основе сюжета – история соцработницы, которая ухаживает за одинокими пожилыми людьми и ждет свою любовь.

«Единственная собака за полярным кругом» (реж. Анастасия Жура) – история одинокой женщины средних лет, пытающейся устроить свою личную жизнь после развода.

Действие драмеди «Яма» (реж. Антон Мамыкин) разворачивается в «Городе невест» Иванове. Главная героиня – одинокая женщина средних лет – находит идеального мужчину и влюбляется в него.

Драма «Рядом» (реж. Анна Шепилова) повествует историю девушки, которая влюбляется в музыканта и заражается от него ВИЧ.

Комедия «Варвара и сансара» (реж. Софья Росс) иронично рассказывает о буднях актеров, пытающихся прорваться в мир большого кино. Однако путь этот тернист, а удача эфемерна, но героине удается сохранить харизму и человечность.

«Агния» (реж. Павла Стратулат) – любовная драма матери-одиночки, живущей в арктическом районе страны. Пройдя череду невзгод, героиня встречает свою любовь в лице главы местной администрации.

ПРО ДЕТЕЙ

Авторы обращают внимание общественности на сирот, буллинг и разрушительную силу гаджетов для традиционных ценностей.

«Первое лето» (реж. Сергей Илютин) – комедийная драма о взрослении подростка, живущего в провинции. Главный герой начинает свой бизнес, влюбляется и сталкивается со «взрослыми» проблемами.

«#Сольфасольантресоль» (реж. Евгения Куль) – лирическая и добрая история про то, как дети находят старые вещи своих дедушки и бабушки и благодаря этим предметам приобщаются к базовым ценностям и познают историю своей семьи.

«Хуже всех» (реж. Александра Иванова) – картина, раскрывающая проблемы подростков. Главная героиня – девочка с лишним весом, переживающая развод родителей и травлю в школе. В ответ на это она заводит блог, в котором подшучивает над собой и окружающими.

«Звереныш» (реж. Роман Трофимов) – острая социальная драма, история о том, как мачеха сдала своего пасынка в детдом, после того как он едва не покалечил ее сына. Мальчик возвращается спустя шесть лет и пытается отобрать у нее квартиру.

«С шумом и яростью» (реж. Светлана Филиппова) – история про подростка, который устраивает собственное расследование в надежде понять причины развода родителей.

«Испытание аулом» (реж. Ислам Сатыров) – комедия про провинившегося подростка, которого в наказание отец отправляет на малую родину – в одно из кавказских селений к дедушке. Картина поднимает проблему ослабления связи поколений, утраты культуры и традиций малых народов России.

«Инстагерл» (реж. Роман Григорьев) – история про провинциальную девушку, которая становится успешным блогером, однако, переехав в столицу, сталкивается с типичными соблазнами и опасностями мегаполиса. Фильм напоминает об актуальной проблеме современности – цифровизации разных сфер нашей жизни и нашего сознания, особенно среди молодежи.

Проект «Тысяча дешевых зажигалок» (реж. Ирина Обидова) поднимает тему стрельбы в школе и подросткового экстремизма. Также картина обещает быть пронизанной любовной линией, ярко контрастирующей на фоне трагедии.

«Тибра» (реж. Анна Гороян) – мистический триллер, главной героиней которого является девочка-подросток, потерявшая подругу и влюбившаяся в главного подозреваемого.

Подростковая драма «Против течения» (реж. Оксана Дегтяренко) повествует историю юной спортсменки, приехавшей из глубинки в Москву. Девушка рискует растратить свой талант и упустить возможности в мире большого спорта, поддавшись соблазнам большого города и дурному влиянию состоятельных друзей, которые ради забавы стремятся сломать жизнь новоиспеченной приятельницы.

«Королевство» (реж. Татьяна Рахманова) – история про воспитанников детского дома, которые спустили все свои социальные средства на дорогую вечеринку по случаю выпускного. После хмельного празднества им придется начинать самостоятельную жизнь без денег и поддержки государства.

ПРО СОСЕДЕЙ

Тема взаимоотношений между представителями различных народов в нашей многонациональной стране не теряет своей актуальности. Авторы стараются не только указывать на пагубное воздействие стереотипов и предрассудков, но и иронизировать над собой.

«Ласточка» (реж. Малика Мухамеджан) – история про преображение казахской девушки, которая, влюбившись во французского туриста, проходит долгий путь обретения себя.

«Капучино для Зарины» (реж. Раушания Рахимова) – фильм, в основе сюжета которого легла череда московских перипетий кыргызской девушки. Это история взросления, обретения внутренней свободы без оглядки на общественное мнение и принятия собственных культурных и национальных противоречий.

«Сторис» (реж. Олег Богатырев) – романтическая комедия про грузинского реставратора, который, желая избежать депортации, пытается заключить фиктивный брак.

Комедия «Анна и Вано. Ванна и Вино» (реж. Алексей Никитин) повествует о грузинском парне, родившемся и выросшем в Москве и не знающем своих корней. Познать культуру своего народа, а заодно и самого себя герою помогает тонна винограда, из которого предстоит сделать вино.

ИЗ РАЗРЯДА ФАНТАСТИКИ

Несмотря на то, что у российских продюсеров существует несколько предвзятое отношение к фантастическим фильмам (в силу дороговизны таких проектов и дефицита оригинальных сюжетов), некоторым кинематографистам удалось довести свои проекты до презентации в Минкульте.

«Контакты» (реж. Дмитрий Моисеев) – фантастическая история про то, как на Землю в 1980-е прилетели пришельцы и ассимилировались среди ее жителей.

«Тени» (реж. Виктория Кирьянова) основаны на сказках Александра Роу. Главные герои – подростки, которые открывают параллельный мир в одном из районов Москвы.

Мистический триллер «Ванюша» (реж. Анна Булгакова) обещает отправить зрителя в опустевший поселок, в котором проживает парень со сверхъестественными способностями. Ванюша может присваивать себе память других людей. Создатели картины планируют вызвать у зрителей не страх и ужас, а тревогу и смятение.

«Ниша» (реж. Антон Ермолин) – история про мужчину, который оставляет семью ради необычной мечты стать экстрасенсом-биолокатором. Мечта сбывается, однако герой сталкивается с целым ворохом опасностей и противоречий. Идея авторов проекта – поднять тему талантливых людей, которые еще не заняли свою нишу.

ЧТО НОВОГО

Впервые в этом году на питчинге режиссерских дебютов были представлены неигровые проекты. Приводим список работ.

Кинокритик Антон Долин представил свой проект «Архитектор. Трудно быть богом. История создания» – о картине «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего и о самом культовом режиссере.

Актриса Рената Джало представила свой режиссерский дебют «Леонид Десятников. Без иллюзий» – документальный фильм об известном композиторе.

«Нелюбимка» (реж. Станислав Сорокин) – история жизни и фантастического успеха исполнителя Niletto.

Еще об одном музыканте – рэппере Андро – будет снят фильм «Андро. Я и есть gipsy» (реж. Айсель Назарли).

Фильм «Дорогая ХХХХХ» (реж. Дарья Каширина) – о блогере и писателе Васе Аккермане.

О писателе Владиславе Отрошенко готовит документальную картину режиссер Иван Толстой.

«Новый город древний» (реж. Александр Амулин) повествует о современных нижегородских художниках.

Картина «Сам» (реж. Яна Горюн) представляет историю успеха воспитанника детдома, который продолжает искать отца и помогает сиротам.

Проблема российских учителей будет раскрыта в фильме «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» (ПЦ «СПбГИКиТ – Дебют»).

О работе маяков, жизни их смотрителей и о роли этих ориентиров во время блокады Ленинграда расскажет кинолента «Маяки, дарующие жизнь» (студия «Просвещение»).

О трудностях при покорении горы Эльбрус повествует проект «Крест Эльбруса» («Арт Медиа Групп “Юкон”»).

Тема инклюзивности раскрыта в проекте «Нарушители границ» (реж. Николай Лобжанидзе). Это история девушки со специальными потребностями, которая мечтает снимать кино.

Другая история на эту непростую социальную тему представлена в проекте «Папа» (кинообъединение «Мастер»). Главный герой – мужчина, который тренирует свою незрячую дочь, мечтающую играть в хоккейной команде.

Продюсерский центр документального кино представил фильм «Выпускник» о молодом человеке, живущем на кредиты, но покупающем при этом дорогие вещи.

АНИМАЦИЯ

В завершающий день питчингов, 17 сентября, экспертный совет рассмотрел анимационные проекты. По итогам в перечень получателей субсидий вошли: «Ограниченный», «Вокруг Вити», «Анимационный альманах ВГИК-9», «Сердце Океана», «Колаксай», «Семечко», «Темный лес», «За луной», «Сонная лощина», «Артистки», «Большая», «Мой мысленный зверь», «Мальчик Ося и дядя Коля», «Хор», «Рояль в кустах», «Ключ в детство», «Ведрите».

СОВЕТЫ АВТОРАМ, ПРОЗВУЧАВШИЕ НА ПИТЧИНГЕ РЕЖИССЕРСКИХ ДЕБЮТОВ

• Не романтизируйте действительность и показывайте подлинное положение дел в вашем сеттинге.
• Мы поняли, о чем ваш проект, но не понимаем, какой вы режиссер.
• Вы сказали, что снимаете комедию, но хорошо бы увидеть видеоролик с примерами шуток.
• Чтобы делать жанровое дебютное кино с серьезным социальным подтекстом, нужен хороший бэкграунд.
• Учитывайте соотношение заявленных бюджетов и сложности постановки.
• Оценивайте актеров не только по типажу или популярности, но и по уровню мастерства.
• Старайтесь уходить от банальных ходов, которые вы невольно берете из ваших референсов.
• Внимательно отнеситесь к касту.
• Не скупитесь на поиски хорошего продюсера.

Выводы

• Современные авторы рассуждают на вечные темы взаимоотношений между мужчиной и женщиной, проблемы отцов и детей, а также этнических и религиозных стереотипов, по-прежнему устойчивых в сознании многих наших сограждан.
• Продолжается формироваться общественное мнение в защиту прав женщин и детей, включая сирот и детей со специальными потребностями.
• Устойчивой тенденцией остается рефлексия на тему идентичности в цифровой среде, особенно негативно влияющая на народы, живущие по традиционному жизненному укладу.
• Молодые авторы не хотят или не рискуют браться за исторические проекты. Единственное, к чему обращаются дебютанты, это советское и постсоветское прошлое.

Напомним, что Министерство культуры не только предоставляет субсидии на производство полнометражных фильмов, но и помогает заявителям успешно провести презентацию своих проектов на питчинге. Специально для этого ведомство летом этого года провело онлайн-сессию, в ходе которой обсуждались вопросы подачи заявки и оформления документов.

Кроме того, с авторами прошедших отбор проектов накануне питчинга были проведены консультации и подготовка к презентациям.

Аля Колдунова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!