Российские программы ММКФ. День за днем. Документальное кино


В Малом зале Дома кино в рамках Российских программ в дневном показе 26 апреля зрителям представили два фильма православной тематики – «Ласточки Христовы» (режиссер Юлия Бочарова) и «Матушка Феодосия. Свидетельства» (Режиссер Александр Куприн).

Первая картина – дебютная, и к ней именно так, наверное, стоит относиться, потому что, на мой взгляд, автор потерялся в материале. Очень хорошие съемки, интересная история, можно даже сказать, потрясающая – про общую молитву, которая отменила решение правительства о национализации, про самого митрополита Амфилохия и про Православие в Сербии в целом. Пролеты над морем и храмами, природа, крупные планы, сами лица героев – на это можно смотреть и смотреть, но фильма как такового – его нет. Драматургия разваливается, фильм успел несколько раз закончиться до того, как на экране вспыхнуло слово «конец». Само название тоже очень спорно. В русском языке ласточки женского рода, и ласточками обычно называют монахинь, в картине же насельники как женской обители, так и мужской, как черное духовенство, так и белое, да и не только священство, но и простые жители. Там такая удивительная история с православием в Сербии – семьи ведут свою родословную от святых, чтут их память, знают об этом. И сам обряд, о котором рассказано – с преломлением хлеба со словами «Христос посреди нас» – в России такого нет, это очень интересно. Стояние молитвенное за отмену решения правительства – еще одна история, когда вера победила, и это тоже потрясающе. С этого начинается фильм, потом где-то ближе к концу титр – все получилось, Церковь отстояли. Это – событие. Событие планетарного масштаба, но оно теряется. Жизнь митрополита Амфилохия, он сам – это еще одна история, женский монастырь – третья, иеромонах Алексий в скиту – еще одна. Тут надо было или выстраивать драматургию новеллами, или, что еще лучше – сделать две серии: одну про митрополита Амфилохия, другую – про Сербскую Церковь. Это я говорю как киновед, то есть, с профессиональной точки зрения.

Как человек верующий и из неофитского возраста вышедший могу добавить, что дикторский текст от автора с такими явно неофитскими воззваниями воспринимается несколько странно. Очень много я, мне, мое, что в выбранном жанре не совсем уместно.

На самом деле очень жаль, что такой потрясающий материал, и – вот так получилось. В принципе, по телевизору на «Спасе» или другом православном канале это будет смотреться, потому что тема для нас неизвестная, снято потрясающе, истории тоже интересны, но… Для меня это «но» перевесило, а кто-то посмотрит и порадуется просто увиденному, зрители все разные…

И кстати, я бы назвала фильм «Христос посреди нас» – это, если делать его новеллами, а одну из новелл – «Ласточки Христовы» – там бы и про монастырь, и про постриг…

 

Вторая картина – про старицу из подмосковного Скопина. Это – вторая часть, по словам режиссера. Первая, рассказывающая о жизни матушки Феодосии, еще не снята. Здесь же мы слышим живые свидетельства ее праведности и чудес, происходящих с жителями по ее молитвам. Александр Куприн давно работает в православной тематике. Им снят и сериал про Паисия Святогорца, и картина «Ладан-Навигатор» – о путешествии режиссера и монаха на Афон, а потом и на Донбасс. Режиссер интересный, с глубокой подачей материала, своим кино-языком, достаточно узнаваемым в его работах. Вот здесь присутствие автора на экране как человека, которому раскрываются герои – уместно. При этом он не дает своих мыслей или оценок происходящему, он просто фиксирует, именно этим давая зрителю возможность присутствия в месте и времени, о котором повествует. Герои раскрываются в беседе с автором, доверяя ему и рассказывая какие-то сокровенные моменты, которые позволяют соприкоснуться с чудом, происходившем по молитвам матушки Феодосии. Люди, рассказы, хроника – вроде бы то же самое, что и в первом фильме, но иная подача материала с четко выстроенной драматургией, и – совсем другое восприятие. Камерность происходящего вовлекает зрителя в события, предлагая соприсутствие и сопричастность.

Наверное, не стоило сравнивать два совершенно разных фильма – разных по подаче материала, не более – но коль скоро они стоят не только в одной программе, но и в одном просмотре, почему нет?

Елена Ульянова, киновед

Фото: Елена Свок

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!