Война глазами детей на фестивале в «Орленке»


Проблемы российского детского кино не один год волнуют кинематографистов. Фильмы для детей снимаются, но, к сожалению, не попадают в прокат. Детское кино находится в глубоком кризисе. В начале июне в столичном Доме кино состоялся III пленум Правления Союза кинематографистов РФ, на котором шел серьезный разговор о проблемах детского кино и способах выхода из тупика, в котором оно оказалось. По сути, это стратегический вопрос. И не только для нашего кинематографа, а для всей российской культуры в целом — детское кино формирует наше ближайшее будущее.

По сводкам Министерства культуры, в стране ежегодно снимается от шести до десяти картин для юных зрителей. И пусть их качество оставляет желать лучшего, все понимают, что детское кино должно нести не только развлекательную, но и важную воспитательную функцию. Так было всегда, ведь вместе с киногероями ребенок переживает и приобретает необходимый опыт дальнейшей жизни.

Еще одна проблема детского кинематографа связана с прокатом — новые фильмы не идут дальше экранов фестивалей, поскольку прокатчики считают, что они скучны для зрителей и не сделают кассу. Им бы хотелось видеть на экранах фильмы с голливудским размахом — зрелищные, с массой спецэффектов и компьютерной графики. В то время, как дети ждут от кинематографистов умное, доброе, интересное, воспитывающее кино. Их родители еще помнят то доброе советское кино, на котором сами выросли и которое теперь с удовольствием показывают своим детям. Все понимают, что строить детский кинематограф нужно основываясь на нашем культурном наследии, на ценностях, которые нам близки, не оглядываясь на Голливуд. Хорошо еще, что есть детские кинофестивали, на которых молодых зрителей знакомят с новинками детского кино.

Так, на прошедшем XXIII Всероссийском фестивале Визуальных искусств в «Орленке» была собрана и показана детям интересная кинопрограмма из десяти полнометражных художественных фильмов, пяти полнометражных анимационных лент, 35 короткометражных мультиков, 15 телевизионных картин. Программа «Режиссеры XX века» насчитывала 18 киноработ. Кроме этого, была показана ретроспектива фильмов Станислава Говорухина из 6 картин — фестиваль знакомил юных зрителей не только с Говорухиным-режиссером, но и со сценаристом, продюсером. Увидели ребята и прокатные кинохиты: «Движение вверх», «Легенда 17», «Т-34», 4 картины под рубрикой «Спецпоказ».

Интересно, что из десяти полнометражных художественных картин четыре были посвящены Великой Отечественной войне: «Солдатик» Виктории Фанасютиной, «Сестренка» Александра Галибина, «Крик тишины» Владимира Потапова и «Война Анны» Алексея Федорченко. Иначе и быть и не могло. Война — слишком животрепещущая тема для нашего народа, полная боли и горестных воспоминаний, генетически в нас живущая и сегодня. Молодое поколение хочет и должно знать историю своей страны, складывающуюся из историй каждой семьи, то, какой ценой досталась их дедам и прадедам Великая Победа. Фильмы фестиваля рассказали о маленьких детях, осиротевших в войну. В труднейших, порой нечеловеческих условиях герои картин выживают. По сути, это война глазами детей.

Зрители «Орленка» по-особому принимали эти фильмы. Созданные на хорошем сценарном материале, они вызывали искренний отклик в душах юных зрителей. А в «Орленке» дети особенные, это отмечали все — внимательные, кинематографически воспитанные, что сегодня большая редкость. Все знают, что в «Орленок» приезжает элита, будущее нашей страны — творческие, талантливые, хорошо образованные ребята, занимающиеся каким-либо видом творчества. Приезжают со всей страны, как было со дня основания «Орленка» — отдохнуть, обменяться опытом, пообщаться с близкими по духу сверстниками, И всегда очень ждут кинофестиваль. Ребята не разговаривали во время просмотра, не спали, не играли в гаджеты. Фильмы, показанные на фестивале, требовали от них большой внутренней эмоциональной работы. Зрители бурно и благодарно реагировали на понравившуюся сцену, поддерживали аплодисментами смелые поступки героев. И это была настоящая, идущая от сердца, спонтанная реакция. Так же «орлята» реагировали и на выступления артистов. После просмотра не вскакивали и не бежали из зала, как могли бы, а досматривали фильм до конца, до финальных титров, встречая их бурными аплодисментами. И в этом прослеживалась дисциплина, традиционное воспитание и глубокая культура «Орленка».

Самым драматическим из фильмов, посвященных Великой Отечественной войне и показанных на фестивале, был «Война Анны» Алексея Федорченко. Фильм собрал уже немало наград, став Лучшим российским фильмом 2018 года на кинопремиях «Ника», «Золотой Орел» и «Белый Слон». Не заискивая перед зрителями, он показывает войну безжалостно, «во всей красе». История маленькой Ани (Марта Козлова), оставшейся в полном одиночестве и вынужденной выживать любыми способами, но так и не сломленной, не побежденной, через некоторое отторжение вызывает глубокие переживания и сострадание к судьбе сироты. Режиссер порой слишком откровенно и натуралистично показывает бытовые эпизоды ее жизни. Однако, именно они со всей беспощадностью обнажают устрашающую личину войны.

«Солдатик» Виктории Фанасютиной другой — добрый, лиричный, пропитанный светлой грустью, несмотря на все фронтовые перипетии, в которых оказывается его маленький герой. В этом взгляд режиссера на военные события схож со взглядом Леонида Быкова — смотреть на трагическое через призму светлой грусти. За происходящим зритель следит со слезами на глазах, не в силах удержать их ни в лирические, ни в драматические моменты фильма. История реальна, она о маленьком шестилетнем герое Великой Отечественной войны, самом маленьком солдате Сереже Алешкове (Андрей Андреев). Потеряв в одночасье семью — маму и старшего брата, он бежит из деревни, захваченной фашистами и несколько дней скитается по лесу. Ему везет — он попадается на глаза советским разведчикам, совершавшим боевой рейд в глубоком вражеском тылу. Обессиленного и изголодавшегося малыша доставляют в боевое расположение наших частей. Выздоровев, Сережа становится полноправным членом дружной фронтовой семьи и настоящим защитником Родины. А вскоре обретает и настоящую семью в лице усыновивших его майора Николая Кузнецова (Виктор Добронравов) и сержанта медицинской службы Екатерины Васильевой (Дарья Урсуляк). Режиссер фильма «Солдатик» Виктория Фанасютина призналась: «Улов» в «Орленке» — классный приз Пингвин — за первое место в конкурсе фильмов (детское жюри), диплом за лучший сценарий. И, конечно, замечательные встречи с людьми, вспоминая которые, еще долго будет тепло и солнечно на душе».

Несмотря на то, что «Сестренка» Александра Галибина снята в жанре драмы — это милый и лирический фильм, экранизация повести Мустая Карима «Радость нашего дома» (сценарий Айдара Акманова). Она о маленькой осиротевшей украинской девочке Оксане (Марта Тимофеева), чудом уцелевшей после расстрела семьи, спрятавшись в печке. Ее спасает советский солдат и отправляет к себе на родину, в Башкирию, где его ждет молодая красавица-жена (Ильгиза Гульминова) и маленький сын Ямиль (Арслан Крымчурин). Здесь Оксана оттаивает от горя, обретая любовь новой семьи. Не сразу налаживаются ее отношения со сверстниками, но внутренняя красота и доброта героев помогает девочке постепенно оттаять в чуждой ей языковой среде и начать говорить по-башкирски.

Картина пронизана таким ощущением счастья детства, несмотря на то трудное время, на которое оно не выпало, счастьем от открытия мира, от бескрайнего простора и красоты окружающих мест, что полностью захватывает зрителя. Звучание башкирского языка придает ей необычайный колорит. А то, что главная героиня в какой-то момент сама начинает свободно говорить на этом языке, вызывает восхищение юной актрисой. Марта Тимофеева — достаточно известная актриса, плодотворно снимется в кино и телесериалах. На сегодняшний день в ее творческом багаже около четырех десятков успешных ролей.

«Крик тишины» Владимира Потапова снят по повести Тамары Цинберг «Седьмая симфония». Он рассказывает о самой страшной блокадной зиме 1942 года, когда в городе на Неве царили невыносимый голод и холод. Нина Воронова (Светлана Смирнова-Марцинкевич) отчаявшись, бросает трехлетнего сына Митю (Лева Гиршов) одного умирать в промерзшей квартире и эвакуируется из города. Малыша спасает девочка-подросток Катя Никонорова (Алина Саргина), выдавая за своего брата. Забота о нем помогает выжить и ей самой.

Фильм отмечен призами самых разных российских фестивалей. На фестивале в «Орленке» он награжден диплом II степени, призом режиссеру Владимиру Потапову — «за бережное сохранение памяти и глубинное осмысление подвига жителей блокадного Ленинграда», призом «за лучшую женскую роль второго плана» — Светлана Смирнова-Марцинкевич (исполнительница роли Зины Вороновой). Оргкомитет Премии за доброту в искусстве «На благо Мира» отметил Владимира Потапова специальным призом с формулировкой «за творчество, которое делает этот мир лучше».

Говоря об этих картинах, так хотелось бы, чтобы зрители кинотеатров тоже увидели их на экранах. Пока писалась статья, от режиссера Александра Галибина пришла приятная весть — его картина «Сестренка» 19 сентября выходит в прокат.

Наталья Тендора,
фотоматериалы представлены автором

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!