Старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров избран вице-президентом Международной федерации киноархивов


В Лос-Анджелесе (штат Калифорния, США) с 28 апреля по 4 мая 2017 года состоялся ежегодный конгресс Международной федерации киноархивов (FIAF), завершившийся поистине историческим событием: Госфильмофонд России по праву стал одной из ведущих, управляющих организаций в федерации.

Впервые спустя три с половиной десятилетия представитель от Госфильмофонда, набрав абсолютное большинство голосов, не только входит в состав вновь избранного исполнительного комитета, но и становится вице-президентом FIAF. Этим представителем является старший куратор Госфильмофонда, киновед, историк кино Петр Багров, своим избранием на высокий и ответственный пост подтвердивший высокий статус Госфильмофонда в профессиональном мировом сообществе и уровень доверия и уважения к расширению и укреплению его роли в FIAF.

Значение этого события для репутации Госфильмофонда и репрезентации российского кино невозможно переоценить. Теперь оно навсегда вошло в летопись обеих организаций ‒ Государственного фонда кинофильмов РФ и Международной федерации киноархивов.

Учитывая реалии дня сегодняшнего и оглядываясь назад в прошлое, мы надеемся, что и членство в исполнительном комитете, и вице-президентство станут для Госфильмофонда доброй традицией.

Международная федерация киноархивов была основана в 1938 году. В 1957 году, на заре оттепели, Госфильмофонд вступил в федерацию и благодаря исключительной значимости и ценности своей коллекции был принят не просто членом, а одним из членов-учредителей. Год спустя, в 1958 году, директор Госфильмофонда В. С. Привато был избран вице-президентом FIAF и находился в этой должности 21 год. До 1978 года включительно его каждый год переизбирали.

В 1979‒1981 годах членом исполнительного комитета FIAF был и. о. директора Госфильмофонда В. В. Тихонов, а в 1981‒1983 годах ‒ директор М. А. Строчков. И с тех пор на протяжении 34 лет Госфильмофонд участия в управлении федерацией не принимал, хотя, безусловно, продолжал играть активную роль в международной архивной жизни.

Со дня своего основания и по сей день ‒ уже более полувека ‒ FIAF играет ключевую роль в процессе знакомства советских и российских зрителей с классикой зарубежного кино, а всего мирового сообщества ‒ с российской и советской киноклассикой. В свою очередь, Госфильмофонд с его активной международной деятельностью, проведением фестивалей, показов, ретроспектив, публикацией уникальных изданий, проведением реставраций, кропотливой работой по популяризации государственной коллекции уверенно шел к сегодняшнему триумфу. И в этом помимо высоких профессиональных и личностных качеств Петра Багрова безмерно велика заслуга высшего руководства Госфильмофонда – Николая Михайловича Бородачева, генерального директора, опытнейшего руководителя и человека, исключительно преданного Госфильмофонду, равно как и Владимира Юрьевича Дмитриева (к сожалению, не дожившего до сегодняшнего дня), первого заместителя генерального директора и легендарной для международного кинематографического сообщества личности.

На сегодняшний день перед мировым сообществом киноархивов и синематек стоит множество проблем – не только технических, но и дипломатических, даже нравственных. Как хранить фильмы на цифровых носителях и как сохранить пленку в век цифровых технологий? Как тренировать специалистов в столь редкой области, как киноархивистика? Каковы принципы грамотной и качественной реставрации фильма? Как найти общий язык с коммерческими киноорганизациями, продюсерами? Как сделать свои коллекции более доступными для аудитории, не нанося при этом ущерба основной задаче киноархивов ‒ хранению, описанию и реставрации кинофильмов? И в первую очередь как продолжить популяризацию мирового кинонаследия, невзирая на политические, экономические и религиозные разногласия между отдельными государствами? Все эти задачи близки и понятны Госфильмофонду.

FIAF возникла накануне Второй мировой войны именно с той целью, чтобы киноархивное сообщество продолжило плодотворное сотрудничество вопреки катастрофическому расколу в мировой политике. Этого благородного принципа федерация старается придерживаться и по сей день. И в этом опять же Госфильмофонд всегда был солидарен с FIAF и всегда дорожил своим членством в федерации.

Поздравляя Госфильмофонд России и лично Николая Михайловича Бородачева с большой победой и отдавая ему лавры победителя, представитель FIAF Кристоф Дюпен отметил, что репрезентация Госфильмофонда в федерации на высших постах ‒ дело чрезвычайной важности для дальнейшего укрепления взаимосвязи и чувства общности FIAF с уникальным кинонаследием России.

‒ Конечно, это стоило большого труда, особенно в нынешней политической ситуации. Но Госфильмофонд всегда делал свое дело на совесть, в высшей степени профессионально. Это, разумеется, относится и к нашей деятельности по популяризации отечественного кинематографа, — заявил генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев. — В последнее время зарубежные страны стали еще более внимательно относиться к советскому и российскому кинематографу: наши мероприятия за границей всегда собирают полные залы. Достаточно сказать, что фильмы «Крым. Путь на Родину» и «Донбасс. Саур-Могила. Неоконченная битва», несмотря на определенное противодействие, были показаны Госфильмофондом за рубежом и вызвали большой интерес у публики. Госфильмофонд – созидатель, он вне политики.

Текст: Марина Мнацаканова
Фото: из архива Госфильмофонда

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!