Х Московский Питчинг Дебютантов в рамках ММКФ. Итоги в номинации «Полнометражное кино»


21 апреля в рамках 40-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь» прошел Московский Питчинг Дебютантов, организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Союза кинематографистов России, Фонда президентских грантов, Национального фонда поддержки правообладателей. В шорт-лист конкурса полнометражного кино вошли 7 работ, отобранных из 273 заявок.

В жюри питчинга в номинации «Полнометражное кино» под председательством режиссера, заведующего кафедрой режиссуры ВГИК Владимира Хотиненко вошли продюсер компании «Большое кино» Гевонд Андреасян, директор по экспертизе и исследованиям компании «Киноэкспертиза» Надежда Астахова, генеральный продюсер компании «Клевер» Илья Бачурин, главный редактор журнала «Бюллетень кинопрокатчика» Мария Вогт, продюсер компании «Art Pictures Studio» Андрей Кутуза, продюсер компании «Марс-Медиа» Николай Ларионов, советник департамента кинематографии Министерства культуры РФ Максим Любович, продюсер кинокомпании Vita Aktiva Юлия Мишкинене, генеральный директор студии «Стелла» и «ВГИК-Дебют» Федор Попов, директор финансово-производственного Департамента Фонда кино Вадим Потапов, руководитель отдела девелопмента компании YBW Руслан Татаринцев и продюсер веб-сериалов компании «Базелевс» Искандер Хакимов.

Первым проектом, представленным жюри, стала комедия «Армагедишник» Ольги Клемешевой. Будущие молодожены решают провести свои мальчишник и девичник в полной свободе друг от друга, выключив мобильные телефоны, ведь им совершенно нечего скрывать. Свидетели от жениха и невесты организовывают вечеринки в разных залах одного клуба. Бывшие жениха и невесты приходят на вечеринки. В праздничном угаре две тусовки сливаются в одну. Тут-то бывшие половинки молодых и дают волю не самым приятным воспоминаниям. Референсы по атмосфере – «Гуляй, Вася!» и «Горько!», по камерности – «Идеальные незнакомцы». Действие полуторачасовой комедии происходит в одной локации – в клубе.

Гевонд Андреасян: «У вас референсы конфликтуют друг с другом. Как «Идеальные незнакомцы» относятся к «Горько!» и «Гуляй, Вася!»?»

Ольга Клемешева: «В «Идеальных незнакомцах» все действие построено на диалогах, нет такого перемещения, как в «Гуляй, Вася!». Действие комедии будет происходить в одной локации, но из-за диалогов будет невозможно оторваться от экрана».

Мария Вогт: «Насколько дорогим вы видите продакшн? Какой бюджет? Одна локация экономит бюджет, но заявленный вами каст этот бюджет существенно раздует. Если такие актеры не согласятся участвовать, ваша картина будет смотреться совсем бедно и непривлекательно для молодежной аудитории. Аудитория «Идеальных незнакомцев» существенно старше»

Ольга Клемешева: «Я не стремлюсь сэкономить бюджет, точных цифр я не могу сходу назвать, я не продюсер. Думаю, даже без известных актеров этот фильм будет интересен молодежной аудитории. Продвигать проект можно задолго до выхода в прокат при помощи социальных сетей и привлечения зрителей к участию. Пусть присылают видео со своих мальчишников и девичников, самые смешные моменты из которых попадут в начальные или финальные титры».

Руслан Татаринцев: «Вы уверены, что кто-то заплатит 200 рублей за то, чтобы посмотреть, то что они тысячу раз видели уже? В чем оригинальность вашего фильма?»

Ольга Клемешева: «Такого же фильма я не видела, я не могу назвать полного референса».

Руслан Татаринцев: «Здесь тысячи других фильмов, собранных в одном».

Вторым проектом был представлен байопик «Кио» Андрея Белова. Фильм рассказывает о молодости советского артиста цирка Игоря Ренарда-Кио и его отношениях с дочерью генерального секретаря ЦК КПСС Галиной Брежневой. Автор проекта, будучи потомком главного героя проекта, весьма креативно отнесся к презентации и устроил настоящее шоу для зрителей и экспертов.

Владимир Хотиненко: «Презентация оригинальная, но в ней нет даже намека на то, в какой стилистике будет кино».

Юлия Мишкинене: «Нужно определиться: это романтическая комедия или какая-то авантюрная история. В сценарии это тоже непонятно: с одной стороны любовь, с другой – гонки с КГБ, смена паспортов и так далее».

Андрей Кутуза: «Я не увидел в сценарии конфликта, это огромная проблема. Получились зарисовки из жизни очень известных людей от Туполева до Олега Попова».

Надежда Астахова: «Кто ваша целевая аудитория?».

Андрей Белов: «От 14 до 64 лет. 60-е – это уникальный период времени не только в Советском Союзе, но и во всем мире. 44+ точно придут на этот фильм. Но в то же время моему герою 18 лет, так что и молодежи тоже будет интересно».

Илья Бачурин: «Есть набор прекрасных образов и атмосферных зарисовок, из которых сценарий только предстоит сделать. Постарайтесь найти сценариста».

Гевонд Андреасян: «У любого продукта должна быть своя аудитория. Определитесь, для кого вы это все делаете. Мне кажется, эта история слишком ответственная для дебюта».

Следующим был проект Владимира Бабкова «Не трогай моих чертежей!». В основе истории лежат реальные события, происходившие в 1929 году в СССР. В разгар индустриализации за границей закупают станки, иностранцы строят заводы. Государство испытывает нехватку валюты, чтобы расплатиться с зарубежными партнерами. В то же время на юге страны начинается голод. Правительство принимает решение продать за границу произведения искусства из музеев. Из Эрмитажа изымаются тысячи экспонатов, в том числе 50 великих шедевров, которые навсегда покинули страну. Главный герой фильма Георгий – хранитель сектора Востока в Эрмитаже. Музей – его настоящий дом, за стенами которого он прячется от советской действительности. Его хрупкий мир рушится, когда на пороге появляются чекисты. Нина – дочь наркома. Ее жизнь не похожа на жизни обычных советских людей: личный водитель, повар, охранник, шляпки и платья из Парижа. Но ее муж находится в тюрьме за антисоветскую деятельность. Нина заключает сделку с полковником НКВД и страстным коллекционером живописи: он вытащит из тюрьмы ее мужа, а она достанет ему картину из самого Эрмитажа. Капитан Климов – верный партии чекист, потерявший когда-то во время голода всю семью. Он прекрасно знает, что происходит в стране, поэтому готов на все, чтобы опустошить музейные хранилища. Для него буржуйские побрякушки ничего не значат по сравнению с жизнями людей. В качестве референсов автор указывает фильмы «Русский ковчег» и «Франкофония».

Андрей Кутуза отметил высокое качество сценария, однако предложил обойтись без флешбеков в линии главного героя. Также Кутуза посоветовал усилить любовную линию. Владимир Хотиненко напомнил, что стиль имеет большое значение в кино, а также отметил популярность музеев в современной России, которая сыграет в пользу фильма во время проката.

Федор Попов: «Очень содержательный проект и это накладывает свои обязательства. К сожалению, сегодня очень часто зритель смотри совсем другое кино. Меня беспокоит, что эта важная тема может оказаться реализована недостаточно хорошо».

Четвертым проектом был «Светлячок» Татьяны Матюшонок. Героиня фильма Света Василькова не такая как все и в школе ей приходится тяжело. В городе она совсем недавно, 15 лет своей жизни Света прожила в заброшенной деревне на территории зоны отчуждения. С момента аварии на Чернобыльской АЭС прошло более 30 лет, но жить в таких местах по-прежнему небезопасно. Люди были переселены оттуда, но время прошло, и некоторые так называемые «самоселы», туда вернулись. Такой выбор сделала и мама главной героини. Впервые серьезно поссорившись с матерью, Света переезжает в город к тетке. Дети в новой школе воспринимают девочку враждебно, первая влюбленность усугубляет конфликт с лидером класса Женей. Среди референсов «Чучело», «Класс коррекции» и американский фильм «Чудо», поднимающие тему подросткового буллинга.

Андрей Кутуза: «На мой взгляд, еще один очень хороший сценарий, который я с удовольствием прочитал. Мне показалось, что это фестивальное кино, но если вы рассчитываете на прокат, то линию с деревней в зоне отчуждения не стоит делать такой грустной и серьезной. Грустные истории можно рассказывать комедийно».

Владимир Хотиненко: «Хотелось бы, чтоб у этого проекта, ориентированного на молодежь, была прокатная судьба, а не фестивальная. Надо найти стиль, надо выйти из своих сокровенных тем на острый диалог. Необязательно важное говорить трагично, иногда смешное еще трагичней».

Пятый проект – «Смех. Секс. Смерть» Александры Гандлевской. Главная героиня черной комедии Алиса – молодая, красивая женщина. Она убивает мужчин. Ее жертвы находятся на пороге самоубийства, однако Алиса спасает их. За следующие несколько недель она делает мужчин счастливыми, дает им ощущение полноты жизни, чувство полноценности и нужности, а после берет шприц с лошадиной дозой антидепрессанта и во время секса вкалывает жертве. Мужчина буквально умирает от счастья. Очередная жертва Алисы – богач Эдик – избегает этой незавидной участи и заводит роман с мамой Алисы. Теперь покончить с собой собирается сама Алиса.

Мария Вогт: «Судя по тексту, я должна быть целевой аудиторией этого проекта. Почему я должна смотреть это на большом экране? Судя по всему, это жанровая история, не фестивальная, но что она дает аудитории?»

Гевонд Андреасян: «Если мы снимем такой фильм, после премьеры будем стоять и извиняться перед зрителями, будем пытаться объяснить, почему мы вообще это сделали. Когда я снимаю второсортные комедии, я покупаю квартиру или машину, а тут мы с вами просто деньги потеряем».

Николай Ларионов: «Если вы не хотите от этой истории отказываться, она дорога вам как дипломная работа, то попробуйте сделать короткий метр. Сама история-то в формате 15 минут».

Шестым был представлен проект «Такие же как мы» Елены Гершановой. Это альманах из 8 новелл, происходящих в одном отеле. В каждой новелле 3 – 5 персонажей, один из которых переходит в следующую историю и запускает цепь изменений там. Так, например, брошенная невеста из первой новеллы во второй истории провоцирует девушку на подлый поступок. И уже эта девушка в третьей новелле заставляет известного писателя рассказать правду жене, которая в результате пытается выпрыгнуть из окна. Но уже в следующей истории она отправляется грабить президентский номер вместе с вором. Вор в следующей новелле на радостях рассказывает молодому парню, что его девушка – бывшая проститутка. И так далее, пока в последней новелле круг не замкнется. В качестве атмосферного референса авторы опираются на фильм «Реальная любовь», по структуре – альманахи «Про любовь» и «Елки».

Илья Бачурин: «Взаимосвязь событий может быть приемом, но о чем этот фильм, я не понимаю. Есть ощущение случайности и бессмысленности подбора историй. Я надеялся услышать, о чем этот фильм?».

Елена Гершанова: «Фильм про любовь прежде всего. В каждой новелле есть нагромождение лжи, которое разрушается, однако все лживые поступки совершались во имя любви».

Большинство членов жюри сошлись во мнении, что сценарий был гораздо лучше представленного ролика, который не следовало показывать вовсе.

Последним проектом в рамках конкурса стал мистический триллер «Чувство вины» Ильи Чиколини и Никиты Грамматикова. Главный герой фильма – Алексей – эталон успешного человека. Но все в его жизни меняется, когда его начинают преследовать призраки его жены и маленького сына, погибших пять лет назад. У Алексея есть все основания винить себя в их смерти, но он старательно это игнорирует. В это же время в Москву прибывает отставной следователь Скрябин – одинокий потерянный человек. Его брат совершает самоубийство, и Скрябин, чувствуя вину, начинает расследование. Как референс автор приводит «Семь» Дэвида Финчера.

Вне конкурса были представлены три проекта: драмы «Нелегал» режиссера Дмитрия Давыдова и продюсера Сарданы Савиной, «Машка и Мишка» Натальи Гугуевой и «Мать» Риты Волковой.

Главный герой фильма «Нелегал» — молодой киргиз. Выполняя последнюю волю покойной матери, он ищет отца на просторах Якутии. При бюджете в 21 миллион авторы планируют отснять драматический роуд-муви за 25 смен к 2019 году и к 2020 году выпустить фильм в прокат. Целевая аудитория 16+.

«Машка и Мишка» — история двух цирковых верблюдов, которые со своим хозяином-дрессировщиком проходят всю Великую отечественную войну в составе артиллерийского расчета. Дойдя до Берлина, они участвуют во взятии Рейхстага, но после гибели своего хозяина, командир полка принимает решение усыпить животных. Пленный немец предлагает устроить верблюдов в Берлинский зоопарк. История основана на реальных событиях.

Известный документалист Наталья Гугуева с этой историей планирует дебютировать в полнометражном игровом кино.

В драме «Мать» раскрываются взаимоотношения матери и сына через столкновение образов элит и глубинки. Скромный парень из деревни едет в город на заработки и устраивается в компанию к однокласснику. Бизнес семейный и управляет им властная женщина – мать одноклассника главного героя. Она ненавидит провинциала, сравнивая со своим сыном-неудачником, который не любит ее так, как его друг – свою мать. Катастрофа настигнет обе семьи.

В завершение члены жюри порадовались общему уровню питчинга, однако посоветовали тщательнее готовить проекты, потому что в индустрии очень высокая конкуренция, а денег в кинобизнесе мало.

Третье место было присуждено проекту Никиты Грамматикова и Ильи Чиколини «Чувство вины». Награду за второе место получила Татьяна Матюшонок за проект «Светлячок». Гран-при и денежный приз в размере 50 тыс. рублей вручили проекту Владимира Бабкова «Не трогай моих чертежей!».

Леонид Аверин, пресс-служба Союза кинематографистов России

Фото: Виктор Мироненко

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!