Питчинг кинопроектов в рамках фестиваля «Новый горизонт». Подробности и итоги


Впервые в этом году в рамках XI Международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт» прошел питчинг кинопроектов– новое явления не только для Воронежа, но и для многих регионов. Молодежный центр Союза кинематографистов РФ проводит Питчинг Дебютантов (конкурсы кинопроектов для начинающих кинематографистов) в Москве с 2013 года. С этого года Питчинг Дебютантов превратился во Всероссийский – Воронеж стал третьим (после Челябинска и Казани) из 15 городов его проведения.

На питчинг было подано более 50 заявок на документальное, полнометражное игровое и короткометражное игровое кино – 10 из них вошли в шорт-лист и были представлены к очной защите перед экспертным жюри под председательством продюсера и режиссера корпорации «Русская Фильм Группа» (фильмы «Вий 3D», «Тайны железной маски: путешествие в Китай» и «Путешествие в Индию: на пороге бессмертия»), которая стала партнером Всероссийского Питчинга Дебютантов, Алексея Петрухина. Вместе с ним оценивали проекты: программный директор фестиваля, киновед Алена Сычева, композитор, основатель образовательной платформы «Институт звукового дизайна» Василий Филатов, режиссер, член Общественной совета при Федеральном агентстве по делам молодежи Илья Новодворский, продюсер, сценарист, выпускник режиссерских курсов New York Film Academy Андрей Ким, исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов Дмитрий Якунин.

Питчинг открылся приветствием Председателя Союза кинематографистов России Никиты Сергеевича Михалкова: «Я хочу поприветствовать всех, кто будет принимать участие в кинематографических питчингах. Это дело волнительное, мучительное, но это дело необходимое. Потому что прежде чем снять кино, мы должны его защитить, должны дать возможность понять всем, кто решает нашу судьбу, насколько мы готовы этим заниматься».

Алексей Петрухин также высказал свое напутствие: «Главное, что вы должны сказать в своем выступлении о проекте, это что он дает зрителю – что зритель должен почувствовать после того, как посмотрит ваш фильм; какой месседж вы хотите донести, какую аудиторию затронуть. Надо не пересказывать сюжет, а характиризовать линии и мотивации героев.

У меня нет цели ставить оценки. Я хочу тоже поучаствовать и, может быть, быть полезным. Это не экзамен. Это мозговой штурм для вашей идеи».

Василий Филатов был еще более конкретен: «В презентации вы должны сообщить следующие вещи:

1. Основная идея;

2. Что вы имеете;

3. Что вам нужно;

4. Кто ваша аудитория;

5. Как вы будете отбивать инвестиции;

6. Ваши ключевые преимущества».

Были представлены следующие проекты:

1. Александра Соколовская (Москва) – проект полнометражного игрового фильма «Завещание обжоры». Сценарий написан по одноименной пьесе Михаила Соколовского, которая с аншлагами идет в Саратове. По сюжету наследники миллионера-обжоры смогут получить его наследство только в том случае, если съедят его тело.

Все действие фильма в основном происходит в столовой, а также нескольких комнатах одного дома. Герои проходят через различные психологические метаморфозы и постепенно раскрываются перед нами. Референсы: фильмы «12 негритят», «Гараж» (герметичность) и «Идеальные незнакомцы» (психологизм).

Александра Соколовская получила много наград за свою предыдущую работу – короткометражку «Закон исключенного третьего, или третьего не дано», в том числе вторую премию на фестивале «Святая Анна». В рамках презентации режиссер представила также дримкаст – в роли обжоры она видит Олега Павловича Табакова и планирует первую сцену фильма, где он умирает, снять в виде трейлера и таким образом «ловить» на нее спонсоров. Для проекта Александра ищет, прежде всего, продюсера.

Андрей Ким посоветовал Александре четче сформулировать, кто, из всех наследников, главный герой истории и как он меняется, через что он проходит.

2. «Валенки», Прудникова Анна, (короткий метр, Москва).

Анна выступает продюсером и режиссером проекта, который посвящен проблеме сложности в реализации желания семейных пар иметь ребенка. Такие проблемы переживают многие ее знакомые и близкие. Так и родилась идея этого фильма.

Главные герои – семейная пара – никак не могут зачать ребенка. В подобных ситуациях люди начинают обращать внимание на «знаки судьбы». Для героев Анны таким знаком становятся маленькие валеночки из Суздаля, которые они видят у таксиста в машине – согласно его рассказу, такие валенки дарят надежду, исполняют мечты. Супруги отправляются за валенками. В то же время между ними зреет конфликт, тем более, что муж не верит в успех всей этой затеи. И когда они все-таки покупают валенки, становится понятно, что счастье не купить. В конце истории супруги встречают двух сирот – Валентина и Валентину, которых окружающие ласково называют «Валенки». Герои понимают, что вот он – знак.

Своим фильмом Анна хочет дать надежду людям, у которых есть подобная проблема, поговорить о семейных ценностях. Для нее это дебют в игровом кино – до этого она снимала документальное кино и работала в качестве второго режиссера на коротком метре. Хронометраж фильма около 24 минут. Авторы проекта имеют уже договоренность о технической помощи компании «Кинозавод» и ищут финансовую поддержку.

Дмитрий Якунин предложил проекту информационную и консультационную поддержку от Молодежного центра.

Алексей Петрухин: «Отличная, очень трогательная история – такие истории привлекают. Я уверен, что проект обязательно состоится. И для Суздаля это очень хорошая история – местный Минкульт должен вас поддержать».

3. Выживать, Герман Полозов (полный метр, Воронеж)

Герман Полозов представлял проект вместе с его автором – Константином Федяниным. Это локальная история о конце света, сюжет повествует о группе выживших людей. Жанр – фантастический триллер-хорор: солнечный свет стал губителен для человека – попав под действие его лучей, он умирает. Вся история происходит зимой в поселке, где вследствие апокалипсиса пропадает электричество и отопление. Две группы выживших людей борются за единственный благоустроенный дом. Таким образом, название проекта получает еще одну трактовку.

История, по словам авторов, имеет отсылку к Библии – а именно к Всемирному потопу, когда Господь захотел таким образом очистить человечество.

Все действие происходит в доме или на близлежащих улицах. В данный момент, с целью привлечения внимания к фильму, Полозов и Федянин работают над созданием короткометражного метра по мотивам полнометражного. Для команды проекта это будет уже третья короткометражка – предыдущие их работы получили в том числе и международные награды. При этом авторы не имеют кинообразования.

Алексей Петрухин и Василий Филатов отметили вторичность, неоригинальность истории. Илья Новодворский, наоборот, обратил внимание, на актуальность во всем мире тем, связанных с экологическими проблемами, и посоветовал усилить эту линию в проекте.

4. «Дом», Юзбашев Дмитрий, (короткий метр, Москва).

Дмитрий уже долгое время работает с оператором-постановщиком Никитой Карменом, которого считает своим соавтором – он будет снимать и данную картину. Также есть предполагаемая актриса на главную роль – Дарья Макарова. «Говоря о важности любого фильма, стоит отметить, что это увлекательное эмоциональное путешествие зрителя, а уже наряду с этим возникают и поднимаются какие-то важные вопросы – мой фильм отвечает этим требованиям», – охарактеризовал Дмитрий свой проект.

Одна из тем фильма – это различие поколенческих ценностей в процессе поиска собственного предназначения. Дед построил дом, он надеялся, что в нем продолжится его род. А его внуки хотят выгодно дом сдать или продать, или разменять. Дмитрию кажется, что это характерная черта современных 25-30-летних людей, которые живут в съемных квартирах, работают в коворкингах, а не в собственных офисах, не имеют собственных автомобилей, а пользуются каршерингом – это люди без порта приписки. Они не цепляются за корни и истоки. Но в конце истории герои делают правильный выбор.

Алексей Петрухин отметил, что плюсы сценария – тщательная режиссерская, операторская проработка, большое количество деталей – является же и его минусом: за этими деталями теряется история. «Вы сами обозначили кино как эмоциональное путешествие. Но здесь кроме чувства ностальгии, ни одной эмоции больше нет». Продюсеру не хватило в проекте эмоций и конфликта. Кроме того, отметил Алексей, история настолько тонкая – настолько все «между строк», что заявленных автором 15 минут не хватит зрителю, чтобы все прочувствовать. Здесь, по его мнению, нужен крючок, чтобы зрителя зацепить – и этим крючком может стать конфликт.

Дмитрий Якунин похвалил проект, с сожалением отметив плохую подготовленность автора к питчингу.

5. «И снова», Федоров Иван, Битюцких Глеб (короткометражный фильм, Воронеж).

Жанр – триллер, хоррор. Это история о сценаристе 20-25 лет, работающем преимущественно ночью, скептике. Поздно вечером в кафе он находит игрушку, которая становится причиной необъяснимых явлений. После череды событий, из которых герой не может выпутаться, он понимает, что причина в игрушке и решает уничтожить ее. Но в будущем он снова ее встречает и тогда решает отнести ее туда, где впервые увидел – то есть в кафе самому себе. И «игра» начинается сначала.

Основной художественный прием, который будут использовать авторы проекта – саспенс, то есть погружение зрителя в атмосферу мучительного ожидания. Авторы планируют привлечь к работе над проектом композитора для создания оригинального саундтрека. Один из референсов – фильм «1408» по Стивену Кингу, где создана атмосфера неизбежности и безысходности замкнутого пространства.

На данный момент у проекта есть актер на главную роль, съемочная группа и композитор. Авторы просят консультационную поддержку в вопросах цветокоррекции, монтажа, звукорежиссуры. Для них это первая работа в кино.

6. «Как Тарантино», Сергей Николаев, (короткий метр, Москва).

Герой отправляется на дачу и в какой-то момент на его машину нападают неизвестные, очень похожие на персонажей фильмов Квентина Тарантино. По стилистике картина будет напоминать «Криминальное чтиво».

Проект предполагает от 8 до 10 съемочных смен. Вместе с продюсером Сергей подсчитал примерный бюджет фильма (с учетом постпродакшна, фестивального продвижения и покупки музыкальных прав) – 1,5 млн. рублей. Проект, считает его автор, будет интересен зрителю – он нацелен прежде всего на молодежь. Хронометраж фильма 25 минут.

Все выступление Сергея Николаева сопровождал видеоряд, составленный из сцен фильма Квентина Тарантино, дающий представление и о сюжете, и об образах персонажей, и о стилистике будущего кино.

Алексей Петрухин отметил качество презентации: «Все это весело смотреть как отдельное шоу», однако отрицательно высказался о самом проекте как о полной кальке с фильмов Тарантино, которая не нужна за имением оригинала.

Дмитрий Якунин увидел единственно возможный путь монетизации проекта в участии в комедийном жанровом альманахе.

7. «Карма в действии», Егурчиков Андрей (полный метр, Воронеж).

Жанр проекта предполагает сочетание приключения и триллера. И если первая часть проекта будет легкая, развлекательная, с юмором, то вторая – перейдет в триллер. В нем Андрей хочет поделиться со зрителем тем, что сам понял в период с 20 до 30 лет.

По сюжету талантливый молодой программист, который часто встречался с несправедливостью в своей жизни, вследствие чего озлобился и создал мобильное приложение «Карма в действии». Приложение помогает людям, у которых есть общий обидчик, находить друг друга для осуществления мести. Оно обретает популярность, в результате за самим создателем начинают охотиться. В конце концов герой переписывает приложение, чтобы его пользователи искали что-то хорошее в людях.

Автор показал двухминутный сизл, чтобы наглядно продемонстрировать атмосферу будущего кино. Что он ждет от питчинга, Андрей описал в трех слайдах: 1. Поиск продюсера, 2. Новые знакомства, 3. Честная обратная свзь.

Алексей Петрухин: «С удовольствием прочитал сценарий, очень интересная тема. Что сейчас в минусах: немного наивная история для героя 27-28 лет. Если сделать героя 16-18 лет, эту наивность можно простить – сгладится многое. Есть несколько моментов, от которых можно избавиться – в сценарии ничего не изменится. В то же время стоит утяжелить историю: например, кто-то увидел эту программу и решил ее использовать так, как программист даже не думал. При этом враг должен быть сильнее героя – герой должен столкнуться с массовым злом. История отличная, рабочая, ее только надо доработать и она обязательно состоится».

8. Плюс Сайз, Наталья Глумнушина (полный метр, Москва)

«120-90-120. Это мои параметры несколько лет назад. Несмотря на них, я смогла стать самой настоящей моделью», – начала Наталья свое выступление. В модельном мире есть стандарт «Плюс сайз» – девушки размера XL и выше. Именно такой размер имеет главная героиня фильма, которая мечтает выйти замуж, но ее жених (коуч по успеху) ее бросает из-за того, что она не растет вверх, а только вширь. Кира пытается похудеть, но ничего не получается. Подруга тащит ее на кастинг моделей «плюс сайз». Вскоре та становится очень успешной моделью. Она открывает книгу своего «бывшего» «10 заповедей успеха» и начитает следовать ей, выполняя по очереди все 10 пунктов. Референсы: «Дневник Бриджит Джонс», «Как избавиться от парня за 10 дней».

Алена Сычева обратила внимание на необходимость большого количества точных и ярких деталей в сценарии, взятых из реальной жизни толстушек, которые придадут проекту юмора.

Алексей Петрухин, отметив высокий уровень и коммерческий потенциал проекта, посоветовал начать его реализацию с того, чтобы найти яркую актрису для главной роли. И после этого станет понятно, состоится ли он. Если актриса увидит себя в этой роли, она все сделает для того, чтобы проект реализовался, найдет под себя деньги.

Андрей Ким посоветовал снять с выбранной актрисой эпизод из фильма, который мог бы стать самостоятельной короткометражкой. И уже так «двигать» проект.

9. «Когда ты одинок» («Маримонетка»), Александр Анисимов (короткий метр, Воронеж)

Александр – студент СПБГиКит, уже снял несколько короткометражек. Лейтмотивом этого фильма, состоящего из трех глав, станет песня американской группы The God’s «People are strange»: «Птицы уродливы, когда ты одинок; девушки порочны, когда тебя не желают».

Первая глава – про молодого человека, который находится в состоянии расставания со своей любовью. Вместо того, чтобы бороться за нее, он пускается во все тяжкие и в конце главы просыпается рядом с бродягой. При этом бродяга, по задумке автора, будет мистифицированным таинственным персонажем с черной собакой – рассказу о его жизни до встречи с героем и будет посвящена вторая, почти минутная, глава. Он будет являться герою в качестве примера, как не надо себя вести. Третья глава посвящена девушке, которая понимает, что все, что она искала вне отношений с героем, – фальшиво, а их любовь и была счастьем. В финале картины герои встречаются. Однако счастливый финал, как оказывается, только в воображении героя.

Алексей Петрухин, похвалив структуру сценария, посоветовал сократить хронометраж проекта (заявлено 30 мин.), чтобы это было короче и ярче, или, наоборот, дотянуть до 85-90 минут и сделать полнометражную картину из трех новелл. Дмитрий Якунин посоветовал Александру выйти с данным проектом на питчинг СПБГиКит для привлечения дополнительных ресурсов.

10. «Тут помню, тут не помню», Денис Кудрявцев (короткий метр, Москва-Воронеж).

В одном исследовательском медицинском центре случился пожар, сгорели все архивы. А в центре наблюдались необычные пациенты со сложной формой амнезии – их память сохраняет события только одного дня. Известно только то, что все они составляют пары. У героев только один день (пока они все не забыли) выяснить, кто на ком женат, найти свою вторую половинку.

У проекта есть оператор, раскадровка, почти полный состав актеров. Пафос истории – через актерскую игру, через процесс притирания героев друг к другу показать, что даже в таких аномальных обстоятельствах любовь нужна всем. Все действие происходит в одной комнате. Денис делает ставку на текстовой юмор, не хочет привлекать медийные лица – в проекте будут сниматься воронежские актеры. Хронометраж – 15-20 минут. 8 актеров – 4 пары, плюс доктор в преамбуле рассказа. Съемочный период – 3-4 смены. Жанр молодежной комедии.

Денис Кудрявцев – победитель VII Питчинга Дебютантов. Представленный в его рамках проект «Я тебя вижу» уже начинает свой путь по фестивалям.

Василий Филатов посоветовал снять одну сцену из фильма хотя на мобильный телефон – тогда будет понятно авторское видение проекта, как режиссер будет работать.

После всех презентаций члены жюри высказали общее мнение о питчинге. Алена Сычева посетовала, что не все питчинги оказались такими хорошими как сценарии. А хорошая презентация может помочь слабому проекту. «Старайтесь не только пересказать сюжет, но и дать понять, что будет на экране, какое будет кино. Не стесянйтесь проделанной работы. Всегда впечатляет, когда автор все знает и хорошо ориентируется в своем проекте. Когда вы показываете свою уверенность, и мы ею заряжаемся».

Андрей Ким: «Назовите жанр, хронометраж, время и место действия, логлайн – по этим пяти вещам, я, как слушатель, как продюсер, сразу вхожу в вашу презентацию».

Василий Филатов: «Можно долго запрягать и никуда не поехать. Есть жанры, в которых очень много замешано именно на режиссуре. Снимите пятиминутный фрагмент, 1-2 сцены, покажите – это будет понятно гораздо лучше и понятнее, чем по вашей презентации. Снимите, напишите мне, я постараюсь вам помочь».

Дмитрий Якунин: «Можно поздравить Воронеж с тем, что первый питчинг в городе прошел. И прошел успешно. Очень приятно, что среди участников- много воронежских авторов с очень хорошими проектами. Надеюсь, наше мероприятие даст импульс для развития кинематографа в Воронеже».

Алексей Петрухин: «То, что вы здесь – это уже большой карт-бланш для вашего проекта. Большой шаг к реализации проекта – это его оглашение, публикация».

Итоги питчинга были оглашены на церемонии закрытия XI Международного фестиваля короткометражного кино и анимации «Новый горизонт»

1. Диплом за «Смелость замысла» – «И снова», Федоров Иван, Битюцких Глеб (короткометражный фильм, Воронеж);

2. Диплом «За упорство в достижении цели» – «Выживать», Герман Полозов (полный метр, Воронеж);

3. Диплом «За самую неординарную презентацию проекта» – «Как Тарантино», Сергей Николаев, (короткий метр, Москва);

4. Диплом «За высокий изобразительный потенциал проекта» – «Дом», Юзбашеев Дмитрий, (короткий метр, Москва);

5. Диплом «За смелую попытку перенести театр на экран» – «Завещание обжоры», Александра Соколовская (полный метр, Москва);

6. Диплом «За яркую смелую идею» – «Тут помню, тут не помню», Денис Кудрявцев (короткий метр, Москва-Воронеж).

Призеры:

1 место – «Валенки», Прудникова Анна, (короткий метр, Москва);

Автор также получил сертификат на 150 тысяч рублей на завершение проекта на стадии поспродакшна, пластиковую карту MovieStart, которая предоставляет своему обладателю право на информационную, техническую, юридическую и организационную поддержку будущих проектов от Молодежного центра Союза кинематографистов России и партнеров организации. Компания Canon предоставляет Анне камеры на весь съемочный период.

1 место – «Плюс Сайз», Наталья Глумнушина (полный метр, Москва);

2 место – «Карма в действии», Егурчиков Андрей (полный метр, Воронеж);

3 место – «Когда ты одинок» («Маримонетка»), Александр Анисимов (короткий метр, Воронеж-Санкт-Петербург).

Все призеры получают продюсерскую разработку от кинокомпании «Русская Фильм Группа».

Наталия Егорова