Сегодня режиссеру Геннадию Полоке исполнилось бы 90 лет


Сегодня, 15 июля, 90 лет исполняется Геннадию Ивановичу Полоке. Его нет с нами уже более пяти лет, но мы помним этого замечательного художника — режиссера, сценариста, продюсера, драматурга, Народного артиста России, красивого элегантного человека, чьи фильмы до сих пор смотрятся с неослабевающим интересом, и даже азартом, столько в них энергии, эмоций, размышлений о жизни, о судьбе, о человеке.

Геннадий Полока – сибиряк, родился 15 июля 1930 года в Новосибирской области. С десяти лет стал мечтать о кино, когда посмотрел фильм Жюльена Дювивье «Большой вальс». Поэтому и выбрал творческую профессию. Закончил актерский факультет Театрального училища им.Щепкина, а потом уже пришёл во ВГИК учиться на режиссера. После окончания ВГИКа работал ассистентом режиссёра у Михаила Ромма, Юлия Райзмана, Григория Александрова, Александра Алова, Владимира Наумова, Бориса Барнета. Уже дебютная лента показала талант молодого режиссёра. Это была картина «Чайки над барханами» (1960) по сценарию Юрия Трифонова, снятая на «Туркменфильме», но неоконченная, поскольку картина вызвала резкое неудовольствие руководства республики. Только через два года молодой режиссер смог вернуться к профессии: вместе с Леваном Шенгелия он снял детский фильм «Капроновые сети».

Геннадий Полока на съемках фильма «Республика ШКИД»

В 1966 году Геннадий Полока снял картину, которая принесла ему колоссальный зрительский успех и всенародную известность. Это была «Республика ШКИД», на которой выросло целое поколение тех, кого сейчас называют «семидесятниками», и многострадальная «Интервенция» (1968г.), которая прошла все стадии классического советского «полочного» кино и вернулась к зрителю, восстановленная, наконец,  в авторской версии, только спустя 20 лет, в 1987-м. Один из ярких фильмов Геннадия Ивановича – это, конечно же, и «Возвращение броненосца». Последней картиной режиссёра стал фильм «Око за око», который также получил большое профессиональное и зрительское признание.

Помимо работы как режиссёр-постановщик Геннадий Иванович преподавал на режиссерском факультете во ВГИКе, читал лекции по кинорежиссуре во многих европейских вузах.

Много лет Геннадий Иванович отдал работе в Союзе кинематографистов России. С 2000 года  он был заместителем Председателя СК России по международным связям. С 2003-го Полока — Председатель Оргкомитета Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, а с 2004 года — Первый вице-президент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России. С 2008 — Секретарь Союза кинематографистов России. С 2009 года исполнял обязанности Председателя Московского отделения СК России. С 2012 возглавил Оргкомитет Всероссийского Общества Друзей кино.

За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность Геннадий Иванович был награждён Орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».

В одном из интервью Геннадий Иванович как-то сказал: «Я считаю, что успех отечественного кино надо определять не по количеству международных премий, а по иным параметрам. Если взять такого великого мастера прошлого, как Федерико Феллини, то не думаю, что люди сразу вспомнят о его наградах, сначала они задумаются о фильмах. И когда речь идет о выживании нашего кинематографа, нельзя допустить, чтобы пропало то, что определяло его самобытность. Наше кино всегда славилось мощью своего воздействия, огромным конденсатом актерского, режиссерского, изобразительного искусства». Это было кредо всей его жизни.