В Москве отметят 85-летие Виктора Попкова


20 февраля в 19:00 в Малом зале Дом кино состоится музыкально-поэтический киновечер в честь художника Виктора Попкова.

Недавно прошел его юбилей — ему исполнилось 85 лет. В этой связи прошел ряд культурных мероприятий, посвященных этому событию. Завершающим этапом ведущие организаторы решили сделать поэтический вечер, на котором прозвучат впервые стихотворные этюды художника в исполнении гитары. Ведущая вечера — Анастасия Данилочкина, к.ф.н., исследователь и автор составитель монографии о художнике, расскажет историю обнаружения этих потайных записей и что сам художник завещал их для нас всех чтобы однажды их когда-нибудь озвучил. Итак, в исполнении композитора и музыканта Дмитрия Коледина будут исполнены музыкальные композиции на стихи Попкова. Это будет открытием для всех — кто хорошо знал и помнит художника, так и для нового зрителя.

Виктор Попков не только художник, но и масштабная творческая личность. Его увлечение творчеством Филонова и Хлебникова наталкивают на написание им такой формы стиха как заумь.

История обретения этих стихов заслуживает отдельного сценария и даже снятия документального фильма, поскольку это авантюрная история. Из обрывков и клочков листов, разбросанных по миру фрагментов его записей собралась целая композиция — картина, но только поэтическая.

В стихах он более полно раскрывается эмоционально, а в некоторых поэтических опытах дает подсказку или завершение своим известным картинам. Письменные заметки были естественны для него, как и любые зарисовки в блокноте. Жизнь было необходимо просто фиксировать — в ней важно все.

Название вечера выбрано также неслучайно — это строчка из его любимого стихотворения – «О, жизнь, лихие повороты в моей судьбе, в моей душе».

Такая судьба дается избранным. Попков в главном для себя вопросе был фаталистом: он знал, что будет Художником. Ему будет суждено прожить судьбу именно художника, и он им стал.

Его судьба — это постоянные творческие порывы, поиски и лихие повороты. Отсюда его терзания, муки и одиночество.

Все остальное, — семья, любовь, благополучие — лишь компоненты.

Виктор Попков родился 9 марта 1932 года в Москве в Гавриковом переулке, куда семья переехала в 30-е годы из деревни. В семье Попковых тогда уже был старший брат Виктора Николай. Отец Ефим Акимович Попков, уроженец Смоленской области, работал грузчиком на товарной станции Казанской железной дороги. Мать Виктора — Степанида Ивановна Попкова была простой русской крестьянкой. В поисках работы их семья вновь перебралась в деревню Нижнюю Каменку Смоленской области. После появления дочери Тамары, Попковы снова переезжают в Мытищи, получают комнату в семейном общежитии.

Накануне войны в семье появляется четвертый ребенок. Когда началась война, Виктору было девять лет, отца забирают на фронт, а вскоре приходит известие о том, что он пропал без вести в феврале 1942 года. В семье на материнских руках остаются четверо детей. Младший мальчик умирает от дизентерии, не дожив и до года. Так, в этих нищих подмосковных трущобах — недалеко от станции Челюскинская, в бараке площадью одиннадцать квадратных метров, — бедно, голодно и стесненно прошло детство Попкова.

Мать всегда видела неподдельный интерес Виктора к занятиям рисования, поэтому с пятого класса он стал посещать изостудию завода имени Калинина в «Подлипках», на занятиях которой выразилось его желание, усердие и творческая одаренность. Несмотря ни на что, Виктор решил учиться на художника, и отсюда он ездит учиться в Московское художественно-графическое педагогическое училище с 1948-1952 годы. Здесь же в Москве во время учебы Виктор знакомится со своей будущей женой Кларой Калинычевой. После окончания училища они вместе в 1952 году поступают в Суриковский институт (Клара прошла со второго раза через год). Виктор поступает на графический факультет, однако его мечтой всегда оставалась живопись.

Закончив мастерскую станковой графики под руководством профессора Евгения Адольфовича Кибрика, он посещает мастерскую живописи. В 1958 году Попков защитил диплом на отлично, который представлял целую серию цветных линогравюр «Транспорт». Не случайно, но одна из его дипломных работ была все-таки живописной, как исключительное явление. Дипломную работу Попкова печатают в «Комсомольской правде», а часть диплома приобретает Третьяковская галерея.

 

Слава и известность пришла стремительно, затем первые поездки по стране, вступление в Союз художников СССР в 1959 году. Получив комнату Попков, уже с женой Кларой и сыном Алексеем, он переезжает в Москву в дом №5 на Молочном переулке. Здесь же будут написаны первые известные его картины, например, такие как «Строители Братской ГЭС» (1961) и другие.

Попков становится участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. С 1962 года он выезжает за границу, откуда привозит с собой каталоги по западному искусству; он принимает участие в международном фестивале молодежи в Хельсинки, в 31-ой международной Биеннале в Венеции, затем в Югославии и Японии. А 1963 год становится поворотным: Попков посещает Париж (Лувр), становится членом комитета по присуждению Ленинских и Государственных премий (по 1966 год).

Однако популярность, социальное положение, официальное признание, заказы от Комбината не могли остановить непрекращающиеся дерзания духа, выливающиеся в изнурительные поиски в искусстве, душевные метания и его одиночество.

Не случайно, но Попков начинает совершать поездки в северные области страны. Он ищет новый язык выражения и пути творчества, результатом этих поездок станет известный цикл «Мезенские вдовы». Он стремился к возникновению этих лихих поворотов. И они с ним случались… Таковым был главный нерв его творчества.

Настоящим и подлинным для Попкова было только одно — искусство. Правдивость он оставляет за своим творчеством. Он делал все ради и во имя него, а также поиска нового языка в искусстве.

Картины Попкова эмоциональны и поэтому воздействуют на нас будучи живыми полотнами. Прописывая в дневниках алгоритмы свой работы, четко прописывая планы, он всегда писал только чувствами. В его картинах изображена обнаженная реальность, художественная правда и его честность как автора. Он искренен и откровенен в своих посланиях. Даже метафоричность и символизм, вложенный в композиции, понятны зрителю и сейчас. Они выражают его размышления и отношения к жизни.

Не случайно, постановлением центрального комитета КПСС и Советом Министров Союза СССР ему будет присуждена государственная премия за цикл картин под названием «Размышления о жизни». Это его картины: «Строители Братска», «Полдень», «Бригада отдыхает», «Семья Болотовых», «Шинель отца».

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!