Портрет с сюрпризом


Несколько событий нынешнего года определяли лицо Российских программ ММКФ-2018.

Прежде всего, это Чемпионат мира по футболу, который будет проходить в июне – аккурат, в традиционное время проведения Московского Международного кинофестиваля.

Москва, как Боливар: не выдержит двоих. И ММКФ, «уступая дорогу» знаковому событию, которого ждали столько лет, перенес срок своего проведения на апрель.

Для Российских программ это означает – за два месяца до проведения «Кинтавра», т.е. главного внутреннего кинематографического конкурса, во многом определяющего последующую судьбу фильма. И, стало быть, в нашу масштабную панораму российского кино не попадают нынче многие ленты, сделанные в параметрах артхауса: они будут ждать своего первого публичного показа в Сочи.

Но именно это обстоятельство заставило нас внимательнее присмотреться к кинематографу регионов России.

Много лет подряд мы регулярно показывали в программе ленты, снятые за пределами столицы. Подчас картины, созданные на студиях Санкт-Петербурга и Уфы, Екатеринбурга и Казани, Владивостока и Владикавказа становились «бриллиантами» не только в нашей «коллекции», но и в коллекциях различных международных кинофестивалей.

В программе «Кино регионов России» будут показаны не только 6 полнометражных игровых лент, но и обширная программа документальных и короткометражных фильмов, дающих пищу для серьезных размышлений о том, как живет и о чем думает «глубинная страна».

Решив сосредоточить внимание на работах, созданных «за МКАДом», мы обнаружили, что образ российской глубинки, возникающий в этих картинах, – это почти всегда сюжеты о необычных людях, не вписывающихся в обыденность. Мало того, пытающихся эту ежедневную рутину так или иначе изменить.

И тогда классический сюжет гончаровской «Обыкновенной истории», который как бы предписан современными понятиями развития карьеры молодого человека, дает сбой, и вместо него мы получаем сюжет об участи вчерашнего студента, вернувшегося домой, и вынужденного делать выбор между традиционным началом карьеры и деньгами, которые сулит ему криминальный бизнес («Аатыктар», реж. Прокопий Федоров).

И тогда классический же любовный сюжет о барышне, вернувшейся после института в родные края, тоже оборачивается неожиданными встречами и отношениями («Кэрэл», реж. Валентин Макаров).

В сущности, нынче так получилось, что едва ли не все фильмы программы повествуют о людях, выламывающихся из обыденности. О харизматиках и пассионариях.

«Опасные танцы» Екатерины Двигубской – это драма уникального балетмейстера, вынужденного не только искать новые пути в балетном искусстве, но и сражаться с балетным истеблишментом Санкт-Петербурга, стоящим перед ним плотной стеной.

Лента Сарика Андреасяна «Непрощенный» выводит на экран один из самых трагических сюжетов недавнего прошлого – историю Виталия Калоева, потерявшего всю свою семью в авиакатастрофе над Боденским озером. Сюжет о человеке, отчаявшемся искать справедливость. Режиссер и исполнитель центральной роли, один из самых популярных и харизматичных шоуменов страны – Дмитрий Нагиев, без сомнений и с полным правом рассчитывали на то, что смогут привлечь внимание не только к тому, как бессердечна современная государственная машина к трагедии отдельного человека, но и рассказать, что привычный нам по классической литературе «маленький человек» – не так уж мал.

А фильм Николая Хомерики «Селфи» – это драма «непослушного» человека, которого пытаются заменить «послушным» двойником.

Сегодня «непослушный человек» вообще становится едва ли не доминирующим героем современного российского кино.

Показанный на Берлинале-2018 фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов» – именно о таком человеке, о Сергее Довлатове, не вписывавшемся ни в одну обыденность – что нашу, что американскую.

В течение нескольких лет кряду в отечественном кино разрабатывается т.н. «спортивная тематика». Сегодня это уже вполне серьезный пул спортивных блокбастеров, пользующихся значительным зрительским успехом, и вновь приходится констатировать: это тоже кино о харизматиках и пассионариях. Но не только. Это еще и кино о преодолении, о стремлении невозможное сделать возможным. И потому закономерно появление в Роспрограммах таких лент, как самый успешный фильм минувшего прокатного года – «Движение вверх» Антона Мегердичева, как дебютная режиссерская работа суперзвезды отечественного кино Данилы Козловского – фильм «Тренер», которому тоже, по всей видимости, суждена превосходная зрительская судьба. И в этом же ряду неожиданная версия «спортивного фильма» – мюзикл «Лёд» режиссера Олега Трофима.

Одна из самых спорных лент программы «Кино регионов России» – фильм Булата Юсупова «Бабич». Сюжет о народном поэте Башкирии Шайхзада Бабич, и событиях, разворачивающихся на территории Башкирии, в Оренбурге, Троицке и Челябинске в 1914-1919 годах – это, в сущности, рассказ о том, как и почему в России 90-х возникло мощное сепаратистское движение по всем национальным окраинам страны. И то, что картина историческая, мало кого способно обмануть. Зато уровень профессиональной изобразительной культуры ленты способен удивить даже самого строгого ценителя.

Фильм «Сокровища Ермака» режиссера Олега Денисова – «кино для семейного просмотра». Начинающийся как приключенческая история о краеведах и кладоискателях, он, постепенно и с юмором, перетечет в неожиданный сюжет о взаимоотношениях детей и родителей, где лидером окажется отнюдь не отец, а ребенок.

И лента Александры Стреляой «Невод» – тоже история о взаимоотношениях поколений и о своего рода «искателях» приключений. Правда, нередко оказывается, что найденные приключения – не совсем те, на которые рассчитываешь, когда только отправляешься в путь…

Две неожиданности нынешней программы игрового кино – это фильм «Иванов», кинематографический дебют бизнесмена Дмитрия Фальковича, выступившего в качестве продюсера, автора сценария, режиссера и исполнителя главной роли, и сумевшего доказать многим, что кино совершенно необязательно должно начинаться в коридорах Министерства культуры или Фонда кино. Мало того, критика уже назвала эту необычную картину «фильмом года», а сам создатель ленты на вопрос, как ему пришла в голову мысль о фильме, скромно отвечает: «начал писать сценарий, и дальше уже просто не смог остановиться». Этот фильм – достаточно сложное, но невероятно интересное высказывание человека о себе и своем решении поменять собственную жизнь…

Вторая неожиданность – картина Анны Крайс «Нашла коса на камень».

Это тоже фильм из программы «Кино регионов России». Лента, снятая в городе Иваново и про Иваново, уроженкой города Иваново. Этническая немка, Анна Крайс, получив профессиональное образование в Германии, вернулась на родину и сняла один из самых «неженских», жестких и пронзительных фильмов. Фильм балабановского тона и стиля.

Одним из важных событий года станет юбилей ММКФ. Сороковой фестиваль – это не шутка, и к юбилею Российские программы приготовили два «подарка»: ретроспективу «Российские фильмы – призеры ММКФ», в которую вошли ленты, сделанные в СССР и в постсоветской России, режиссерами Сергеем Герасимовым и Кареном Геворкяном, Александром Аловым и Владимиром Наумовым, Константином Лопушанским и Верой Сторожевой, Элемом Климовым, Глебом Панфиловым и Дмитрием Месхиевым. Показ этих работ создает совершенно отчетливый образ движения фестиваля по временам, стилям, художественным формам в кино.

Не менее интересной представляется ретроспектива дебютных короткометражных фильмов классиков советского кино и современных мастеров под общим названием «Когда мастера были молоды», где с картинами Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Василия Шукшина соседствуют фильмы сегодняшних мастеров Славы Росса, Бориса Хлебникова, Александра и Владимира Коттов и других мастеров советского и современного российского кино.

В обширной программе новых документальных фильмов так же выделены отдельным показом фильмы регионов России.

Как всегда насыщенной и интересной получилась панорама анимационного кино.

И, если говорить без ложной скромности, портрет межфестивального киногода, каким обычно являются Российские программы ММКФ, в нынешнем году получился не совсем обычным, но, возможно, именно своей необычностью, некоторой даже эпатажностью, этот портрет и хорош.

Ирина Павлова, художественный руководитель Российских программ ММКФ

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!