Елена Стишова представляет фильм «Кавказский пленник»


20 декабря кинокритик Елена Стишова в рамках своей авторской программы «Смерть героя. Версии личности в постсоветском кинематографе» представляет фильм Сергея Бодрова-ст. «Кавказский пленник».

Россия, 1996, 99 мин

автор сценария, режиссер Сергей Бодров-ст.

оператор Павел Лебешев

композитор Леонид Десятников

в главных ролях: Олег Меньшиков, Сергей Бодров-мл.

На Кавказе — война. Двух раненых русских солдат забирает житель отдаленного горного аула Абдул-Марат. Сын Абдул-Марата находится в плену у русских, и старик хочет договориться с комендантом лагеря об обмене пленными.

О своей программе «Смерть героя. Версии личности в постсоветском кино» рассказывает кинокритик Елена Михайловна Стишова:

«Постсоветская эпоха не озабочена форматированием положительного героя, «делать жизнь с кого». В былые времена идеологические инстанции регулировали бесперебойный процесс героизации реальности. «У нас героем становится любой» — таков был слоган идеократии, поддерживающей концепцию массовости героизма. Конец идеократии моментально повлек за собой радикальные перемены и быстро стало ясно, что мы живем в эпоху постмодернизма, как и вся западная цивилизация. Художественное сознание изменилось еще в подцензурные времена, но не имело выхода, а получив свободу, столкнулось с проблемами, которые были внове. Кино стихийно нащупывало свой путь, подсознательно боясь разминуться со зрителем. И на каком -то витке догадалось, что настрадавшийся в 90 е зритель ждет героя- мстителя. Пусть символически, но он воздаст обидчикам — тем, кто сулил горы златые, но обманул и отнял даже то малое, что давала прежняя власть. И тогда явился Саша Белый из сериала «Бригада», а вслед за ним Данила Багров («Брат» и «Брат 2») — культовый герой, не забытый и по сей день. Оба героя, да и сама идея о мстителе и защитнике — фольклорного, корневого происхождения. Создавшие эти образы Сергей Безруков и Сергей Бодров, трагически погибший, но немеркнущий в памяти народной, в одночасье стали знаменитыми.

Герой, созданный по канонам соцреализма, канул в Лету. Постперестроечный экран уже не подступался к героике, разве что в фильмах о прошлом, о военных подвигах.

Освоить новую реальность оказалось совсем не просто. Еще сложнее — понять заказ зрителя. Пожалуй, это случилось лишь в 2007г, в фильме Алексея Попогребского «Простые вещи». Его программное название выдает долгий поиск автора, однажды озаренного открытием: простых, базовых вещей, азбуки жизни — вот чего недостает зрителю, вот о чем он явно соскучился. И на экране впервые за долгие годы появился быт и бытовые проблемы, семья скромного анастезиолога, скорее аусайдера, чем представителя «среднего класса». Средний класс не живет в коммуналке и не «стреляет» в долг до получки. Герой Сергея Пуспекалиса вписан в новую реальность, где появились новые, прежде неизвестные вызовы, и с ними надо справляться, чтобы жить.

Новый проект Бориса Хлебникова «Аритмия», (соавтора Попогребского по совместному дебюту Коктебель), снова история про аутсайдера — про врача «скорой помощи». Не знаю человека, которому бы не нравилась «Аритмия», а исполнитель главной роли Александр Яценко собрал полную корзину фестивальных наград.

Однако же тренд отчетливо проступает: не олигарх и не офисный хомячок, не тот, кто правдами и неправдами оседлал жизнь и сделался добропорядочным буржуа, но аутсайдер — вот кто интересует и художников, и публику, примеривающую историю протогониста на себя».

Вечер пройдет в Белом зале.

Начало вечера в 19 часов.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!