В Доме кино показали фильм о Резо Габриадзе


В Большом зале Дома кино 29 июня в честь сценариста, драматурга, режиссера, художника, скульптора, основателя Тбилисского театра марионеток, потрясающего рассказчика и человека Резо Габриадзе состоялся премьерный показ документального фильма в жанре анимадок «Пушкин. Битов. Габриадзе. Побег». Режиссер Ася Гусева приурочила премьеру ко Дню рождения Мастера, 29 июня ему исполнилось бы 85 лет. Он ушел, совсем немного не дождавшись своего юбилея.

Уникальный документальный материал – беседа с Андреем Битовым и Резо Габриадзе о Пушкине. Анимация на основе рисунков Габриадзе, сделанная талантливой дочерью Аси Марусей Ермаковой – все это заставляет зал почти два часа заворожено наблюдать за происходящим и потом взорваться аплодисментами. Не помню, чтобы большой зал аплодировал документалистике, во всяком случае, этого не было очень давно.

Резо Габриадзе рассказывает в фильме, что первый прижизненный юбилей Пушкина состоялся в Тбилиси, и его до утра носили в кресле по городу. Он мечтал, чтобы поэт состарился и отправился на Святую землю. Придумывал как дитя самые невероятные вещи. Не зря выдающийся грузинский композитор Гия Канчели, с которым они вместе работали, сказал: «Фантазия Резо Габриадзе подобна шампанскому. Она постоянно бурлит, пенится и рождает новые идеи с такой же легкостью, как вино выбивает пробки из бутылок. Причем вереница «бутылок» нескончаема, будто на конвейере, а пробки неизменно вылетают с оглушительным хлопком и с каждым разом все выше».

А сама режиссер озвучивает нам легенду о Пушкине, придуманную Габриадзе, что поэт не умер, а превратился вместе со своей женой в бабочек, и они улетели. Эти бабочки сопровождают зрителя все время экранного повествования.

Дружба Битова и Габриадзе длилась полстолетия, Пушкина они любили оба, и эту трепетную любовь к поэту и дружбу мы тоже видим – в словах, выражении лица, в слезах Габриадзе, когда он говорит: «с уходом Андрея закончилась и моя жизнь»…

Книга Битова «Пушкинский дом», рисованная Пушкиниана Габриадзе – это уникальное достояние нашей культуры, к которому мы все можем прикоснуться в фильме Аси Гусевой. Такой сплав документалистики, анимации, прозы заставляет смотреть, не отрываясь, боясь упустить что-то важное и сокровенное, завораживает и дает возможность полного погружения в материал.

Замечательно, что такой фильм снят, и что он показан в Большом зале дома кино. Жаль, что пока только там.

Елена Ульянова
Фото: Ирина Кретова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!