Революция в координатах сегодняшнего дня


В рамках XXII кинофестиваля «Радонеж» 22 ноября в Центральном доме кинематографистов прошел круглый стол, организованный Клубом православных кинематографистов при Союзе кинематографистов России, творческой лабораторией «Видимое и сокровенное» на тему «К 100-летию революций 1917 года: осмысление истории России в киноискусстве на рубеже ХХ и XXI веков. Пропагандистское кино и фильмы-свидетельства».

В нем приняли участие священник Владимир Соколов, протоиерей Николай Германский, писатель Владимир Крупин, кинорежиссеры Владимир Хотиненко, Сергей Дебижев, Борис Криницын, Валерий Демин, Александр Богатырев, Валерий Фомин, киноведы Татьяна Москвина, Алла Золотухина, Татьяна Иенсен, участники фестиваля.

Открыл круглый стол Владимир Крупин, который много лет сотрудничает с фестивалем. Он отметил, что большинство фильмов этого года лишены уныния, и это хорошо. Патриотизм всегда помогал возрождению нации, а судя по фильмам — авторы наделены этим чувством и несут это в своих фильмах. Особенно важно, что в этом году много работ молодых режиссеров, и это – достойные работы.

Тему молодых продолжил режиссер Владимир Хотиненко, который не только замечательный режиссер, но и опытный педагог, воспитавший не одно поколение кинематографистов. «Очень важно сегодня уделять больше внимания воспитанию и образованию», «сосредотачиваться на сущностных вещах», — говорил он. У нас не лучшим образом изменилась система проката, и сегодня очень нужно выработать правильную модель связи киноиндустрии с кинопрокатом. Темы революции он коснулся непосредственно в работе над многосерийным телефильмом «Демон революции», заметив что осталось много материала, из которого можно сделать несколько фильмов. Так что тема революции масштабна, актуальна, и не заканчивается сегодняшним юбилеем.

Режиссер Сергей Дебижев высказал неудовлетворенность глубиной и масштабом осмысления в рамках юбилея революции. Там есть, что внимательно рассмотреть и осмыслить, поскольку «осколки» взрыва 1917 года долетают и до сегодняшнего дня. Опыт тех дней важен для осмысления того, что мы делаем сегодня и куда нам двигаться дальше. Квазикультура заполяет все больше пространства, ей как-то необходимо противостоять, и здесь могут помочь сильное государство и мощная религия.

Такие же ноты боли и переживания за настоящее звучали в выступлении иерея Владимира Соколова. Говоря об уроках истории, он предлагал заглянуть не только в события революции, но еще дальше, во времена Петра, когда перемены в жизни страны привели к трансформации внутри церкви, а затем православного и житейского опыта. Эта трещина только усугублялась в трудные для страны периоды. Его слова переплетаются по теме с тем, что сказал в выступлении протоиерей Николай Германский. Важно помнить, что каждый ответственен за свои слова и поступки, в одинаковой степени несут ответственность за события 1917 года и революционеры, и элита, и народ. «Необходимо принять и пропустить через себя боль этого мира», и, думается, это относится напрямую к каждому из участников фестиваля.

А фестиваль расширяет не только возрастной диапазон, но и географический.

Свой фильм «Чудеса Тихвина» привезла режиссер из Финляндии Лиза Ховинхеймо. В ее картине прослеживается история чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы от древности до наших дней. Она рассказала, какой интерес вызвал фильм в Финляндии и о почитании этой иконы за рубежом.

Киновед Татьяна Москвина отметила, что необходимо не только поднять тему революции, важно еще и профессионально выстроить материал так, чтобы он выглядел убедительно, чтобы донести зрителю основные идеи авторов. Так как это сделал режиссер Сергей Дебижев, чей фильм «Раскаленный хаос» представлен в программе фестиваля. Такая «работа над ошибками» прошлого необходима, это поможет избежать их в будущем. Отсутствие национальной идеи, ослабление веры – это симптомы того, что общество может оказаться во власти утопических идей, что и произошло во время русской революции.

Этой же теме посвящен фильм Сергея Мирошниченко «Дно», который будет показан на закрытии фестиваля «Радонеж». Это фильм об отречении царя Николая Второго, но и о том, как на фоне масштабных исторических событий разрешается вопрос отношений с Богом.

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!