В Санкт-Петербурге состоялась первая межрегиональная конференция «Региональные ресурсы кинопроизводства»


Со 2 по 11 ноября в Санкт-Петербургском Государственном институте кино и телевидения прошли творческие встречи, открытые мастер-классы и экскурсии в рамках первой межрегиональной конференции «Региональные ресурсы кинопроизводства» при реализации проекта «Межрегиональный кинорезерв творческой молодёжи». В Северную столицу приехали представители кинокомиссий и региональных киносообществ Новгородской, Калининградской, Ульяновской, Архангельской, Челябинской областей, Республики Карелия и Краснодарского края. Молодые кинематографисты посетили мероприятия по обмену опытом с участием известных режиссёров, а для тех, кто не смог приехать в Санкт-Петербург, были организованы онлайн-трансляции ключевых встреч.

2 ноября состоялась творческая встреча с Игорем Фёдоровичем Масленниковым. Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер затронул проблемы современной киноиндустрии, поделился своим мнением о том, каким должно быть хорошее кино, кроме того мэтр рассказал, как, с кем и почему создавались его кинокартины.

Отвечая на вопросы, Игорь Фёдорович сумел охватить все актуальные проблемы кинематографа наших дней, акцентируя внимание на том, что многое из творческого процесса уходит безвозвратно. По мнению режиссёра: «Эпоха соборного кино закончилась», на смену пришли новые законы, стирающие всякое ощущение глубины:

— Удивительное обеднение смысла. Сейчас нам показывают кино говорящих голов. Кроме того, фильмы стали очень говорливы. Искусство должно быть высокоморальное, только тогда можно надеяться, что человечество сохранится и не вернется к дикости.

В каждом произведении должна присутствовать точка зрения автора, его отношение, восприятие, желательно с иронией. Игорь Масленников акцентирует, что «через иронию легче понять замысел автора».

Гости и слушатели мастер-класса интересовались тем, как правильно обозначить задачи в команде. Мастер рассказал о взаимоотношениях с коллегами на съёмочной площадке, опираясь на свой собственный опыт работы с операторами, звукорежиссёрами и сценаристами. Когда речь зашла о редактировании сценария, Игорь Фёдорович отметил, что особое внимание нужно обращать на моральные уроки:

— Настоящая редактура должна стоять на страже совершенствования человека. Редактор ищет моральный урок в замысле, который приносит сценарист.

Говоря о морали, народный артист упомянул, что она должна сочетаться с жанром. Для Игоря Фёдоровича в фильмах важен юмор. Рассказывая о любимом жанре, мастер вспомнил первые работы своих студентов, которые снимали анекдот и характер. Так ребята учились видеть занятных людей вокруг себя.

Завершилась творческая встреча тем, что гости узнали о работе Игоря Федоровича над книгой под названием «Вишня на торте», которая будет посвящена второй половине биографии режиссёра. Люди с восторгом и благодарностью слушали советы народного артиста, после встречи многие не торопились покинуть зал.

9 ноября для участников конференции была организована экскурсия в одну из самых крупных киностудий Санкт-Петербурга «Кинополис». Участникам конференции показали съёмочные павильоны с действующими декорациями и рассказали о возможностях установленной аппаратуры. Гости увидели оборудованные площадки для пост-продакшна, где осуществляется редакция, монтаж, озвучивание и обработка отснятого материала.

Вечером этого же дня состоялась встреча с Сергеем Михайловичем Овчаровым – советским и российским кинорежиссёром, сценаристом, Почётным профессором СПбГИКиТ, преподавателем кафедры режиссуры игрового кино.

В начале встречи Сергей Михайлович отметил важность работы сценариста в творческом процессе. Режиссёр считает, что среди русских классиков много замечательных сценаристов, хотя никто из них таковым не являлся. По мнению мастера, сценарист одна из самых ответственных и тяжёлых профессий:

— Драматурга или сценариста не будет, и что мы будем делать? Ничего не будет. Режиссёру нечего делать, актёру нечего произносить, естественно, нашим кинооператорам нечего снимать.

Вопросы из зала затрагивали разные области кинематографа, от поиска идеи до реализации замысла. Слушателей также интересовала тема первых шагов на пути освоения режиссуры. Сергей Михайлович отметил, что в профессии режиссёра мало просто чувствовать, от интереса нужно сгорать:

— «Я почувствовала, что мне интересна режиссура», — мало. «Я не могу без этого жить!» — вот что должно быть. Должна быть влюблённость на всю жизнь.

Режиссёр также озвучил, что стоит бояться нехватки знаний. Ощущение верности процесса и понимание кинематографических тонкостей придёт со временем. Самое главное в профессии — наличие жизненного опыта:

— Если при поступлении вас спрашивают: «Что с вами было?». А вы отвечаете: «Ничего не было,» — как человек будет снимать кино о других людях, когда он свою личную жизнь мимо пропустил?

По мнению Сергея Михайловича, жизненный опыт — это внимание к тому, как мы живём и что с нами происходит:

— Есть люди, вокруг которых что-то происходило, но они вообще этого не видели. В вакууме жили. Если ты не эмоциональный человек, режиссёром ты не будешь. Нужно быть романтичным, сострадательным человеком, нервные окончания должны быть на поверхности. Без этого режиссуры не будет.

Кинорежиссёр убеждён, что в профессии важно твёрдое понимание своих ощущений. Отвечая на многочисленные вопросы, Сергей Овчаров рассказал о трудностях при создании своих картин и о том, как многие факторы определяют успех.

На встрече не упустили и тему вдохновения, которая волнует каждого творческого человека. По мнению мастера: «Вдохновение — это победа над бытом». Обучая своих первокурсников, Сергей Михайлович давал им задание на тему «Как быт не дал сделать вам те задания, которые я дал».

Во время мастер-класса были раскрыты важные темы как для начинающих режиссёров, так и для опытных кинематографистов. В завершении Сергей Михайлович дал советы региональным кинематографистам, акцентируя внимание на том, что самое важное в создании шедевра – это замысел и азарт автора.

10 ноября состоялся круглый стол по вопросам развития регионального кинопроизводства. С приветственным словом выступила Сазонова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент и декан факультета дополнительного образования:

— Я рада приветствовать наших партнёров из Краснодара, Калининграда, Новгорода, Петрозаводска, Ульяновска, а также слушателей, которые прошли обучение и приехали сюда познакомиться с нашим городом и вузом. За время реализации проекта мы достигли значимых результатов, которыми можем гордиться. Порядка 100 человек получили дипломы специалистов съёмочной группы по разным кинопрофессиям в регионах: второй режиссёр, помощник режиссёра, гафер, ассистент костюмера, локейшен-менеджер и другие. Создана база данных, где продюсеры смогут найти участников проекта и пригласить их на работу. Уже поступило более 100 заявок на следующий год. Проект состоялся, он важен и нужен киноотрасли. Хочу озвучить слова благодарности тем, кто поддержал проект и сделал возможным его реализацию.

Координатор Молодежного центра Союза кинематографистов Гульфия Шарипова представила гостям интернет-платформу MovieStart — ресурс, на котором специалисты киноотрасли имеют возможность не только презентовать себя как профессионала, но и разместить информацию о своём проекте и найти необходимую поддержку и помощь, принять участие в питчингах и грантах:

— Одна из главных задач кинорезерва — обучение специалистов в регионах и создание единой базы для того, чтобы, например, кинематографисты из Петербурга, которые планируют снять фильм в Калининграде, могли в любой момент найти себе помощников, продюсеров, вторых режиссёров и других.

Исполнительный директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Михайлович Якунин, принявший участие в круглом столе, поделился своими мыслями о развитии киноотрасли:

— Наша задача, чтобы региональное кино стало федеральным. Это то, к чему мы идём как представители союза кинематографистов, как представители киносообщества, и наше движение направлено на это. От представителей региональных кинокомиссий хотелось бы услышать, как должно развиваться региональное кино не только в рамках региона, но и в целом.

После выступления Дмитрия Якунина состоялись презентации представителей региональных кинокомиссий. Участники рассказали о своих успехах, обозначили концепции дальнейшего развития и озвучили существующие региональные проблемы.

В завершении собрания и. о. заведующего кафедры режиссуры мультимедиа и анимации, доцент Ефимова Ольга Владимировна, рассказала о возможностях и современных направлениях обучения в Санкт-Петербургском государственной институте кино и телевидения.

После круглого стола состоялась экскурсия на киностудии «Ленфильм». Гости посетили монтажно-тонировочный комплекс и увидели своими глазами сектор звукотехники и сектор видеомонтажа. Сотрудники киностудии показали действующие павильоны и строящиеся декорации. Участники прошлись по выставочным стендам, посвященным известным фильмам, и узнали историю становления «Ленфильма».

Заключительным событием конференции стала творческая встреча с известным российским режиссёром, сценаристом, оператором, лауреатом отечественных и международных кинофестивалей Александром Николаевичем Сокуровым, посвященная вопросам регионального кинообразования и кинопроизводства.

В начале встречи слушатели имели возможность посмотреть работы учеников мастера, снятые в Нальчике и в Санкт-Петербурге. К встрече с Александром Николаевичем поступило более 250 вопросов, многие из которых повторялись. Часто задаваемые темы озвучила декан факультета Сазонова Екатерина Владимировна.

Основываясь на богатом жизненном опыте, Александр Николаевич ответил на вопрос о ключевых качествах режиссёра:

— Важное качество – склонность к кинообразованию. Прекращает режиссёр развиваться, и у него исчезает перспектива, если он перестаёт читать. Связь с литературой, жесточайшая неразрывная связь с литературой. Постоянное фундаментальное чтение. Это является важнейшей внутренней базой для развития. Художественность кинематографу может обеспечить только ресурс литературной культуры. Это сказывается на выборе сценария, на формировании темы и на дальнейшем развитии кинематографического произведения. Наши наставники – это писатели.

По мнению мэтра российского кинематографа, путей становления режиссёра много, главное то, с какой кинематографической идеей человек идёт в эту профессию.

Александр Сокуров считает, что с разными поколениями и с разными социальными национальными группами работать нужно по-разному. На примере своих мастерских, как педагог он отметил, что использует разные методики преподавания. Главный принцип – сохранение личности человека:

— Сберегать личность, дать все возможности молодым людям развивать своё собственное внутреннее начало, не скрывать никаких желаний. Снимать, говорить, о чём хотели бы говорить. Иногда это бывают темы крайне опасные для публичного предъявления.

Гостям было интересно, как же пробиться в киноиндустрии будучи молодым, начинающим кинематографистом. Александр Николаевич считает, что есть два пути:

— Или есть человек, который поверил в вас, который помогает вам. Идёт первым, а вы за ним. Или вдруг вы смогли создать сценарий, который побивает каждого человека, и он вдруг понимает, что в его руках какое-то сокровище. Предъявление сценария является первым этапом борьбы за будущий фильм.

Детский кинематограф, производство фильмов в регионах, продвижение молодых специалистов – это лишь малая часть тем, которые удалось обсудить на творческой встрече. В завершении мастер-класса, Александр Николаевич отметил, какие первые шаги может совершить начинающий режиссёр:

— Важно учиться. Чем интереснее замысел, тем его сложнее донести до других людей. Сложность современного режиссёра заключается в том, что визуальных произведений миллионы, конкуренция гигантская. Для того, чтобы можно было рассказать свою историю, нужно уметь её рассказать. Понимать, как ты можешь это сделать.

Перед отъездом домой, 12 ноября участники конференции побывали на экскурсии в кинокомпании «Триикс Медиа» и в деталях узнали о внутренней работе студии.

Так прошла первая межрегиональная конференция «Региональные ресурсы кинопроизводства» в Санкт-Петербургском Государственном институте кино и телевидения. Факультет дополнительного образования выражает благодарность каждому за активное участие в проведенных мероприятиях и желает, чтобы региональное кинопроизводство процветало. Мы постараемся сделать ещё больше новых интересных мероприятий и будем рады видеть гостей в стенах нашего вуза в следующем году.

#ресурсцентр #Росмолодежь #ВКМП #росмолгрант #РоссияСтранаВозможностей #НЛСК

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!