Фестиваль документального кино «Россия» определил победителей


В начале октября в уральской столице Екатеринбург состоялся 29-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». В этом году его география была обширна. Мероприятия и показы проходили как в самом Екатеринбурге — в залах и кафе Дома кино, в кинотеатре «Салют», в Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского, в Духовно-просветительском центре «Царский» при Храме-Памятнике на Крови, в Мультимедийном парке «Россия — моя история», в Департаменте «Факультет журналистики» Уральского Федерального университета. А также в Киновидеодосуговом центре «Красногвардеец» Нижнего Тагила, в Новоуральской Публичной библиотеке, в Невьянском государственном историко-архитектурном музее, в Музее военной техники УГМК в Верхней Пышме.

Жители этих городов получили возможность бесплатно побывать на конкурсных показах лучших документальных и телевизионных документальных фильмов года, на мастер-классах ведущих кинодокументалистов (серию встреч провела главный режиссер Службы документальных фильмов телеканала «Россия» Алена Смирнова — творческую встречу в Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге — презентацию «Новая политика ВГТРК в отношении документальных фильмов», мастер-классы «Телеканал «Россия»: в чем разница между «телевизионной» и «фестивальной» документалистикой?» и «Документальный кинопоказ на телеканале «Россия»: основные линейки и темы. Закупка и заказ»), на пресс-клубах, специальных программах: «Искусство — жизнь и судьбы», «Уроки лихолетья», информационных программах: «Это было… было…», «Кино для всей семьи», «Война и мир. Жизнь на грани» Киев. Донецк. Луганск», «Международный фестиваль документального кино «ДОКер» (прошел в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле), «Молодежный центр СК России представляет», на информационных показах: «Андрей Шемякин приглашает друзей», на круглом столе «Современное телевидение и документальный кинематограф: спасение или гибель?», на специальном событии «Сеанс с героем» (прошел в Екатеринбурге и в Верхней Пышме) — фильм Оли Шектер «Война снайпера» представил герой фильма Деян Берич, на программе «Документалисты в игровом» — режиссер Павел Мирзоев говорил о своем фильме «Как я стал…».

Один из конкурсных дней завершился мастер-классом немецкого драматурга, редактора-монтажера Фридерике Шухардт, представившей совместный проект Гете-института и Международного фестиваля документального кино «ДОКер» — «Докмобиль». На примере фильма режиссера Аннета Алиева «Мы — Куба» зрители проследили работу законов драматургии в монтажном кино. «Речь идет об Андресе, который не был кем-то конкретным по профессии, а просто художником жизни, — сказала Фридерике, представляя фильм. — Андрес многое попробовал: продавал бананы, работал рикшей, нелегально организовывал петушиные бои. Аннет, режиссер, познакомилась с ним в Гаване. Он считал себя хроникером и писал о больших переменах на родине. Вернувшись в Кубу, снимал на маленькую камеру все, что казалось ему интересным в течение семи лет. Потом отснятый материал попадал к нам в монтажную и в итоге стал фильмом».

Долгий, слишком подробный рассказ Фридерике Шухардт чуть не отбил желание ознакомиться с самим фильмом. Самые терпеливые смогли в полной мере насладиться жизнью на Кубе без прикрас, отображенной хроникером Андресом в течении семи лет. Не просто было смонтировать что-то членораздельное из этого: оператор от скуки снимал все подряд, что попадало в поле зрения его камеры в рабочем пригороде Гаваны. Тут было все: перепалки соседок, дневной шум улиц, ссоры уличных продавцов, философские рассуждения малолетней дочери о законах бытия, шумные выяснения с другом, в складчину купившим с Андесом холодильник — кто и когда имеет право им пользоваться, политические вопли соседа напротив, периодически бегающего по крыше с транспарантом и провоцирующего полицию на какие-то действия… Нищенская, многоликая, немного неадекватная жизнь простых людей, довольствующихся малым — продовольственными подачками правительства, уверенно разглагольствующих о процветании родины и ровным счетом ничего для этого не делающих. Этим фильм и оказался интересным — как ни старались его «причесать» немецкие кинематографисты, он не поддался цензуре — как говорится, «что вижу, то пою».

Интересным оказался и вечер ведущего киноведа, филолога, культуролога и кинокритика, автора и ведущего телевизионных программ, сценариста Андрея Шемякина «Андрей Шемякин приглашает друзей». Он показал два новых фильма своей студии «Алексей Дидуров. Жизнь после» режиссера Анны Голиковой и «Свои неродные, или никто не хотел убивать» режиссера Виктории Лопач. Если первый фильм — о времени, столь близком Андрею — поре его молодости и бесшабашных поступков, времени его друзей. То второй совсем личностный, исповедальный, возвращающий автора к своим истокам. Как выяснилось, эта тема бездонна — Андрей снял фильм об отце, о матери. В них он исследовал их судьбы, историю своей страны. Теперь наступило время прикоснуться к судьбам других членов семьи, близких ему людей, когда-то сформировавших его жизненную позицию, его судьбу.

И вновь Андрей впускает зрителя в «святая святых», с помощью киноязыка и раритетных документов исповедуясь в юношеских промахах и ошибках, переосмысливая прожитую жизнь. Этот искренний разговор состоялся. По-другому Андрей не может. Он всегда говорит со зрителем как со старым знакомым, закадычным другом, легко впуская его в личностное пространство. И зритель благодарен автору за доверие.

Надо сказать, что на фестивале было немало картин, в которых авторы вели неспешный и очень доверительный разговор со зрителем. Без лишнего пафоса, не рисуясь своим умением и мастерством. Зритель принимает такую подачу материала, искренне болея душой за героев фильма. Среди самых интересных, на мой взгляд, картин фестиваля — работа «Свет и тень» сценариста и режиссера Тыная Ибрагимова, представленная в конкурсе документальных телевизионных фильмов. Фильм о Заслуженном деятеле культуры Кыргызстана, художнике Тургунбае Ташкузиеве. «Тень преследует свет, свет растворяет тень. И так каждый день, — говорит главный герой фильма». Он «работает как раб, подгоняемый совестью» — Эти слова, некогда сказанные великим Тургеневым, стали девизом всей его жизни. Бывший детдомовец, он идет по жизни одиночкой, боящимся создать семью и упустить музу своего творчества.

«В поисках Тиссе» латвийского режиссера и продюсера Дзиннтры Гека и оператора Викторса Гриберманса — фильм программы документальных фильмов, заставивший взглянуть на многие известные страницы истории отечественного кинематографа под иным углом. Он рассказывает о всемирно известном кинооператоре Эдуарде Тиссе, уроженце Лиепае, собрате великого Сергея Эйзенштейна. Поэтический слог фильма увлекает в захватывающее путешествие по лабиринтам истории. Воспоминания вдовы оператора противоречат известным фактам, заставляя задуматься над тем, кто же в этом творческом союзе Тиссе—Эйзенштейн был Творцам, а кто довольствовался чужими лаврами. Фильм вызвал огромное количество дискуссий в кулуарах фестиваля, в то время как авторы, бросив в народ «бомбу», поспешно ретировались, сославшись на неотложные дела.

Вообще, хороших фильмов на фестивале было много. И уже нет времени хотя бы о ком-то из них поговорить. В этом году программа была необычайно сильна и разнообразна. Показы шли одновременно в нескольких залах. Оригинальным оказался формат показа программы телевизионных документальных фильмов. Кино показывали сразу на нескольких телевизорах, вернее на огромном количестве телеэкранов в кафе Дома кино. Можно было смотреть фильмы программы, выбрав один из десяти экранов, одновременно заказав напиток — сок, чай или кофе, спокойно передвигаться по залу.

Оглашая решение жюри в конкурсе телевизионных документальных фильмов, где лучшим фильмом стал «Осанна» режиссера Алексея Барыкина (Казань), председатель жюри, кинодраматург, профессор ВГИК им. С.А. Герасимова и Высших Курсов сценаристов и режиссеров, Лауреат Государственной Премии СССР и Премии Правительства РФ, Заслуженный деятель искусств России и Узбекистана Одельша Агишев сказал: «Первый раз на этом замечательном фестивале, на главном фестивале документального кино учреждается главный приз за лучший телевизионный документальный фильм. Мы все трое членов жюри настолько ответственно подошли к этому вопросу — награждение происходит первый раз. Очень хочется, чтобы конкурс сохранился. Без телевидения мы уже никуда, хотим мы этого или не хотим. Мы ночей не спали — фильмов много, фильмы разные. И наконец, нам попался на глаза фильм, который лично я считаю, как минимум, одним из двух лучших фильмов, которые я здесь видел. Знаете, когда говорят о разнице между документальным и телевизионным документальным кино, я считаю, что телевизионное документальное кино должно быть как минимум в полтора — два раза сильнее, чем просто документальное кино, которое можно посмотреть в кинотеатре. Там заплатили за билет и никуда не денетесь, будете хотя бы минут двадцать сидеть и смотреть. А когда вы на кухне или у себя в зале включили телевизор и отвлекаетесь — и дети, и ужинать пора, и сосед пришел подвыпивший… вот тут нелегко удержать внимание, задеть какие-то струны души. Заставить смеяться и плакать намного труднее».

Заседавший в другом жюри — документальных фильмов актер, прозаик, драматург, сценарист и театральный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат международной премии им. К. С. Станиславского, художественный руководитель «Коляда-театр» (Екатеринбург) Николай Коляда́ так сказал о фестивале: «Спасибо Негашеву, что позвал в жюри. Я бы никогда в жизни не смог посмотреть такое огромное количество документальных фильмов. Много беды, много горя, много поломанных человеческих судеб в этих фильмах. И без всякой морали и натуги невероятно много человечности и оптимизма. Любви к человеку. Сострадания к людям. Вместе с героем фильма «Жесткая сцепка», со старообрядцем, ты едешь автостопом из Туруханска во Владивосток — и вся Россия, вся Родина наша, как на ладони. И такое горькое, и радостное одновременно, это путешествие — нет слов. Очень много фильмов останется в памяти. И тепло от них».

Хочется, чтобы это тепло и доброе воспоминание о фильмах фестиваля «РОССИЯ», как и о самом кинофоруме, подарившем столько незабываемых минут сопричастности к настоящему искусству, сохранилось в памяти надолго. И всем, посетившим Екатеринбург в этом году, захотелось вернуться сюда в следующем году с новыми фильмами и программами.

Призы фестиваля:

Конкурс документальных фильмов:

Главным фаворитом фестиваля стал фильм режиссеров Валерия и Евгения Соломиных «Отец и сыновья из Кротово», снятый на Новосибирской студии «Кино-Сибирь». Он получил сразу несколько наград: Главный приз и Грант Национального фонда правообладателей на производство следующего фильма, Приз имени Леонида Гуревича «За оригинальное драматургическое решение», Приз зрительских симпатий, Приз «Прокатное удостоверение», гарантирующий фильму прокат в кинотеатре «Салют».

Другим фаворитом признана работа режиссеров Дмитрия Вологдина и Ильи Зверева «Территория успеха», снятая на открытой киностудии «ЛенДок», Санкт-Петербург), получившая две награды фестиваля — Приз за лучший дебют и Приз за операторское мастерство — Илье Звереву.

Приз за лучший полнометражный фильм – «Быть в игре» (реж. София Гевейлер, студия «Остров», Москва)

Приз за лучший короткометражный фильм – «Донецкая Вратарница» (реж. Наталья Батраева, ТРК «Звезда», Москва и Наталья Батраева, Краснодар)

Спецприз жюри «За любовь и сострадание к человеку» – «Ганнибал»
(реж. Иван Кривогорницын, студия «SPIK DV», Якутск)

Диплом «За личное мужество при создании документального кино» – режиссеру Валерию Тимощенко («Луганская повесть», продюсерский центр «Молодежные инициативы», Москва)

Конкурс телевизионных документальных фильмов:

Спецприз жюри «За лучший сценарий, в котором ранее малоизвестный исторический материал нашел лучшую драматическую форму» – «Не дождетесь!» (реж. Василий Чигинский, компания «ПМГ», Санкт-Петербург)

Спецприз жюри «За красоту жизни, воплощенную на экране в художественной и документальной формах» – «Довженко. Жизнь в цвету» (реж. Екатерина Тютина, творческое объединение «Мир искусства», Москва)

Диплом «За эмоциональный рассказ о драматической судьбе всемирно известного музыкального коллектива» – «Ансамбль им. А.В. Александрова. Возвращение на сцену» (реж. Расим Полоскин и Игорь Левин, студия «ЛевинФильм», Москва)

Диплом «За реалистический показ трудной жизни талантливого художника» – «Свет и тень» (реж. Тынай Ибрагимов, студия «Кыргызтелефильм», Бишкек)

Диплом «За современное кинематографическое воплощение великолепного танцевального искусства ансамбля «Берека» – «Березка. Красота на экспорт» (реж. Дарья Пиманова, студия «МИРмедиа», Москва)

Приз ВГИКа им. С. А. Герасимова «За высокий профессионализм» – режиссеру Софии Гевейлер («Быть в игре», студия «Остров», Москва)

Приз Российского государственного архива кинофотодокументов «За фильм, достойный государственного хранения» – «И тогда неминуемо приходит один из нас…» (реж. Игорь Морозов, киностудия «Goramo Films», Москва)

Приз Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России – «Жесткая сцепка» (реж. Александр Калашников и Михаил Тарковский, Красноярская киностудия, Красноярск)

Приз кинопрессы «За творческий поиск и новое видение острой современной темы» – «Донецкая Вратарница» (реж. Наталья Батраева, ТРК «Звезда», Москва и Наталья Батраева, Краснодар)

Приз газеты «Вечерний Екатеринбург» «За гуманизм киноискусства» – «Холера» (реж. Светлана Черникова, ООО «Первое кино», Москва)

Приз еженедельника «Аргументы и факты» – «Валька» (реж. Дмитрий Воробьев и Лидия Канашова, «Кинокомпания 29 февраля», Екатеринбург)

Приз «Российской газеты» – «Батя» (реж. Марина Чувайлова, студия «Урал-Синема», Екатеринбург)

Приз Администрации г. Нижнего Тагила – «Ульянов про Ульянова» (реж. Иван Твердовский, «Студия 217», Москва)

Приз Международного фестиваля документального кино «ДОКер» – «Ганнибал» (реж. Иван Кривогорницын, студия «SPIK DV», Якутск)

Спецприз Уполномоченного по правам Человека в Свердловской области «За гражданское достоинство» – «Дебют» (реж. Анастасия Мирошниченко, «Первая КиноВидеоКомпания», Минск)

Призы Духовно-просветительского Центра «Царский»:

«Революция. Западня для России» (автор сценария Елена Чавчавадзе, АНО «Дирекция президентских программ», Москва)

«Апостол радости» (реж. Андрей Железняков, творческий центр «Консонанс» Москва)

«Чужая земля» (реж. Андрей Титов, киностудия «Уралфильм», Екатеринбург)

Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Наталья Тендора

Фото автора

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!