Клуб аниматоров России – история профессиональных встреч и дружеских «посиделок»


Наш Клуб родился практически вслед за Открытым Российским Фестивалем анимационного кино в 1997 году – сначала как отдельные цеховые встречи до или после нашего профессионального смотра, которые затеял и вел руководитель Оргкомитета ОРФАК драматург Владимир Голованов со своим партнером по жизни и творчеству режиссером Марией Муат. А родиной этих встреч стал Музей Кино (размещавшийся тогда в здании Киноцентра на Красной Пресне), где работал и собирал вокруг себя компанию единомышленников отец-основатель нашего фестиваля, покойный Вячеслав Маясов. Кинопрограммы Клуба (премьерные показы, представления фильмов и авторов, информация о памятных датах сообщества или о зарубежных новостях, юбилейные вечера и пр.) проходили обычно в одном из залов Музея кино, на одном из этажей тогда еще активно работающего по назначению Киноцентра. А неформальное общение аниматоров продолжалось в знаменитой «гостиной Рома» на 6-м этаже, где стояла шикарная старинная мебель великого мастера советского кино. Там было весело и уютно встречаться с коллегами и друзьями, а атмосфера музейного покоя дарила нам ощущение стабильности в жизни немногочисленного отечественного анимационного сообщества.

В начале 2001 года Клуб уже смело заявлял о себе как о ежемесячном мероприятии фестиваля аниматоров, получившем постоянную прописку в залах Музея Кино. А в конце очередного сезона, в мае 2002 года, на профессиональном сайте АНИМАТОР.РУ уже публиковались обсуждения бурной жизни Анимаклуба.

После переезда нашего фестиваля из тихой провинциальной Тарусы в красивейший старинный город Суздаль, жемчужину Золотого Кольца России, и в Клубе аниматоров начались активные перемены. Покинувший пост главы Оргкомитета фестиваля Владимир Голованов в октябре 2002 года по-дружески передал мне руководство Анимаклубом, поскольку до этого я тоже активно участвовала в его работе, собирая и представляя программы иностранной анимации. Но в обжитых залах Музея кино на Пресне Клубу аниматоров удалось продержаться еще только 3 года.

В январе 2006 года, после закрытия Музея кино в Киноцентре, нам пришлось переселился на полгода года в Дом Кино на Васильевской. А в октябре 2006 года открытие нового сезона и пышное новоселье Анимаклуб отмечал уже в ЦДРИ (Центральном Доме Работников искусств) на Кузнецком, где прожил вполне комфортно и радостно до весны 2011 года.

Здесь в мае и в ноябре 2007 года анимационное сообщество торжественно отмечало 90-летние юбилеи патриархов отечественного мульткино – Федора Савельевича Хитрука и Иосифа Яковлевича Боярского. Здесь было показано много новых отечественных и иностранных фильмов. Здесь наша цеховая аудитория пополнилась публикой ЦДРИ, и здесь же возобновились традиции неформальных дружеских встреч анимационной братии («посиделок») в элегантной гостиной у белого рояля – с эмоциональными обсуждениями, с живой музыкой и со звоном бокалов.

Однако осенью 2011 года, когда ЦДРИ закрылся на ремонт, Анимаклуб опять вынужден был переехать на новое место и открывать новый сезон в ГЦСИ (Государственном Центре Современного Искусства) на Пресне. К счастью, в этом модном артистическом центре аудитория Анимаклуба заметно расширилась и помолодела, а Клуб сохранил все свои традиции, включая «посиделки» без рояля около экрана. Но, к сожалению, особенности функционирования ГЦСИ как государственного предприятия вынуждали организаторов Клуба аниматоров объявлять чуть ли не за полгода о своих текущих планах. Мы не справлялись с такими задачами и пару раз даже переносили в Дом Кино спонтанно подготовленные мероприятия аниматоров. И наконец, в декабре 2013 года наш цеховой Клуб вернулся в привычную кинематографическую среду – в Дом Кино на Васильевской, где мы обитаем по сей день.

Здесь среди коллег и друзей мы регулярно отмечаем памятные и юбилейные даты сообщества, вспоминаем об ушедших мастерах и радуемся рождению молодых звезд. Здесь весело обсуждаются и легко решаются серьезные профессиональные проблемы. Здесь все равны, здесь не нужны дресс-код и фейс-контроль, сюда приходят большими компаниями и семьями с детьми. Здесь все понятно, удобно и доброжелательно. И все же, как мне подсказывает профессиональный и жизненный опыт, а также богатая событиями история Клуба аниматоров – расслабляться нельзя!..

Наталья Лукиных,
Программный директор Суздальфеста, руководитель и ведущая Клуба аниматоров России

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!