В Доме кино отметили юбилей Сергея Герасимова


В Большом зале Центрального Дома кинематографистов состоялся вечер, посвященный 110-летию со дня рождения народного артиста СССР, лауреата трех Сталинских премий, лауреата Государственной премии СССР, лауреата Ленинской премии, Героя Социалистического Труда, доктора искусствоведения, профессора ВГИКа, кинорежиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова.

В вечере приняли участие знаменитые ученики и коллеги Сергея Герасимова: Никита Михалков, Марлен Хуциев, Николай Губенко, Юрий Кара, Аким Салбиев, Сергей Никоненко, Михаил Ножкин, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Наталья Гвоздикова, Валентина Теличкина, Жанна Болотова, Любовь Полехина и другие кинематографисты.

Вечер вели известные выпускники мастерской Сергея Аполлинариевича Герасимова – народная артистка России Наталья Гвоздикова и кинорежиссер Аким Салбиев. Аким Алимбекович признался, что сценария вечера не было и нет: «Сценарий – сама жизнь и кинематографисты, которые собрались сегодня в зале».

Наталья Гвоздикова начала вечер со слов своего великого мастера: «Сергей Аполлинариевич говорил, что, если останутся на земле два герасимовца – наша школа все равно будет жива».

Первым на сцену из зала поднялся народный артист России, кинорежиссер, актер, Председатель Союза кинематографистов России Никита Сергеевич Михалков, который поделился своими воспоминаниями о Сергее Аполлинариевиче как о личности, обладающей невероятными человеческими и профессиональными качествами.

— Есть люди, которые являют собой планету. Они могут быть одаренными людьми в искусстве и во многих других сферах жизни. Я не учился у Сергея Аполлинариевича, но я имел счастье знать его раньше всех тех, кто у него учился. Он дружил с нашей семьей и это всегда был влетевший снаряд – с юмором, с этим хитрым глазом, c разговорами со мной – мальчишкой – как со взрослым, с пельменями, которые готовил сам, с моментальной, почти боксерской реакцией. На все у него срабатывала какая-то внутренняя пружина, которая никогда не была чужеродной. Он всегда выражал то, что в эту же секунду чувствовал. «Тихий Дон» — это гениальная русская картина. Это квинтэссенция Герасимова с его удалью, с его хлесткостью, с его потрясающим соблюдением мужских внутренних правил. Сергей Аполлинариевич — первый, кто снимал на натуре чистый звук. Актеры у него говорят слова в кадре в ту же секунду, в которую они играют – это абсолютное чувство правды – умение эту правду найти и показать, — поделился Никита Сергеевич.

По словам Акима Салбиева, «цвет и свет российского кино – это выпускники Сергея Герасимова и Тамары Макаровой». В тот вечер отрывки из советских кинофильмов словно перекидывали мостик от актера на экране — к актеру, который поднимался на историческую сцену Дома кино.

Наталья Гвоздикова призналась, что очень боялась Тамару Макарову, когда училась. Если у нее возникали спорные ситуации – сниматься или нет, будучи студенткой ВГИКа — Наталья Федоровна обращалась к Сергею Герасимову, и он ей разрешал. Необыкновенно трогательно актриса читала со сцены письмо, написанное Тамарой Федоровной за несколько дней до своей смерти и адресованное Сергею Герасимову, который ушел из жизни раньше нее.

Кинорежиссер Юрий Кара рассказал о том, что когда-то Сергей Герасимов лично подарил и подписал ему свой многотомник – там были такие слова: «Соратнику Юрию Кара».

— Я очень хотел бы соответствовать этому высокому званию. Мастер мне сказал — если хочешь снимать – снимай честно. Я этому завету верен до сих пор, — признался режиссер.

Для Зинаиды Кириенко Сергей Аполлинариевич остался в памяти, прежде всего, как джентльмен и человек, понимающий, кто перед ним.

— Чувство благодарности и почтения осталось к нему на всю жизнь. Он все знал – он был энциклопедистом и большим патриотом – любил и уважал женщину-мать, — рассказала актриса. После этих слов, она исполнила песню «Малиновый звон», чем очень порадовала всех гостей вечера.

Марлен Мартынович Хуциев шутливо произнес, поднимаясь на сцену: «Я петь не буду – я сегодня не в голосе». Кинорежиссер поделился своими трогательными воспоминаниями о Сергее Аполлинариевиче: «Общение с ним я запомнил на всю жизнь. Мне с Сергеем Аполлинариевичем приходилось сталкиваться в трудные для меня моменты. Я его узнал с неожиданной стороны – как человека нежной души».

Элина Быстрицкая с благодарностью вспоминала съемки «Тихого Дона» и говорила о своей творческой судьбе.

— Сегодня казаки говорят, что на судьбу казачества — фильм оказал сильное влияние. И казаки сегодня гордятся собой и понимают, что они значат. Сергей Аполлинариевич – казак. Он во всем был правдив и требовал, чтобы это были руки тружеников, а не актрис. В моей судьбе встреча с ним сыграла очень большую роль, — призналась Элина Авраамовна.

Сергей Никоненко подробно вспоминал о съемках фильма «Журналист», а также отметил, что Сергей Аполлинариевич в этой картине добивался от актеров импровизации, и поэтому снимал несколько дублей, что для мастера было несвойственно. По словам Сергея Петровича, прежде всего, это был созидатель, а в обычной жизни — трогательный человек.

Интересно, что Валентина Теличкина не училась на курсе у Сергея Герасимова, но снималась в его выдающихся картинах. Как она сама говорит, некоторым просто везло.

— Я на курсе у него не была, но училась именно у него. Сергей Аполлинариевич очень любил наш курс – они с Тамарой Федоровной на все наши экзамены приходили и восхищались нашей самостоятельностью. Мне просто повезло, что я снималась у него, — рассказала Валентина Ивановна.

Стоит отметить, что актрису изначально в картину «Журналист» никто не приглашал. До Валентины Теличкиной Сергей Герасимов много кого пробовал на роль Вали. В этой ситуации самым настоящим проводником в картину стала Тамара Федоровна Макарова.

— На первом курсе у меня был очень хороший этюд. Тамара Федоровна видела этот этюд и ей он очень понравился. Она предложила Сергею Аполлинариевичу пойти на мой экзамен. Когда он пришел – я играла уже совершенно другую роль. Сергей Аполлинариевич сказал, что даже пробовать меня не будет, потому что ему было нужно нечто другое. Сказал только, что артистка хорошая, но ему нужна не та Валя. К этому персонажу он относился очень требовательно, и это было связано с его четким видением характера. Но Тамара Федоровна настояла на том, чтобы меня пригласили. А я в тот момент снималась в Красноярске, и вдруг туда приходит телеграмма о том, что меня вызывают на пробы в картину «Журналист». Я очень переволновалась, но все закончилось благополучно. На тот момент было снято много материала с другой актрисой. Но так бывает в кино, когда приходится заменить актрису. Тамара Федоровна стала моим ангелом-хранителем, который проложил дорожку к Сергею Аполлинариевичу. Мне он подарил кинематографическую судьбу. Он относится к тем режиссерам, после которых, даже, если ты не очень заметно сыграл роль – путь в кино был открыт. У него счастливая рука, — призналась Валентина Ивановна.

Жанна Болотова искренне поделилась со зрителями своими впечатлениями о Сергее Герасимове, как о мастере и просто удивительном человеке.

— Он очень верил в страну. Он так ее любил – везде носился. Наверное, не было ни одного художника в нашей стране, который бы столько ездил – столько встречался с людьми, столько хотел сделать. Для меня «Тихий Дон» — университет актерской школы. Все его фильмы – это портрет нашей любимой Родины, — отметила актриса.

Михаил Ножкин всегда удивлялся — зачем он нужен режиссеру, а также признался, что с такими людьми можно идти не только в разведку, но и во власть, что гораздо опаснее. По его словам, Сергея Аполлинариевича интересовало, чем живет страна во всех областях.

Любовь Полехина поделилась своими историями, связанными с режиссером, а также рассказала о редких человеческих качествах, которыми обладал Сергей Герасимов. По ее словам, больше всего он ценил в человеке ум. Также актриса говорила о роли огромного кинематографического наследия, которое оставил Сергей Аполлинариевич для сегодняшнего поколения – говорила о необыкновенной способности режиссера соединять в своих картинах настроение природы с настроением человека.

В конце вечера Аким Салбиев напомнил зрителям о том, что в этом году исполняется 80 лет фильму Сергея Герасимова «Семеро смелых». Игорь Чумаков и Андрей Михайлов подарили всем присутствующим песню «Лейся, песня, на просторе» из легендарного кинофильма. Также перед гостями вечера выступили студенты 4-го курса ВГИКа мастерской Александра Михайлова и ансамбль ВГТРК «Звонница».

Наталья Тонких

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!