Евгений Марголит приглашает посмотреть «Немое кино с живой музыкой»


23 марта в Малом зале киновед Евгений Марголит проводит очередной вечер своего авторского цикла «Немое кино с живой музыкой». Будет показан фильм «Ее путь» (1929). Начало в 19 часов.

Слово ведущему проекта «Немое кино с живой музыкой» — историку отечественного кино, главному искусствоведу отдела биофильмографии и международных связей Госфильмофонда РФ Евгению Яковлевичу Марголиту.

«Язык немого кино на фоне сегодняшнего цветного, объёмного киноизображения с объемным звуком в восприятии современного зрителя нередко видится не просто темным и архаичным, как язык «Слова о полку Игореве», скажем. Представляющийся цепочкой торопливо скачущих в безмолвии тотально черно-белых кадров, он зачастую воспринимается как недо-язык.

Меж тем это язык по-своему совершенный, но — иной. Нужно сменить способ восприятия, чтобы расслышать ту зрительную музыку, которой это кино было — чем далее, тем более проникнуто. На самом деле оно не было — для своего зрителя — ни торопливым, ни бесцветным, ни, тем более, беззвучным. «Музыкант-иллюстратор» (профессионалы той поры наименование «тапер» отвергали с негодованием) — непременное действующее лицо, а живая музыка — непременный атрибут сеанса в эпоху немого кино. Она как бы выводит наружу внутреннюю музыку киноизображения, и одновременно усиливает для зрителя непосредственность переживания действия, разворачивающегося на экране. Современному зрителю ее присутствие как раз и предоставляет возможность хотя бы в какой-то степени увидеть немое зрелище глазами его современников.

И можно будет убедиться, что и отечественному кинематографу той эпохи подвластны темы любви и смерти, обжигающей и вспеодчиняющей страсти, упоения мгновением полноты существования.

В программу вошли фильмы разных жанров: сатирический гротеск («Государственный чиновник») и авантюрная драма («Бухта смерти»), повесть о любви посреди гражданской войны («Ее путь») и лирическая комедия («Игра в любовь»). Эти совершенно различные по стилистике, по индивидуальным творческим почеркам работы роднит, во-первых, их откровенная и яркая талантливость, а, во-вторых — незаслуженно малая известность у современного зрителя. Тем более, что каждый из этих фильмов по-своему разрушается сложившиеся у нас представления о специфике немого кино.

Программа открывается сатирической лентой классика советского кино Ивана Пырьева «Государственный чиновник» (1930) — картиной с весьма драматической судьбой, вышедшей на экраны в переделанном виде спустя полтора года после завершения и вскоре окончательно снятой с проката. Очевидно, этим объясняется недостаточное знакомство с ней даже киноведов. А меж тем, посмотрев фильм, зритель поймет, наконец, одну из главных загадок творческой биографии творца «Кубанских казаков»: каким образом в одном лице уживались создатель жанра колхозных идиллий и исступленный экранизатор Достоевского.

23 марта – «Ее путь» (1929). «Казачка и большевик» — название, под которым эта драма прогремела на Западе – куда ближе подлинному сюжету картины. Канонический сюжет советского кино – пробуждение классового сознания, погруженный в круговорот природы, превращается тут в историю пробуждения страсти. Именно страсть молодой солдатки к работнику – пленному австрийцу составляет действительное содержание картины. Да и вряд ли что-то другое смогла бы сыграть юная красавица Эмма Цесарская, о которой после триумфа «Баб рязанских» страстно мечтал Голливуд, да еще и в паре с таким же юным красавцем, студентом актерского факультета ВГИКа Карлом Гурняком.

20 апреля — «Бухта смерти» (1926). Этот фильм завораживал зрителя и критику захватывающим ритмом авантюрного фильма, плотностью предметного мира и шокировал натурализмом деталей. В нем уже ощутим в полной мере режиссерский почерк Абрама Роома – будущего постановщика «Предателя», «Третьей Мещанской», «Строго юноши» — самых скандальных картин советского кино.

В мае в цикле «Немое кино с живой музыкой» — фильм «Игра в любовь» (1935). Одна из последних немых картин советского кино, снятая на провинциальной студии с местными актерами по вполне пустяковому сценарию, пленяет совершенно не провинциальным жанровым изяществом и изобретательностью режиссуры и столь же блистательным изобразительным мастерством. Эти качества ставят ее в один ряд с такими шедеврами поздней немой комедии как «Счастье», «Наследный принц республики», «Приданое Жужуны»».

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!