Звукорежиссеры обсудили свои профессиональные проблемы


27 апреля в конференц-зале Союза кинематографистов РФ прошел семинар-диспут «Роль звукорежиссеров, операторов, режиссеров, продюсеров в организации синхронной записи звука в подготовительном периоде, на площадке и последующих циклах производства».

Семинар был организован по инициативе звукорежиссеров–выпускников ВГИКа Андрея Поповяна и Вячеслава Булгакова, решивших возобновить традицию профессионального общения в форме семинаров. Эта инициатива была поддержана руководством Гильдии звукорежиссеров СК. В работе семинара приняли участие, кроме членов Гильдии — заслуженных профессионалов, и молодые звукорежиссеры – выпускники Московской школы кино.

Выступающие высказали разные точки зрения на возможность записи чистовой фонограммы в современном российском кинопроизводстве.

Алексей Лесючевский заметил, что любой профессиональный продюсер сможет реализовать задачу записи синхронного звука, и для этого есть опубликованные рекомендации американских звукорежиссеров, написанные 20 лет назад.

Наталья Рогинская, обобщая свой опыт работы с американскими коллегами, обратила внимание на важность взаимоотношений между людьми разных профессий в съемочной группе. Сравнивая работу русских и американских актеров, она заметила, что одной из причин сложности записи реплик на площадке в России является разная мотивация актеров, а наши актеры обязаны приходить на озвучание.

Лола Букаева обратила внимание на низкий профессионализм многих работающих сейчас на съемочной площадке в сфере звука коллег, чьи фамилии часто не попадают в титры, оставаясь неизвестными.

Борис Венгеровский напомнил присутствующим, что отказ от чистовой фонограммы произошел не по вине звукорежиссеров. Он был связан с тем, что используемые для съемок камеры Митчелл обветшали, и стали так шуметь, что не было возможности писать чистовую фонограмму. Лихтвагены того времени были снабжены танковыми двигателями, которые сильно шумели. Из-за этого приходилось отодвигать их на 100 метров от съемочной площадки, а в крайних случаях закапывать в землю.

Особенности работы и оплаты актеров в СССР, привели к тому, что оказалось проще и дешевле переозвучить реплики актеров, нежели добиваться хорошего звука на площадке. Хотя при этом и теряется достоверность и живая эмоция, которую очень тяжело воссоздать в условиях ателье. Кроме того, в советском кино был один звукорежиссер, который вел картину от съемочной площадки до конечной перезаписи, часто делая ее самостоятельно, обеспечивая таким образом требуемое качество звука на всех этапах производства.

Вячеслав Булгаков поделился опытом записи звука в условиях сильного шума города с помощью шумо-отражающих экранов, применяемых Sony Pictures.

Константин Бершачевский указал на трудности записи синхронной фонограммы в историческом кино, а также на возможные проблемы с шумящим генератором, связанные с использованием во время съемок непрофессиональной осветительной техники.

Алексей Бадыгов обратил внимание на важный момент работы на площадке — запись фоновых и синхронных шумов. Когда они записаны во время съемки, это добавляет достоверность и пространственную перспективу изображению, поэтому необходимо организовать их запись.

Обобщая выступления звукорежиссеров, можно сделать следующий вывод: эпоха новых компьютерных технологий требует четкого обозначения границы профессии звукорежиссера, то есть не только продюсеры, но и все коллеги- кинематографисты должны четко представлять себе где кончается профессионализм и начинается любительщина.

Синхронная запись звука является важным элементом современной технологии записи в кино, но она — не единственный элемент в сложной цепочке создания звука, в которой основным генератором драматургии все-таки остаются актеры. Необязательно дублировать инструкцию Dolbylaboratories, касающуюся синхронной записи звука и всех этапов создания звукового фильма, а необходимо дать организаторам кинопроизводства внятные рекомендации -как профессионально записывать звук в кино.

Эти требования-рекомендации после обсуждения среди коллег кинематографистов-профессионалов могут стать законным документом, на который будут ориентироваться продюсеры кинопроизводства.

Для организации семинаров в дальнейшем необходимо проводить разъяснительную работу среди молодых звукорежиссеров и представителей других профессий кино. Тогда такое общение может получиться действительно конструктивным.

Гильдия звукорежиссеров СК России

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!