XVII Международный фестиваль кинодебютов «Дух огня» откроется в Ханты-Мансийске


1 марта в Ханты-Мансийске стартует 17-й международный фестиваль кинодебютов «Дух огня», где по традиции будут представлены лучшие картины молодых режиссеров из России и 20 стран мира. Тема фестиваля в этом году – году театра в России – «Театр и кино».

С 2002 года фестиваль проходит при неизменной поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Генеральным партнером Международного кинофестиваля «Дух огня» является компания «Газпром нефть» в рамках реализации программы социальных инвестиций «Родные города». Партнером кинофорума «Газпром нефть» выступает с 2007 года, а в 2013 году компания учредила специальный приз «За сохранение культурных традиций».

В Дни фестиваля пройдет насыщенная культурно-просветительская программа: выставки, лекции, презентации, спектакли, конкурсные и внеконкурсные показы. Так, впервые зрителям после церемонии открытия будет предложен не фильм, а спектакль открытия. На сцену выйдут артисты: Юлия Пересильд, Дмитрий Хрусталев, Анжелика Каширина, Павел Акимкин, Елизавета Арзамасова, Елена Николаева, Андрей Удалов в спектакле для семейной аудитории «СтихоВаренье».

Запланирована выставка живописных и графических работ известного кинорежиссера, актера Станислава Говорухина. Состоятся спектакли актерской мастерской режиссера Сергея Соловьева. Впервые в дни фестиваля состоится форум творческой молодежи Югры «Креативный город». Это новый формат коммуникации для творческих людей и менеджеров культурных проектов.

Кинопрограмма «Эхо фестиваля «Дух огня» пройдет в этом году под девизом: «Театр – средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Стартует «Эхо» в Нижневартовске 27 февраля, завершится в Когалыме 27 марта – в международный День театра. Пройдёт и ставшее уже традиционным эхо фестиваля в Москве, в кинотеатре «Иллюзион».

Снова «Дух Огня» станет площадкой для кинематографистов из государств БРИКС. Причем в этом году в конкурс вошла бразильская картина в жанре магического реализма «Дождь – это пение в деревне мертвых» Жуау Салавизы и Рене Надер Мессоры, признанная одной из лучших авторских работ 2018 года, а также хит индийского проката «Тумбад» Рахи Анила Барве и Адеша Прасада.

Восемь картин международного конкурса в этом году связаны сетью рифм, отражаются друг в друге. Сквозной мотив – магический реализм. Название одного из фильмов – «Мир полон тайн». Эта волшебная формулировка точнее всего описывает эстетическое напряжение конкурса, резюмирует наш поиск.

Исходная точка путешествия, в которое мы вас приглашаем, – индийская сказка «Тумбад». Редкий образец авторского кино, снятого для массового зрителя, успешного у него. Турецкая «Туманность мертвой лошади» – турецкий патафизический трактат о смерти, материи и единстве всех вещей, вдохновленный поэмой Лукреция «О природе вещей». Дальнейшая остановка – «София Антиполис», так называется крупнейший французский технопарк. Он становится полигоном для экзистенциального детектива, фантастики без спецэффектов, утонченного стихотворения. Из будущего мы оглядываемся в прошлое: «Адам и Эвелин» – растерянный взгляд на ГДР. Протагонист воспринимает утраченную страну как потерянный рай, не может найти и осознать себя в новом мире.

«Дождь – это пение в деревне мертвых» – антропологическое исследование о жизни коренного населения в Бразилии, которое в соавторстве вместе с играющими самими себя людьми авторской волей режиссеров преображается в модернистский роман о высших силах, попытке исполнить своё предназначение.

Наконец, «Еще раз снова» Ромины Паулы и «Последняя песня вечера» Евгения Гранильщикова. Оба фильмы – отчасти опыты автобиографии, где авторы играют самих себя, но снимают игровое кино. Снова происходит поэтическое и фантастические преображение реальности, где в складках быта вдруг проступает большая История, тот самый «мир полный тайн», попытка соотнести себя – отдельного человека – с окружающей нас вселенной. Отталкиваясь от постдока, режиссеры обнаруживают красоту и непознаваемость мира.

— «Адам и Эвелин» (Adam und Evelyn), Андреас Гольдштайн (Andreas Goldstein), Германия, 2018
— «Дождь – это пение в деревне мертвых» (Chuva é cantoria na aldeia dos mortos), Жуау Салавиза (João Salaviza), Рене Надер Мессора (Renée Nader Messora), Бразилия-Португалия, 2018
— «Еще раз снова» (De nuevo otra vez), Ромина Паула (Romina Paula), Аргентина, 2019
— «Мир полон тайн» (The World is Full of Secrets), Грэм Свон (Graham Swon), США, 2018
— «София Антиполис» (Sophia Antipolis), Виржиль Вернье (Virgil Vernier), Франция, 2018
— «Туманность мертвой лошади» (Dead Horse Nebula), Тарык Акташ (Tarik Aktas), Турция, 2018
— «Тумбад» (Tumbbad), Рахи Анил Барве (Rahi Anil Barve), Адеш Прасад (Adesh Prasad), Индия-Швеция, 2018
— «Последняя песня вечера» (This is the Last Song of the Evening), Евгений Гранильщиков (Evgeny Granilshchikov), Россия-Франция, 2019

Международное жюри возглавит филиппинский режиссер Лав Диас, лауреат «Золотого льва» Венецианского МКФ за «Женщину, которая ушла», «Золотого леопарда» Локарно за «От предшествующего», «Серебряного медведя» за развитие киноязыка за «Колыбельную смертной тайне». Его ретроспективы регулярно проводятся по всему миру. Для нашего фестиваля особая честь пригласить Лав Диаса в качестве председателя жюри не только потому, что он крупнейший признанный мастер современного кино, но и потому что он один из редких сегодня художников, наследующий традициям русской культуры. Он не раз обращался к российской классике, переносил на экран произведения Федора Достоевского и Льва Толстого, считает себя последователем Андрея Тарковского.

Вместе с Лав Диасом в жюри вошли французский режиссер Патрисия Мазюи, аргентинский режиссер Матиас Пинейро и российский писатель, историк и критик Михаил Трофименков.

Патрисия Мазюи – французский режиссер. В середине 80-х, завершив монтаж картины Аньес Варда «Без крыши, вне закона», приступила к съемкам своего первого полнометражного фильма «Коровьи шкуры», который был приглашен в программу «Особый взгляд» Каннского МКФ и получил приз имени Жоржа Садуля. Критика высоко оценила ее следующую режиссерскую работу «Траволта и я», получившую «Бронзового леопарда» на МКФ в Локарно. Затем последовал ряд документальных картин, а в 2000 ее игровая лента «Дочери короля» с Изабель Юппер участвовала в программе «Особый взгляд» Каннского МКФ и завоевала приз имени Жана Виго. На «Духе огня» состоится российская премьера ее новой картины «Поль Санчез вернулся!».

Матиас Пинейро – один из ключевых режиссеров нового аргентинского кино. Автор сценария и режиссер фильмов «О Буэнос-Айресе» (2016), «Похищенный человек» (2007), «Все они врут» (2009), «Розалинда» (2010), «Виола» (2012), «Принцесса Франции» (2014), «Гермия и Елена» (2016). Его картины были показаны на кинофестивалях в Берлине, Торонто, Нью-Йорке, Локарно, Роттердаме, Сан-Себастьяне и др. Он также является программным директором ряда кинофестивалей, членом отборочной комиссии международного фестиваля документальных фильмов Punto de Vista, проходящего в Испании, составителем программы современного латиноамериканского кино для Anthology Film Archives в Нью-Йорке. В настоящее время преподает кинорежиссуру в Институте Пратта в Бруклине, Нью-Йорк.

Михаил Трофименков – писатель, историк, критик. С 2000 – обозреватель издательского дома «Коммерсантъ». Специалист по политической истории кино. Автор нескольких тысяч статей и книг «Сергей Бодров. Последний герой» (2003), «Я обещаю вам кровь и слезы» (2006), «Убийственный Париж» (2012), «Кинотеатр военных действий» (2014), «Кадры и кадавры» (2018), «История русского кино в 50 фильмах» (2018), «Красный нуар Голливуда. Голливудский обком» (2018), «Культовое кино» (2019), «Кино и история» (в печати), «Красный нуар Голливуда. Война Голливуда» (в печати). Пять раз (в 1994, 1999, 2004, 2011, 2014 годах) был удостоен звания «лучший кинокритик», «лучший автор книги о кино» и «лучший публицист года». Лауреат Гран-при Петербургского союза журналистов «Золотое перо» (2009).

«АДАМ И ЭВЕЛИН» (Adam und Evelyn), Андреас Гольдштайн (Andreas Goldstein), Германия, 2018

Фильм по мотивам одноименного романа Инго Шульце рассказывает историю супружеской пары с лета до зимы 1989 года. Она начинается в провинции Восточной Германии. Поймав Адама на измене, Эвелин решает провести свой отпуск в Венгрии. Адам едет вслед за ней. Венгрия открывает границу с Австрией, и Эвелин решает пересечь ее. Адам тоже оказывается на Западе, который ему не хочется покидать.

В современном кино нам известен только один взгляд на ГДР и Берлинскую стену. Андреас Гольдштайн первым в немецком кино предлагает нам другой взгляд, сочувственный. Портной Адам почти что случайно оказывается в новом мире, непонятном и неблизком ему. Совсем недавнее прошлое и любимая им жизнь уже давно позади, почти так же далеко, как и история грехопадения. Гольдштайн далек от морализаторства, но позволяет провести нам с героями этот переломный в их жизни момент; он позволяет теплому летнему солнцу ложится на их лица, будто бы они и правда сейчас в раю.

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Венеции в программе «Неделя критики».

«ДОЖДЬ – ЭТО ПЕНИЕ В ДЕРЕВНЕ МЕРТВЫХ» (Chuva é cantoria na aldeia dos mortos), Жуау Салавиза (João Salaviza), Рене Надер Мессора (Renée Nader Messora), Бразилия-Португалия, 2018

Ияк живет в индейском племени крахо на севере Бразилии. Он бредет в темноте, его потное тело содрогается от страха. Звуки песни доносятся из-за пальм. Голос отца зовет к водопаду: настало время совершить погребальный обряд, чтобы его дух смог отправиться в страну мертвых. И тогда скорбь должна пройти.

Ияк не зря слышит голос: он выбран самой судьбой, это его предназначение – стать шаманом. Словно герой античной трагедии, он пытается воспротивиться воле тех сил, которые сильнее его. Снятый на 16мм пленку «Дождь и песня в стране мертвых» – завораживающее сочетание магического реализма и документальной антропологии. Этот кинороман, действие которого развивается между двумя мирами – городской Бразилии и поселения коренного народа, – снят без привычных для кино больших съемочных групп. Мессора и Салавиза работали вдвоем, а все представители крахо играют сами себя. Суть их метода и их кинематографа – соучастие, уважение к тем, с кем они работают.

Мировая премьера фильма состоялась в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале-2018, где картина получила специальный приз жюри.

«ЕЩЁ РАЗ СНОВА» (De nuevo otra vez), Ромина Паула (Romina Paula), Аргентина, 2019

После рождения сына Ромина не может принять окончательное решение об отношениях с отцом ребенка и возвращается в дом к своей матери Монике. Полностью погружаясь в ее жизнь, героиня вновь ощущает себя дочерью и пытается понять, чего же она хочет на самом деле. Она вспоминает, что чувствовала раньше, когда у нее еще не было сына, к которому сейчас она испытывает огромную любовь. Ромине необходимо осознать, кто она такая. А для этого надо вернуться к своим корням и восстановить хотя бы часть своей семейной истории.

Лицо актрисы Ромины Паулы знакомо зрителю по аргентинским фильмам, но у себя на родине она более известна как театральный режиссер, драматург и автор нескольких романов. Ее режиссерский дебют в кино «Еще раз снова» – на первый, поверхностный взгляд может показаться очередной приглушенной трехпоколенческой драмой о радостях и тревогах материнства, о зыбкости домашнего очага и о неуклюжих поисках себя. При пристальном рассмотрении этот фильм поражает виртуозностью обращения с документальным материалом (слайды семейной хроники, мать и сын Паулы играющие самих себя), зрелостью эмоций, точностью жестов и неожиданностью аллюзий – от биографии Рильке до манифеста Революции Дочерей.

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Роттердаме. Показ на «Духе огня» станет вторым в мире.

«МИР ПОЛОН ТАЙН» (The World is Full of Secrets), Грэм Свон (Graham Swon), США, 2018

Голос пожилой женщины вспоминает об одном страшном событии из ее далекого прошлого: летней ночью 1996 года пять девочек-подростков оказались в загородном доме без присмотра родителей. Чтобы скоротать время, они начали рассказывать жуткие истории об окружающем мире, соревнуясь друг с другом, чей же рассказ окажется страшнее. Но чем темнее становилась ночь, тем опаснее оказывалась их игра, тем сильнее вымысел превращался в реальность в этом лихорадочном «Декамероне» в миниатюре.

«Мир полон тайн» наследует американскому литературному жанру южной готики. Девочки играют в ужасное, поскольку еще не могут себе его вообразить. Они словно уподобляются актерам древнегреческого театра, делясь друг с другом своими рассказами. Жестокость истории – недавней и отдаленной – накладывает на них свой отпечаток. Долгая ночь подходит к концу. Единственное утешение, которое дарит героиням Грэм Свон, – это поэзия Джон Донна.

«СОФИЯ АНТИПОЛИС» (Sophia Antipolis), Виржиль Вернье (Virgil Vernier), Франция, 2018

София-Антиполис – это технопарк на Лазурном берегу, место, где должны сбываться мечты. Но внутри него скрываются страх и отчаяние. Под обманчивым солнцем пять жизней отражают жуткую историю молодой женщины Софии.

Виржиль Вернье после «Меркуриалий» снова снимает на 16-мм пленку фантастический фильм без спецэффектов, особенно благородный жанр в истории французского кино. Он изощренно работает с тем, что называется сегодня постдокументальным искусством. Созданный во второй половине двадцатого века на исходе позитивизма и веры в будущее технопарк обладает своей мифологией, поэзией и прозой. Это пространство осваивает режиссер, сталкивая реальность и грезы, создавая вымышленный мир, где удивительных персонажей играют непрофессиональные актеры. «София Антиполис» – тревожная фантазия вроде бы о будущем, которое практически неотличимо от сегодняшнего дня.

«ТУМАННОСТЬ МЕРТВОЙ ЛОШАДИ» (Dead Horse Nebula), Тарык Акташ (Tarik Aktas), Турция, 2018

Семилетним мальчиком Хай нашел в поле мертвую лошадь и наблюдал, как взрослые пытались избавиться от нее. Этот случай произвел на него неизгладимое впечатление и на много лет остался в его памяти. Однако он не был уверен, точно ли все запомнил. Когда же во время жертвоприношения Хай случайно порезался, эти воспоминания вернулись. Шаг за шагом герой движется вперед по неотвратимому духовному пути, где он сталкивается с отношениями между человеком и природой, с единством материи и живого.

«Туманность мертвой лошади» (так мог бы называться альбом прог-рок группы) в лаконичной форме словно бы вторит поэме Лукреция «О природе вещей», рассматривая постоянное движение и изменение материи, отношение человека и окружающего его мира, природы; наконец, столкновение со смертью. Лукреций писал, что человеку незачем бояться смерти, поскольку он сам никогда с ней не встречается: когда она наступает, его уже нет. Живое проникает в мертвое, сконструированное человеком – в природное; за семьдесят минут мы наблюдаем фехтование материй – и все это в жанре патафизической комедии и в то же время нравоучительной поэмы.

Мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Локарно, где картина получила приз лучшему молодому режиссеру.

«ТУМБАД» (Tumbbad), Рахи Анил Барве (Rahi Anil Barve), Адеш Прасад (Adesh Prasad), Индия-Швеция, 2018

Индия, XIX век. На окраине ветхой деревушки Тумбад живет упрямый и коварный Винаяк, незаконнорожденный сын местного старосты, одержимый мифическим сокровищем предков. Он подозревает, что тайна связана с его прабабкой – ведьмой, на которую наложили проклятие и обрекли на многовековой сон. Столкнувшись с ней, герой наконец окажется лицом к лицу с хранителем сокровищ – зловещим падшим божеством. То, что начиналось с нескольких золотых монет, быстро превратилось в безрассудное, не проходящее страстное желание, растянувшееся на десятилетия. Жадность Винаяка будет расти до тех пор, пока он не раскроет самую большую тайну всех времен и народов. Только тогда он поймет, что есть нечто более ценное, чем само сокровище.

«Тумбад» уже успел стать одним из самых успешных современных индийских фильмов, окупившись в прокате и объехав множество мировых фестивалей. Эта визионерская мрачная сказка, местами фильм ужасов, доказывает, что одно из самых сокровенных режиссерских умений – фантазия. Современное кино все больше оглядывается на братьев Люмьеров, но остаются авторы, верные Мельесу, искусство воображения и чуда.

«ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ ВЕЧЕРА» (This is the Last Song of the Evening), Евгений Гранильщиков (Evgeny Granilshchikov), Россия-Франция, 2019

«Последняя песня вечера» — это поэтическая история о времени, ритме, длительности и дыхании. Принимая форму минималистского фильма, она балансирует между игровым и документальным кино о повседневности, упорядоченной ежедневными бытовыми ритуалами, которые через запятую смешиваются с острыми событиями. Сама архитектоника фильма статикой и длительностью кадров постепенно накапливает уплотняющееся чувство тревоги, превращая фильм в светящийся саркофаг времени. Это фильм о незначительных движениях, о растерянных нарративах и о том, как звучит и вибрирует социум в несовместимых с ним жизненных частных пространствах.

Импрессионистские видеодневники запечатлевают быт автора, художника Евгения Гранильщикова, и его подруги, певицы Нины Карлссон; один год между Москвой и Парижем; жизнь в стеклах витрин, под нарезку носящихся в радио- и интернет-эфире новостей. Здесь неразрывны ирония и нежность, наглость и скука, ощущение сиюминутности – все происходит именно здесь и только сейчас – и бесконечности, когда размываются и временные, и пространственные границы, а улицы Парижа оказываются двойниками проспектов СПб.

Куратор национального конкурса Анисья Казакова отобрала восемь новейших дебютов, представляющий срез современного российского кинематографа. В программу вошли как жанровые картины, так и драмы и экспериментальные картины. Кроме того, сделан акцент на региональном кинематографе и феномене новейшего якутского кино.

— «Хон Юш. Путь от Оби», Зинаида Лонгортова, 2019 (мировая премьера)
— «Лорик», Алексей Злобин, 2018 (российская премьера)
— «Кастинг», Игорь Стам, 2018
— «Я вернусь», Дарья Шумакова, 2019
— «Назорей», Тимофей Дорогойченко, Иван Каданер, 2018 (российская премьера)
— «Молодое вино», Петр Олевский, 2019 (мировая премьера)
— «Артимизия», Антон Лукин, 2018 (мировая премьера)
— «Призрачный Хомус», Петр Стручков, 2019 (мировая премьера)

В жюри российского конкурса вошли художественный руководитель «Электротеатра Станиславский» Борис Юхананов, художественный руководитель «Коляда-Театр» Николай Коляда, Максим Дунаевский (композиторское жюри), Илья Демин (операторское жюри), Наталья Негода, Игорь Ясулович, Юлия Пересильд (актерское жюри).

«ХОН ЮШ. ПУТЬ ОТ ОБИ», Зинаида Лонгортова, 2019

Фильм о вкладе коренных ямальцев в победу в Великой Отечественной войне, о тех испытаниях, которые они прошли вместе со страной. Действие происходит в военные годы в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа и основано на реальных событиях. Семья Хартагановых в 30–40-х годах прошлого века воспитала семерых детей разного возраста и национальностей, оставшихся без родителей. Сквозь фильм пройдет тема не только лишений и тягот войны, но и социального сиротства в годы репрессий. Первый фильм, снятый на хантыйском языке.

«ЛОРИК», Алексей Злобин, 2018

Главный герой фильма – актер Лорик, который живет в своем выдуманном мире сыгранных ролей. Он то Сирано де Бержерак, то король Ричард. Однако основная роль Лорика, не сыгранная на сцене, но ведущая его по жизни, – роль Кролика из сказки «Алиса в стране чудес». Лорик не воспринимает реалии сегодняшнего дня и боится быть собой, потому и прячется за масками своих персонажей. Но метаморфозы, которые вскоре начинают происходить с героем, полностью меняют его мировоззрение, отношение к жизни и к людям. Теперь его главная цель – спасти маленькую больную девочку Асю…

«КАСТИНГ», Игорь Стам, 2018

Валентин, главный герой фильма, хочет стать частью некоего большого проекта, но его не устраивает цена, которую нужно за это заплатить. Вариант пройти кастинг, но потерять достоинство, ему не подходит, поэтому он уходит. Когда за героем закрывается дверь, отборщики понимают, что Валентин – именно тот, кто им нужен. Теперь их задача – вернуть его любой ценой, иначе они сами потеряют все и вылетят из проекта. Операторский дебют победителя «Духа огня»-2018 Александра Ханта.

«Я ВЕРНУСЬ», Дарья Шумакова, 2019

Середина 90-х, весна. В армянской горной пограничной деревне 6-летний мальчик Саро, его мать Анаит и лучший друг дед Карен ждут с войны Вачо, отца Саро. За эти годы мальчик стал мужчиной – все хозяйственные дела на нем. Каждую ночь Саро просит Луну вернуть ему отца, и однажды его желание исполняется. Вачо возвращается домой, только вот отец помнит сына малышом, а сын совсем не помнит отца. Они оба еще не знают, что жизнь отмерит им всего три дня, чтобы они смогли привыкнуть друг к другу и найти взаимопонимание.

«НАЗОРЕЙ», Тимофей Дорогойченко, Иван Каданер, 2018

Цель этого фильма – исследование человеческой природы, которая часто оказывается на грани между духовно-религиозным и чувственным бытием. Александр, духовный учитель, относится к жизни как к постоянной практике: он ведет тренинги по развитию, занимается Тенсегрити (комплекс упражнений Карлоса Кастанеды) и как наставник искренне хочет помочь своей дочери справиться с приступами депрессии. Он увозит ее к морю. По ходу фильма мы наблюдаем, как внешний мир, в котором оказывается Александр, начинает сопротивляться его внутренней практике – все вокруг живет по какому-то необъяснимому закону и хаосу. Его как будто инфицирует что-то невидимое, что имеет сильную чувственную природу. Наконец его «новая болезнь» проявляется в нем как ревность к собственной дочери. Александру понадобится сделать внутренний выбор и совершить акт трансгрессии, чтобы выбраться из хаоса чувств и обрести себя. Даже если этот выбор будет болезненным.

«МОЛОДОЕ ВИНО», Петр Олевский, 2019

В курортном приморском городе появляются две подруги, ищущие приключений. Красивая и уверенная в себе Мила пытается найти жениха тихой и застенчивой Любе. Однажды вечером они едва уносят ноги от местной шпаны и оказываются в уютном домике местного парня Славы. Здесь же их находит любимец женщин Коля, с которым у Милы когда-то был роман. В итоге незаметная и неудачливая Люба уводит любимого человека у яркой и успешной Милы и уезжает с ним в Москву. А Мила остается в домике у моря и выходит замуж за скромного Славу. Через двадцать лет героев ждет новая встреча и новый поворот в судьбе.

«АРТИМИЗИЯ», Антон Лукин, 2018

После экологической катастрофы на земле почти не осталось незагрязненной воды. Молодой ученый проводит свои дни в поисках решения проблемы и попытках выжить. Его единственный товарищ только осложняет положение.

«ПРИЗРАЧНЫЙ ХОМУС», Петр Стручков, 2019

Молодая учительница приезжает в деревню работать. Знакомится с молодым человеком, который показывает ей местный музей. Там она под влиянием необъяснимого находит древний хомус и играет на нем. После этого начинают происходить странные вещи: у нее умирает дальняя родственница, социальные службы просят взять ее дочь под опеку. Она соглашается, но девочку по пятам преследует что-то страшное…

В конкурс «Дебют – короткий метр» в этом году вошло восемнадцать картин молодых режиссеров. По традиции судить этот конкурс будет жюри из кинокритиков, куда вошли Вероника Бруни-Хлебникова и Андрей Карташов. Председатель жюри – режиссер, пионер «параллельного кино», главный редактор и создатель газеты и клуба «СИНЕ ФАНТОМ» Глеб Алейников.

Список конкурсных фильмов:

— «Последствия любые» (2018, Россия, 21 мин.), Лада Черномашенцева
— «Восьмой вид» (2018, Россия, 26 мин.), Лена Ланских (МШНК)
— «Огонь» (Россия, 2018, 13 мин.), Мария Шульгина (СПБГУКиТ, сценарная мастерская Авдотьи Смирновой и Анны Пармас)
— «Удивительные приключения Нильса» (2018, Россия, 26 мин.), Люся Матвеева
— «Каэгха» (2019, Россия, 16 мин), Альбина Мохрякова (Московская школа фотографии и мультимедиа им.Родченко, мастерская видео-арта)
— «Манифест» (2019, Россия, 14 мин.), Тихон Пендюрин, Даниил Зинченко
— «Largo ma non tanto» (Россия, 2019, 27 мин), Александра Карелина (МШНК)
— «Третья дверь слева» (2019, Россия, 12 мин.), Никита Грушин (СПбШНК), Нина Волова (МШНК)
— «Раздвоенная жизнь» (2019, Россия, 20 мин.), Игорь Смола
— «Русское стерео» (2019, Россия, 19 мин.) Сергей Сонин
— «О закрой свои бледные ноги» (2018, Россия, 30 мин.), Евгений Дакот (МИР-5)
— «Чертово колесо» (2019, Россия, 25 мин.), Роман Батаев (ВКСиР)
— «Умри, Джульетта» (2018, Россия, 20 мин.), Максим Шабалин (Высшие режиссерские курсы, мастерская Александра Прошкина)
— «Хорошо ловится рыбка-бананка» (2019, Россия, 18 мин.), Марина Донская (Санкт-Петербургского института культуры, кафедры кино- и фотоискусств, мастерская А. В. Киселева)
— «Эвридика возвращается» (2018, Россия, 7 мин.), Михаил Святогор (МИР-5, Hfbk Hamburg)
— «Кайтлуп» (2019, Россия, 14 мин.), Петр Тимофеев (МНШК, мастерская Дмитрия Мамулии)
— «Мишка» (2018, Россия, 16 мин.), Анастасия Павлова (СПбШНК, Мастерская документального и игрового кино Э.Бартенева и А.Савчука)
— «Поехавший» (2018, Россия, 2 мин.) режиссер Ян Тамкович-Фриске (ИПСИ)

Третий год подряд на «Духе огня» проходит авторская программа председателя отборочной комиссии, кинокритика и куратора Бориса Нелепо «Crème de la crème. Путеводитель синефила». На этот раз программа выстроена вокруг новых работ признанных классиков. В нее вошли новые работы Фредерика Уайзмана («Золотой лев» Венецианского фестиваля за вклад в кинематограф), Желимира Жилника («Золотой медведь» Берлинале), Амира Надери («Золотой лев» Венецианского фестиваля за вклад в кинематограф), Риты Азеведу Гомеш (первый показ после премьеры на Берлинале-2019), Олега Мавроматти и Патрисии Мазюи.

Список фильмов:

— «Монровия, Индиана» (Monrovia, Indiana), Фредерик Уайзман (Frederick Wiseman), США, 2018 (российская премьера)
— «Волшебный фонарь» (Magic Lantern), Амир Надери (Amir Naderi), США, 2018 (российская премьера)
— «Полупроводник» (Semiconductor), Олег Мавроматти (Oleg Mavromatti), Беларусь-Болгария-США, 2019 (мировая премьера)
— «Поль Санчез вернулся!» (Paul Sanchez est revenu!), Патрисия Мазюи (Patricia Mazuy), Франция, 2018 (российская премьера)
— «Португалка» (A Portuguesa), Рита Азеведу Гомеш (Rita Azevedo Gomes), Португалия, 2018 (российская премьера)
— «Самая красивая страна на свете» (The Most Beautiful Country in the World), Желимир Жилник (Želimir Žilnik), Австрия–Хорватия–Словения–Сербия, 2018

Руководителем программы, как и в прошлом году, выступает программный директор Российского Кинорынка, член Европейской ассоциации детского кино ECFA и член экспертного совета Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Екатерина Бордачева.

Международная программа фильмов для детей и юношества «Твое кино» в этом году приобрела статус конкурсной, в нее вошли девять фильмов из России, Чехии, ЮАР, Польши, Германии, Италии, Казахстана и Бельгии, которые будут впервые представлены российскому зрителю.

Коллегию жюри детской программы возглавит директор международного фестиваля «Ale kino» и член жюри Берлинале Generation – поляк Ежи Мошкович. Он по праву считается мэтром детского и юношеского кино, что подтверждается множеством его личных наград. Внимание Ежи Мошковича к фестивалю «Дух огня» и согласие возглавить жюри в очередной раз подтверждают высокий статус и уровень югорского кинофорума. В состав жюри вошли актер и режиссер Димитрис Спироу, художественный руководитель международного кинофестиваля для детей и молодежи OLYMPIA IFF в Греции, Ярослава Гынштова – программер старейшего в мире и авторитетного Злинского международного кинофестиваля, основатель и продюсер международного фестиваля для детей и юношества Schlingel/Озорник Михаэль Харбауер из Германии.

Отметим, что автор лучшего фильма для детей и юношества получит изделие декоративно-прикладного искусства и народного промысла, созданное студентами и учениками Центра искусств для одаренных детей Севера, а также сертификат 108 Российского Кинорынка на показ и презентацию картины в рамках апрельского профессионального киносмотра в Москве.

Открытие программы состоится 1 марта в Центре искусств для одаренных детей Севера. Его ведущими станут участники театральной мастерской Татьяны Ахмадыршиной – Кира Ефимова и Данил Горобчук. Также для маленьких зрителей выступит детский театр современной хореографии «Академия танца». 3 марта в секции детского фильма пройдет всероссийская премьера анимационного фильма «Гурвинек. Волшебная игра», совместное производство трех стран Чехии, России и Бельгии. За 4 дня до старта основного проката в России. Мировые премьеры российских новых художественных фильмов для детской аудитории «Подкидыш» и «Это не навсегда» также состоятся в рамках программы «Твое кино».

Международная кинопрограмма для детей и юношества «Твое кино» ежегодно проходит в рамках фестиваля. В этом году ее увидят зрители шести городов Югры – Ханты-Мансийска, Нижневартовска, Лангепаса, Пыть-Яха, Мегиона и Излучинска.

Вне конкурса будут показаны программы лучших короткометражных анимационных и игровых фильмов международных фестивалей Греции Olympiafest и Германии SCHLINGEL, а также мастер-классы пластилиновой Stop Motion анимации и воркшоп «Как снять современную сказку?».

Состав программы:

— «Третье желание» (The Third Wish), Вит Карась, Чешская республика, 2017 (российская премьера)
— «Сурикаты и лунный корабль» (Meerkat Moonship), Ханнеке Шутте, ЮАР, 2017 (российская премьера)
— «За синей дверью» (Behind the Blue Door), Мариуш Палей, Польша, 2017 (российская премьера)
— «Маленькая ведьма» (Little Witch), Михаэль Шерер, Германия, 2018 (российская премьера)
— «Подкидыш», Сергей Васильев, Россия, 2019 (мировая премьера)
— «Это не навсегда», Евгения Яцкина, Алена Рубинштейн, Россия, 2019 (мировая премьера)
— «Амели бежит» (Amelie rennt), Тобиас Виманн, Италия-Германия, 2017
— «Гурвинек. Волшебная игра», Мартин Котик, Инна Евланникова, Чехия-Россия-Бельгия, 2018 год
— «Музбалак» (Muzbalak), Турдыбек Майдан, Тлек Толеугаз, Казахстан, 2018 (российская премьера)

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!