Выставка о съемках фильма «Сталкер» Тарковского


В Доме кино сейчас проходит выставка, посвященная 85-летию Андрея Тарковского.

Думаю трудно ошибиться, назвав Андрея Тарковского самым известным режиссером из российских кинематографистов. Существует даже отдельная наука Таркововедение, и люди занимающиеся творчеством легендарного режиссера живут в разных уголках мира, но объединяет их одно – имя мастера, о котором, казалось бы уже все написано, опубликовано и выпотрошено из всех архивов, хранящие какие либо воспоминания… Однако…

Атмосфера творческого поиска, напряжения и раскола, царившая на съемочной площадке кинокартины «Сталкер» Андрея Тарковского, поселилась в большом фойе Московского Дома кино. Здесь представлена экспозиция фотовыставки «Съемки «Сталкера» в Эстонии и последующая жизнь Зоны», автором которой является кинорежиссер, оператор и фотохудожник Арво Ихо.

Будучи молодым оператором, Арво посчастливилось войти в тройку молодых эстонских кинематографистов, у которых Андрей Арсеньевич был художественным руководителем первых работ. Как раз тогда в Исфаре произошло землетрясение и Тарковский понимал, что надо искать новое место для съемок планируемого фильма «Сталкер» и по совету учеников посмотрел заброшенную электростанцию… Так в начале лета 1977 года начались съемки фильма в Эстонии, и Арво получил разрешение присутствовать на съемках в качестве практиканта. Конечно, учиться у Великого мастера было много чему, но в свободные минуты молодой кинематографист Ихо старался документально запечатлеть работу киногруппы на фотопленку. Поначалу снимал втихаря, а потом, когда все же показал несколько отпечатанных снимков Тарковскому, получил разрешение фотографировать во время отсутствия на площадке официального Мосфильмовского фотографа Владимира Мурашко.

На фотографиях Арво мы видим радостного и счастливого Тарковского, который наконец-то приступил к съемкам, сосредоточенного на репетиции с актерами, задумчивого и растерянного… Здесь же замечательный актерский ансамбль: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын и Николай Гринько, несколько снимков оператора Георгия Рерберга.

 

— Но почему фотографии столько лет были скрыты от народа? – интересуюсь я у Арво Ихо.

— По окончанию съемок я подарил отпечатанный комплект фотографий Андрею Арсеньевичу, такой же оставил себе, а негативы аккуратно уложил и запрятал в свои архивы, да так, что забыл…

Время, переезды, события… Арво много работал в качестве оператора, а в середине 1995 года сам стал снимать в качестве режиссера. О пленке, отснятой во время практики на «Сталкере», вспомнить было некогда, но в 2015 году в Эстонии готовилась книга о творческом пути уже самого Ихо, что заставило перерыть личные фотоархивы и наткнуться на совершенно целехонькие бесценные негативы.

— Я изумился их качеству, — радуется Арво, — отсканировал и попробовал отпечатать… Кое-где нужно было снять лишь зеленку, чуть повысить контрастность печати…

В экспозицию, представленную в Московском Доме кино, вошло 28 изображений со съемок легендарной картины. Черно-белые контрастные снимки смонтированы, как единый фильм о фильме, который передает атмосферу съемочной площадки, трансформацию состояния режиссера Тарковского, а также драматизм разлада отношений двух гениев: режиссера и оператора Рерберга, разгоревшегося летом 1977 года. Поначалу все не так плохо – глаз фотокамеры успел запечатлеть режиссера и оператора в дружеском тандеме, но вот режиссер сам смотрит в камеру, а отстраненный оператор чешет затылок, дескать, что я тут делаю. Здесь словно звучат их голоса, они переглядываются даже в таком продуманном моменте как расположенные полотна на противоположных стенах. Задумчивый Тарковский, словно Арлекин, склонился над любимыми актерами, и довольный Георгий Рерберг, словно хитрый лис, наблюдает за творческими муками своего соратника.

Здесь же передана одна из репетиций с замечательными актерами: Андрей Арсеньевич в задумчивости, как бы вглядываясь во внутрь своего естества, затем отдающий команду и радостный, что получилось задуманное. Заключительные портреты экспозиции – Тарковский в растерянности. В глазах читается паника, замешательство, ощущение наступающей катастрофы, непонимание к какому берегу причалить. И вот оно принятие решения – одинокая фигура режиссера в осеннем поле, трава которого покрыта инеем. Этот снимок сделан в октябре, когда было отработано три недели на площадке с новым оператором Леонидом Калашниковым, но Тарковский вынужден был приостановить съемки до будущего лета.

Вторая часть фотовыставки посвящена многочисленным паломникам «Зоны», которых на протяжении 30 лет Арво Ихо водит на места съемок кинокартины «Сталкер». Одним из центральных персонажей этой экспозиции является Евгений Цымбал, ныне известный режиссер-документалист, а ранее бессменный ассистент Тарковского, проработавший на «Сталкере» с первого до последнего дня. На фотографиях выставки хорошо видно, что Евгений отличный рассказчик, вспоминая фрагменты со съемочной площадки, он завораживает слушателей-кинематографистов из Москвы, которые одновременно с ним посетили «Зону». Тут же портрет сестры Тарковского Марины Арсеньевны и ее мужа, друга Андрея Арсеньевича – Александра Гардона, замечательный портрет пораженного услышанным кинорежиссера Петьки Симм, известного Таркововеда Лейлы Александр Гаррет…

Выставка продумана до мельчайших подробностей. На столбах фойе разместились фотографии иных паломников в зону. Среди них финский композитор Кайя Саариаахо, студенты, два снимка одной из первых посетителей зоны в сопровождении «сталкера № 2», коим стал сам Арво Ихо. Девушка попросила отвести ее в места съемки после личной трагедии – потери своей сестры двойняшки. Придя в Зону, она легла на место, где молился Сталкер и просила воссоединения со своей сестрой.

— Исполняются ли желания, пришедших в Зону, я не знаю, — признается Арво. – Наверное одно из многих – посещение мест картины, которая много лет не оставляет их равнодушными.

Выставка продлится до 30 апреля, а с осенью ее ждет Русский музей в Санкт Петербурге.

Наргиз Нур

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!