В Москве представят историю Лохвицкой и Бальмонта


Центральный Дом кинематографистов и проект «Возвращение. Серебряный век» приглашают в четверг 7 декабря 2017 года в 19:00 в Белый зал на премьерный показ Музыкально-поэтического представления «Преданье сказочной любви».

Либретто и музыка Ларисы Новосельцевой

Исполнители: Лариса Новосельцева (голос, гитара, клавишные), Михаил Червинский (скрипка).

История любви двух великих поэтов Серебряного века, волшебная и трагическая, во многом определившая их жизни и судьбы — и запечатленная в их удивительной стихотворной перекличке, в поэтических посланиях, рождавшихся на протяжении четырех десятилетий — сегодня обретает музыкальное звучание. Драматическое трехчасовое действо, более 50 музыкальных тем и мелодий — романсов, песен, молитв, диалогов, сцен на стихи Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта и музыку признанного мелодиста наших дней — Ларисы Новосельцевой.

Непридуманная поэтическая история любви, в которой есть все — весна жизни, взаимное предчувствие встречи, десять лет любви земной — ярких и яростных, в которых пронеслись, сменяя друг друга, надежда и страсть, разлуки и встречи, усталость, непонимание, отчаяние, ранняя смерть… И — более тридцати лет продолжения поэтического разговора с ушедшей в горние края любимой. История удивительная, многослойная, таинственная, во многом мистическая, в ней сплелись мотивы пушкинской Татьяны и булгаковского Мастера, сюжетные линии злого гения и столетнего заклятия и забвения, будто из сказочных балетов Чайковского… А еще по ходу представления будут мчаться во тьме рожденные фантазией поэтов Духи Ночи, закружатся в диком танце огненные Саламандры, будет томиться в замке Горного короля малютка Кирстен и лихо отплясывать седобородые кобольды, будут вещать Пророки, реять Ангелы — вестники дня, мелькать волшебная Золотая Рыбка… И, как и полагается в сказке, происходит освобождение зачарованной принцессы из столетнего плена безвестности и молчания, чары рушатся и души влюбленных воссоединяются — уже навсегда.

Стихи двух поэтов выстроились в этом действе в единый связный диалог неослабевающего эмоционального накала, их связывают общее чувство, общие знаки и символы, общие ритмы и размеры, общие мелодии. Они переходят друг в друга порой плавно и совершенно незаметно (и только смена портрета на экране подскажет, что это — уже ответ), порой резко и контрастно, и, поддержанные дыханием музыки, нежной и страстной, трагической и возвышенной, сливаются в одну чудную сагу. Наяву сбывается перед нами обращенный к любимому пророческий поэтический «сон» 1900 года:

Мне снилось — мы с тобой дремали в саркофаге, Внимая, как прибой о камни бьет волну.

И наши имена горели в чудной саге
Двумя звездами, слитыми в одну.
Над нами шли века, сменялись поколенья,
Нас вихри замели в горячие пески;
Но наши имена, свободные от тленья,
Звучали в гимнах страсти и тоски.

И мимо смерть прошла. Лишь блеск ее воскрылий
Мы видели сквозь сон, смежив глаза свои.
И наши имена, струя дыханье лилий,
Цвели в преданьях сказочной любви.

Все так — два имени, Лохвицкая и Бальмонт, отныне зазвучат вместе в гимнах страсти и тоски. На премьерном авторском показе — под аккомпанемент гитары, рояля, органа, клавесина и волшебной, поющей и разговаривающей скрипки Михаила Червинского. И происходит все это в год 150-летия Константина Бальмонта — и сразу после дня рождения (1 декабря) Мирры Лохвицкой.

… Добавим еще интриги: гости вечера в Доме кино первыми узнают очень важную новость, связанную с именем этой замечательной русской поэтессы!

Билеты (от 200 р) продаются в кассе Дома кино (и теперь можно забронировать места у кассира по тел. 8 (969) 087-87-95). Адрес: Васильевская, 13 (м. Белорусская-кольцевая).

Можно также купить билеты онлайн:

— на сайте Дома кино,

— в кассах ticketland.ru

… В последнее десятилетие XIX века долгие застойные безвременье и «безыменье» в отечественном поэтическом мире были взломаны — неслыханной мощью и космическими силами неудержимого потока поэзии Бальмонта и совершенно пушкинской легкостью, изяществом, филигранным совершенством стихов Лохвицкой (лауреата двух Пушкинских премий, первой среди женщин-поэтов удостоенной главной тогда поэтической награды), «русской Сафо» — принесшей совершенно новые открытость и откровенность в женскую поэзию. Живая сила стихов этих двух поэтов, стихов ярких, звучных, музыкальных — и открыла новый, Серебряный век русской поэзии.

И им — самым читаемым поэтам России на рубеже веков, поэтам, на стихах которых вырастали будущие звезды Серебряного века — суждено было полюбить друг друга. Однако оба они уже были к тому времени связаны семейными узами, и потому роман этот развивался в значительной мере — в стихах, в поэтических диалогах, эти взаимные признания и послания в стихах, то явные, то зашифрованные — публиковались в журналах, альманахах, в регулярно выходивших новых сборниках стихов обоих поэтов. Естественно, вся читающая Россия была в курсе и следила за этим диалогом.

Читали его и еще только входящие в мир поэзии Северянин и Блок, Герцык, Ахматова, Цветаева — оставив нам документальные и литературные свидетельства этого, которые сегодня всплывают одно за другим. Так, юная Цветаева в своем томике стихов Бальмонта собственной рукой написала и подчеркнула имя «Мирра Лохвицкая» и аккуратно вписала рядом, параллельно со стихотворением Бальмонта «Однодневка» (одним из первых в перекличке поэтов) — полный текст стихотворения Лохвицкой «Лионель» (негласное, но откровенное посвящение Бальмонту). А 20-летний студент Петербургского университета Александр Блок 12 октября 1900 года, сразу после выхода третьего сборника Лохвицкой, в котором впервые появилось ее пронзительное стихотворение «Метель» — как будто бы включается в этот диалог мэтров и тоже пишет свое «стихотворение-ответ» очаровательной и находящейся на пике популярности поэтессе — в том же размере, в том же необычном, «с центральной выключкой» построении стиха, и как бы симметрично продолжая мизансцену: в ответ на ее «… Я стою у окна / Я больна, я одна / И на сердце тоска налегла» — «Ты была у окна / И чиста и нежна / Ты царила над шумной толпой / Я стоял позабыт / И толпою сокрыт / В поклоненьи любви пред тобой» (блоковедам еще предстоит этот удивительный факт толковать и трактовать, спорить об адресате). Про Ахматову же, в частности, читаем у Тэффи (в воспоминаниях о феерическом вечере встречи Бальмонта в «Бродячей Собаке», после его возвращения из эмиграции, уже сильно позже, в 1913 году): — «Приехал! Приехал! — ликовала Анна Ахматова.— Я видела его, я ему читала свои стихи, и он сказал, что до сих пор признавал только двух поэтесс — Сафо и Мирру Лохвицкую. Теперь он узнал третью — меня, Анну Ахматову»…

…После ранней смерти Лохвицкой в 1905 году обо всей этой занимавшей умы этой истории, о перекличке поэтов быстро забыли; собственно говоря, необъяснимым, мистическим образом стерлась память и о самой поэтессе — на долгие сто лет (что, в частности, позволило утвердиться в читательском сознании не вполне точному мнению о том, кто же первым «научил женщин говорить»…). Перекличка же эта — помимо всего прочего — уникальный литературный феномен, пожалуй, не имеющий аналогов в истории литературы. И уже в наши дни она была заново открыта Татьяной Львовной Александровой (ученым-литературоведом, которая в самом начале уже XXI века вернула всем нам имя и чудесные стихи Лохвицкой) — и впервые собрана воедино. Собрана по различным изданиям, по журналам тех лет, по доступным архивам, сопровождена краткими комментариями и издана отдельной книгой: «Летящих душ полет двойной…» (Издательстве «Водолей», М., 2015, 340 стр.) В сборник вошло немало почти неизвестных сегодня блестящих, тончайших стихотворений — они возвращаются к нашему читателю спустя столетие.

И теперь, когда перекличка перед нами — мы получаем как будто бы ключ к шифру, ключ, позволяющий по-новому прочесть и Лохвицкую, и особенно Бальмонта, особенно позднего: для многих и многих, в том числе самых известных их стихотворений открывается исходный смысл, чувство, эмоция, заложенные автором, поэтические послания и призывы обретают истинного адресата, у стихов находятся «половинки», ответы… И эта волна общих ритмов, смыслов, знаков и отголосков захватывает и завораживает. Так что эта книга — одновременно и литературоведческое исследование, и — роман в стихах, написанный самой жизнью. Роман о большой, но так и не реализовавшейся в земной жизни Любви, роман, освещающий высоким светом трагизма и достоинства судьбы обоих поэтов — и побуждающий читать их еще и еще, и самому ловить и в других их стихах искры и отблески этого Света. Ведь в этой истории еще много тайн, неразгаданных загадок, ненайденных архивов…

…Книга была впервые представлена 17 сентября 2015 года в Конференц-зале РГБ в присутствии четырехсот человек — и тогда же Л.Новосельцевой и М.Червинским впервые были исполнены ряд «музыкальных фрагментов» этой переклички; той же осенью книга и музыкальная программа (в разных своих подмножествах) были представлены читателям в Петербурге (дважды), Ломоносове, Тарту, Силламяэ, Владимире, Шуе. За два года, прошедших с тех пор, обнаружились новые факты, связи, стихотворения переклички, не вошедшие в книгу, родились новые песни, продолжалась работа над либретто и музыкой, материал постепенно складывался в единую большую форму.

И вот 7 декабря 2017 года, в Дома кино — премьера «Преданья сказочной любви», музыкального представления истории любви двух поэтов.

…Будем надеяться, что эта история, эта работа заинтересует театры, ляжет в основу музыкальных спектаклей, и заживет своей независимой театральной жизнью — продолжая «летящих душ полет двойной». А может быть, премьера в Доме кино даст импульс и к будущему экранному воплощению этой уникальной поэтической истории любви.

Гости вечера смогут купить сборник «Летящих душ полет двойной» — книгу, рожденную любовью, с любовью и увлечением собранную, красиво и с любовью изданную (Фонд Бальмонта, финансировавший ее издание, на этот раз обещает привезти достаточное количество экземпляров), а также альбомы песен на стихи Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта.

Стихи и песни на стихи Константина Бальмонта появились в программах проекта «Возвращение. Серебряный век» в 2008-2009 году. А в 2010 г., при подготовке первой большой программы о Бальмонте, возникло имя Лохвицкой — и по одной из ссылок мы попали на совершенно удивительный сайт mirrelia.ru. И стихи Лохвицкой, ее личность, история ее жизни стали для всей команды проекта настоящим Открытием, потрясением. Мы немедленно разыскали создателя сайта — Татьяну Александрову, и она подарила нам подготовленный и изданный ею в 2002 году первый за почти сто лет сборник стихов Лохвицкой, а также свою увлекательнейшую книгу-жизнеописание поэтессы «Истаять обреченная в полете». С тех пор мы тоже «заболели» всей этой историей, уже в 2012 г. провели две программы о Мирре, родился целый диск песен на ее стихи — и зрители проекта тоже узнали и полюбили поэтессу. Ее имя чаще всех других поэтов встречается в наших анкетах в графе «ваше самое большое открытие на программах проекта»… Конечно, среди стихов и Бальмонта, и Лохвицкой, которые легли на музыку, уже тогда были и те, которые были посвящены или адресованы друг другу. А когда четыре года назад, готовя программы в Питере и Москве к году 145-летия Лохвицкой, мы узнали от Татьяны Львовны, что у нее в принципе готов материал на целую книгу о поэтической перекличке двух поэтов — мы постарались сделать все возможное, чтобы такая книга родилась, увидела свет, найти для нее издателя и мецената… Постоянные наши слушатели в курсе все этой непростой, но счастливо завершившейся эпопеи. Естественно, двухлетняя постоянная вовлеченность в процесс, посильное участие в вычитках и корректурах, в поисках дополнительных материалов — все глубже погружали композитора в историю, в контекст собственно переклички, стали рождаться новые песни, в том числе песни-диалоги, возникать новые замыслы. Ну а финальный импульс, конечно же, придал нынешний год 150-летия: новое долговременное погружение в тему, на этот раз «со стороны Бальмонта», подготовка новых больших его программ — которая с неизбежностью вновь и вновь выводила на судьбоносную для обоих поэтов историю любви длиною в жизнь…

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!