Светлана Немоляева празднует юбилей


18 апреля отмечает свой юбилей Светлана Владимировна Немоляева — одна из самых обворожительных актрис отечественного кинематографа, народная артистка РСФСР, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и ордена Почета. Союз кинематографистов России поздравляет актрису со знаменательной датой и желает ей здоровья, неугасимого оптимизма и дальнейших творческих успехов.

Почти сто ролей в кино. Огромный послужной список работ в театре им. Владимира Маяковского, в котором она служит более полувека и сыграла, наверное, свои лучшие драматические образы.

Светлана Немоляева родилась в апреле, весной. Возможно поэтому, шагая по жизни радостно и легко, ассоциируется у многих с этим временем года. Как видно, ей было на роду написано стать актрисой. Отец Владимир Викторович Немоляев — талантливый комедийный режиссёр и сценарист, ученик В. Пудовкина («Доктор Айболит», «Счастливый рейс», «Морской охотник»), был признанным мастером экрана. Мама Валентина Львовна Ладыгина – звукооператор. Светлана и ее брат Николай тоже посвятили жизнь кино. Николай Немоляев — успешный оператор, снявшим около полусотни кинокартин («Случай с Полыниным», «Старики-разбойники», «Обыкновенное чудо», «Покровские ворота», «Город Зеро»), Светлана — известная актриса. Их дети — Анастасия и Александр продолжают актерскую династию.

О своей профессии Светлана Владимировна говорит: «Я очень ценю, когда в актере есть недосказанность и тайна. Ты смотришь на него и думаешь: «Я не понимаю, как он это делает, но он держит меня в напряжении». И это очень ценное качество, которое у редких актеров бывает. Особенно это заметно в кино, потому что в кино это крупный план и определенная ситуация, которая тебя подпитывает, а в театре – это умение держать зрительный зал».

Фильмография актрисы открывается в 1945 году комедией Константина Юдина «Близнецы». Зрители умилялись, видя маленького белокурого ангелочка, на пару с подружкой взявшего поиграть младенцев, не подозревая, что перед ними будущая звезда экрана. Светлана Владимировна с нежностью вспоминает дни, когда отец брал ее с братом на съёмки. Сколько себя помнит, бегала в массовке, участвовала в эпизодах, снялась в трех фильмах отца: «Это был мой мир, родной, знакомый… К нам домой приходило много актеров. Мы жили на Плющихе, а рядом, на Усачевке, жил Пудовкин. Жаров приходил. А уж какое счастье, когда появлялся Карандаш со своими Кляксами! Так что мир этот меня не страшил, а, наоборот, притягивал, но все-таки это был мир грез.

По судьбе отца знала, что эта жизнь несет столько же горя, сколько радости. Его дар не совпал со временем. У папы были замечательные, трогательные комедии, которые зрители любили, а чиновники ругали за формализм, не принимали картины. Я помню, как страдали родители от этой несправедливости, как папе не давали работать, как избавились от него, отправив на пенсию. Мы вечно нуждались, в доме никогда не было денег. После «Щепки» все прочили, что меня возьмут в Малый театр. Но в начале четвертого курса выяснилось, что по распределению я должна ехать во Фрунзе. Я, мамина-папина дочка, которая никогда от дома не отрывалась, была в ужасе! Отцу удалось мне помочь. Я осталась в Москве и почти сразу получила приглашение сниматься в роли Ольги Лариной в «Евгении Онегине»». Появление юной выпускницы театрального училища им. М. С. Щепкина Светланы Немоляевой в фильме-опере Романа Тихомирова по одноименному роману в стихах А. С. Пушкина и опере П. И. Чайковского не осталось не замеченным. Очарование юности, нежность и чистота юной исполнительницы покорила экран.

Светлану Немоляеву заметили и стали приглашать в свои картины другие режиссеры: Григорий Александров («Человек человеку»), Кира Муратова («Короткие встречи»), Герберт Раппапорт («Круг»), Константин Худяков («Такая короткая долгая жизнь», «Ленинградец»), Гавриил Егиазаров («Портрет с дождем»), Радомир Василевский («4:0 в пользу Танечки», «Рок-н-ролл для принцесс»), Надежда Кошеверова («Ослиная шкура»), Илья Фрез («Карантин»), Вадим Дербенев («Тайна «Черных дроздов»), Петр Тодоровский («По главной улице с оркестром»), Михаил Козаков («Визит дамы»), Рустам Хамдамов («Анна Карамазофф»), Сергей Урсуляк («Неудача Пуаро»), Валерий Ахадов («Подмосковная Элегия»), Сергей Гинзбург («Рекламная Пауза»), Станислав Говорухин («Артистка»).

И все же, настоящий зрительский успех пришел к Светлане Немоляевой после участия в фильмах Эльдара Рязанова: «Служебный роман» (Ольга Петровна Рыжова), «Гараж» (жена Гуськова), «О бедном гусаре замолвите слово» (Зизи, модистка из салона мадам Жозефины), «Небеса обетованные» (Аглая Свидерская). Рязанов, как никто другой, разгадал трагикомический дар актрисы и помог воплотить его на экране.

В одном из интервью Светлана Владимировна призналась: «Рязанов — мой крестный отец в кино. С первого раза играть так, как требует Рязанов, у меня не получалось. Он человек с другой планеты. Были споры, сомнения, бессонные ночи… «Гараж» вышел в то самое время, когда советское кино достигло своего пика. Тогда был Данелия и все его замечательные фильмы, тогда был молодой Рязанов, молодой Тарковский, Гайдай, Сурикова, Кончаловский… Это был высший пилотаж – фильмы, которые до сих пор любят. «Гараж» посмотрели сразу 150 миллионов зрителей».

Наравне с кино огромную роль в жизни актрисы всегда играл театр. Она полюбила его с детства и ходила на все спектакли театра Маяковского, актером которого до войны был брат ее отца, Константин Немоляев. Кто знал, что вскоре этот театр станет и ее родным домом. В конце 1950-х стараниями Н. П. Охлопкова он принадлежал к числу наиболее значительных, популярных и знаменитых коллективов страны. Сценический дебют Светланы Немоляевой состоялся в спектакле «Гамлет». Восемь лет актриса выходила в роли Офелии на прославленную сцену. Среди других известных театральных работ: Майя («Иркутская история»), Маша («Время любить»), Нинка («Проводы белых ночей»), Негина («Таланты и поклонники»), Бланш Дюбуа (спектакль «Трамвай «Желание» в репертуаре театра держался 24 года), Гетера Гарпия («Беседы с Сократом»), Серафима Владимировна Корзухина («Бег»), Мэй («Кошка на раскаленной крыше»)…

Актриса вспоминает: «У нас была потрясающая труппа. Это были не только изумительные актеры, но и могикане – совершенно фантастические люди. Охлопков взял нашу молодежную стайку в театр, и, я считаю, нам просто дико повезло, поскольку мы застали таких артистов, как Лев Свердлин, Александр Ханов, Мария Бабанова, Вера Орлова, Татьяна Карпова, Борис Толмазов, Евгений Самойлов… А Глизер и Штраух! Каждое лето проводили на гастролях. Уезжали надолго. Месяц в одном городе, месяц в другом. Каждый день спектакль. Это можно было выдержать только по молодости. Романчики, интриги, страсти – все на виду, ни от кого не скрыться… При Гончарове, при Охлопкове в нашем театре (равно как и во всех столичных театрах) дисциплина была невероятно высокая. При Охлопкове шло много спектаклей, где главной была форма. И я полюбила форму. После Охлопкова театр возглавил Гончаров. У каждого режиссера свое видение, методы, школа… Когда Петр Фоменко ставил у нас «Смерть Тарелкина» я играла Маврушку – очень смешная была роль. И все, что требовал Фоменко, я не задумываясь выполняла… Мне и правда было страшно интересно, хотя по большому счету это была форма. И все равно это был Сухово-Кобылин. Совершенно фантастический спектакль. Такой же фантастический, как «Плоды просвещения». Гончаров на их фоне был совсем другой, но не менее интересный… Театральная публика – очень тонкая прослойка общества. У нее я ассоциируюсь с Бланш, Саша Лазарев – с Дон Кихотом, Джигарханян – с Сократом. А Гончаров – с десятками спектаклей-шедевров…»

В день поступления в Московский Академический театр имени Владимира Маяковского Светлана Владимировна встретила и свою личную судьбу в лице блистательного актера театра и кино Александра Сергеевича Лазарева. С ним она прожила долгую и счастливую жизнь, много работала на сцене и в кино. Эта актерская пара стала ярким примером крепкого многолетнего супружества и верности. Светлана Немоляева неоднократно делилась секретами семейного счастья: «Театральная жизнь нам никогда не мешала, потому что мы всегда были одинаково загружены работой, играли вместе, и у меня не было причин страдать, что мой Саша — великий актер, а я на побегушках. Мы всегда шли вровень. В работе болели друг за друга, всегда желали удачи. А если говорить высоким стилем, то нас оберегал ангел-хранитель. Ведь не каждому человеку удается встретить свою судьбу…

Мы не уникальны. Просто актерская жизнь на виду, и грустные события, такие как разводы, измены, чаще муссируются в прессе. А когда человек живет нормальной жизнью, о нем мало вспоминают, мало говорят. Я не люблю давать советы — все в руках Божьих, как человеку предначертано, так и будет. Но считаю, что очень важно друг друга слышать и никогда не стараться следовать только своим внутренним мотивам. Понимать друг друга — великое искусство. Еще нельзя долго держать зло на человека…»

Сегодня Светлана Владимировна по-прежнему в строю — выходит на сцену. Жить ей помогает семья — сын и внуки, верные поклонники.

Наталья Тендора
Киновед, член Союза кинематографистов России
Фото из архива автора