Режиссер Святослав Ушаков запускает три анимационных проекта и ищет художников и сценаристов


Фильм с рабочим названием «Северная река» расскажет о приключениях крокодила, путешествующего из Египта, населенного древними богами, в Санкт-Петербург. Картина, совместного производства студий «Студия Метрафильмс» и «Авиатор» при участии европейских коллег, выйдет ориентировочно в 2021 году. Святослав Ушаков выступает как автор идеи, режиссер и режиссер-постановщик фильма.

Святослав Ушаков: С продюсером Артемом Васильевым («Студия Метрафильмс») мы общаемся давно – еще только когда началась создаваться реклама на нашем рынке в 90-х годах. Он занимался анимацией, потом ушел в игровое кино – работал с Алексеем Германом (младшим) над фильмами «Под электрическими облаками», «Бумажный солдат», «Довлатов». Артем работает также с Алексеем Федорченко, Михаилом Идовым, Валерией Германикой, международными проектами. И анимационным сериалами – «Три Кота» и рядом других… На мой взгляд, это один из ведущих и наиболее креативных продюсеров нашего кино.

И вот теперь мы с ним делаем анимационный полный метр.

Это будет семейное кино – очень странная, полуприключенческая – полуфантастическая история в 3D. Уже написан первый драфт сценария, сейчас ждем второй. Все дело происходит в животном мире.

Правда, сейчас зрителям надо объяснять, почему все происходит в мире животных, а не людей: объяснения, что это иносказательность и басенность, уже не устраивают. Сейчас люди требуют логических объяснений и какой-то мотивации. Поэтому мы придумали предысторию, которая все объясняет: люди вели себя ужасно и египетские боги превратили всех в животных. Подробности не буду рассказывать, чтобы сохранить интригу».

Сценарий пишет талантливый питерский автор Лев Мурзенко (фильм «Дед Мороз. Битва магов», сериал «Иные»). Создатели хотят отказаться от традиционной драматургии.

Святослав Ушаков: «Сценарная структура у нас неправильная. То есть она сделана по законам драматургии, но при этом мы потом специально все немного перемешаем, чтобы все не совсем угадывалось до точки. Я не хочу, чтобы это выглядело, как написано в сценарных учебниках: на 13-й странице сценария герой должен осознать, что ему необходимо изменить свою жизнь. И если этого не будет на 13-й странице, продюсер не будет дальше читать сценарий. Так что мы хотим, чтобы это была неправильная история – в хорошем смысле».

Авторы рассчитывают, что фильм получится психологическим. Упор будет делаться именно на характеры.

Святослав Ушаков: «У главного героя будет необычный характер. В начале истории это такой зануда-неудачник. И он с комплексами. И помимо того, что он неудачник-крокодил, он еще и синего цвета. Он крокодил-индиго. И он должен всех спасать. Он такой своего рода Геракл. Но на самом деле история не о спасении мира, а о перерождении личности и его мировосприятия. Сделано это все будет в несколько пародийном и абсурдном ключе».

Сценарий будет переведен на английский для демонстрации иностранным партнерам. Велика вероятность, что фильм будет создан на английском языке для международного рынка, и уже потом продублирован на русский. По словам Ушакова, так «иногда получается даже лучше, чем наоборот».

Святослав Ушаков: «Мы рассчитываем на международный прокат. Сейчас это обычная практика. Во многих европейских и восточных странах наша анимация востребована. Вообще это более интернациональный и универсальный жанр кино. Качество нашей анимации значительно улучшилось за последние несколько лет. Продается она достойно, причем и на европейские рынки, и на азиатские, и на латиноамериканские. Например, наш фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки» был показан в Америке.

К слову, упомянутый фильм, где Святослав Ушаков выступил режиссером, получил «Золотого орла».

Святослав Ушаков: «Когда меня спрашивали, про что фильм «Белка и Стрелка. Звездные собаки», я всегда говорил, что это сказка, основанная на реальных событиях. Идея фильма лежала под ногами, летала в воздухе – это было очень своевременно сделано. Что очень тяжело для анимационного кино, потому что один полнометражный мультфильм делается три года. И очень сложно попасть в точку в нужный момент. И если затевать полный метр, то продюсеру надо угадать на три года вперед – будет это актуально или нет.

Потом, я считаю, что сама история получилась очень трогательная – за счет того, что и персонажи были раскрыты, и совершенно замечательно актеры сработали – с полной самоотдачей. Я даже был удивлен, что они смотрели на процесс не свысока, а работали честно-честно. У нас Евгений Миронов без рубашки записывался, потому что в микрофоне был посторонний шум, судя по всему, от его одежды – вот он ее и снял. И мы с Инной Евланниковой, и все аниматоры работали увлеченно. Директор студии Вадим Сотсков создавал, хоть было не просто, условия для нашей работы. От работы на этой студии я получал огромное удовольствие, потом уже понял, что это редкость, что все так совпало.

У Сергея Зернова такое редкое качество продюсера – доверять. Он строгий, он все контролирует, но знает, где можно отпустить и довериться профессионалам своего дела. Это тоже важно, потому что в этом плане было мало такой, скажем так, любительщины, которую привносят некоторые продюсеры проектов, которым хочется поучаствовать в творческом процессе. Как и в кино, в анимации важна иерархия – должна быть четкая структура, чтобы все работало».

Авторы считают, что фильм «Северная река» выиграет за счет неповерхностного юмора и оригинальности двух созданных миров – Санкт-Петербурга и Египта. По духу, признается режиссер, это будет соответствовать несерьезному приключенческому жанру фильмов об Индиане Джонсе.

Святослав Ушаков: «Мы хотим, чтобы диалоги и шутки были не такая 100%-я клоунада и буффонада, а чтобы там было побольше психологии. И мне кажется, вот это будет довольно интересно. Потому что сейчас, на мой взгляд, довольно мало фильмов, которые об этом рассказывают. Очень много плакатных – плоскостных фильмов. Мне близко в этом смысле отношение студии Pixar к своим фильмам».

Запуск производства планируется весной будущего года. Многое будет сделано на аутсорсе.

Святослав Ушаков: «Я думаю, что здесь, в России будет создана основная креативная группа – режиссеры, художник-постановщик, лид-аниматоры (lead animator) и супервайзеры производства, прежде всего. Остальных специалистов будем искать в Китае, в Индии тоже есть с кем сотрудничать. Сейчас можно работать и с американскими аниматорами и аниматорами из Европы. Потому что выравниваются ценовые категории. Сейчас многие сотрудничают и с зарубежными сценаристами. Особенно это касается анимационных сериалов. Конечно, сценаристы там дороже, но зато за ними не приходится переделывать, как за нашими. Они четче, у них это отработано. В России это редкость. Такая же, как сторибордисты, например. Вот у нас нет сторибордистов в стране. Их надо днем с огнем искать.

Если мы начнем работать, у меня большое желание сделать что-то наподобие курсов по сториборду, с погружением курсантов в реальный процесс. Возможно организуем лекции и мастер-классы, приглашая режиссеров, сторибордистов из ведущих студий. Надеюсь привлечь для этого моих старших коллег, которые работают сейчас в США: Евгений Делюсин, Андрей Свислоцкий – они мощные режиссеры и сторибордисты, которые уже по 25 лет в индустрии и сейчас работают на DreamWorks».

Параллельно, Святослав Ушаков в рамках своей студии «Авиатор», задумал производство еще двух анимационных сериалов:

Святослав Ушаков: «Первый проект – это детский формат: 6 минут, компьютерная перекладка, плоские персонажи – это, скажем так, не сложная детская графика. Я думаю, что с этого стоит начинать.

Аудитория – дети, 3-6. Добрый, развлекательный формат, который будет скорее развивать фантазию у ребенка, чем, как любят сейчас все у нас писать в заявках в Госкино, чтобы денег дали, «образовательный сериал для детей, который учит детей добру…». Я помню, у моей дочери Насти был в детстве любимый сериал Courage the cowardly dog («Кураж – трусливый пес») по Cartoon Network. Главный герои – пес, бабушка и дедушка: дедушка собаку за все ругал, а бабушка все прощала. И с псом происходили безумные вещи, совершенно сюрреалистические сюжеты – какие-то говорящие помидоры приходили, прилетали НЛО, собака превращалась в огромную тыкву… Мне бы хотелось такое создавать.

Второе: хочется сделать еще и подростковую историю (на аудиторию 12-14 лет).

Мне нравится анимационный сериал «Время приключений» (англ. Adventure Time), я бы брал его за ориентир. Потому что сейчас, на мой взгляд, в анимации очень много таких ситкомовскихь вещей, которые не обязательно делать языком анимации. Это скучно. А хочется, чтобы ребенок смотрел анимацию, которая все время вызывала бы у него изумление, как анимация Уинзора Маккея, Эмиля Рейно, Мильеса… Это же сказка!

А у нас сейчас очень много пластмассы движущейся, и в ней просчитывается внутри, что «вот мы сейчас вам покажем – вас подсадим, а потом мерчендайзинг начнется. И у нас получается это очень странно, на мой взгляд, перекошено. У американцев это все органичнее. Они, видимо, изначально понимают, зачем это нужно. Потому что студии выживают за счет этого. У нас же это началось как-то неверно, плюс многие коммерческие сериалы еще и на госдатации.

На мой взгляд, эта сказка – эта странность анимационного мира – должна оставаться. И этот сериал подростковый будет необычным – там не будет простых вещей. Все время, каждую минуту, человек должен удивляться. У современных подростков совершенно другой мир, который мы не догоняем, а хочется быть поближе к ним».

Так что сейчас студия «Авиатор» находится в поиске художников и сценаристов. Спешите!

Беседовала Наталия Егорова

Комментируйте новости Союза Кинематографистов в социальных сетях: ВКОНТАКТЕ, Instagram и Facebook!