В Центральном Доме кинематографистов прошли кинопоказы картин «Каток и скрипка» и «Иваново детство», посвященные 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского. Перед началом показов народные артисты России Юрий Назаров и Николай Бурляев ответили на вопросы зрителей, поделились воспоминаниями о работе с мастером на съемочной площадке и о своем видении Андрея Арсеньевича как режиссера и как личности. Юрий Назаров снялся в фильме «Андрей Рублев» сразу в двух ролях: великий князь и малый князь. Потом Тарковский пригласил его на еще одну значимую роль военрука в фильме «Зеркало».
Юрий Назаров: «Он был полностью погружен в материал. В «Андрее Рублеве» два блестящих автопортрета самого Тарковского – Андрей Рублев и Бориска. Это две истории мук творчества и радости творчества одновременно».
Дипломная работа Андрея Арсеньевича «Каток и скрипка» — это вдохновение французским кинематографом, в частности, поэтической киноновеллой Альбера Ламориса «Красный шар». Фильм рассказывает историю о маленьком мальчике, который от одиночества и тоски подружился с Красным шаром. Но их дружбе помешают уличные хулиганы, от рук которых погибнет Шар. Вскоре к нему слетятся разноцветные шары со всего города и унесут мальчика из жестокого и равнодушного мира. В картине Андрея Тарковского мальчик со скрипкой и нотами спешит в музыкальную школу, но по лестнице он спускается с опаской, ожидая очередного нападения дворовых хулиганов. Эти сцены одновременно перекликаются с мальчишками из фильма Ламориса и с уличным окружением самого Андрея Тарковского послевоенного периода.
После того как водитель катка спасает мальчика от преследователей, его путь на урок музыки превращается в настоящую поэзию. В витрине магазина возникает образ зеркала, в котором преображается город. Девушка рассыпает красные яблоки, мальчик пускает кораблик по весенним водам, а разноцветные шары будто бы залетели из фильма Ламориса. В дальнейшем яблоки и зеркала станут одними из постоянных символов в картинах Тарковского. В «Катке и скрипке» образ зеркала – это еще не путь в тревожное зазеркалье, явленное в последующих работах режиссера. Здесь зеркальное отражение мира – это праздник и волшебство. Но мир в картине отражается не только в зеркалах, но и в весенних лужах и потоках. В этом смысле фильм снова отсылает нас к биографии Тарковского. Водная стихия оказала воздействие на его мироощущение. С раннего детства он уже бесстрашно нырял.
Первый полнометражный дебют Андрея Тарковского «Иваново детство» вышел на экраны 60 лет назад. Картина принесла режиссеру мировую известность — фильм получил награды на фестивалях в Карловых Варах, Венеции, Сан-Франциско. Главного героя – мальчика двенадцати лет, потерявшего родителей и ставшего разведчиком, сыграл юный Николай Бурляев.
По словам Николая Петровича, самая сложная сцена в фильме – это игра в войну, когда он должен был естественно заплакать перед кинокамерой: «Он мне давал читать страшные книги, чтобы я задумался о том, что такое война и что значит потерять своих родных. Я попросил за пять часов до съемок загримировать меня и оставить одного, чтобы подготовиться к этой сцене. Я бегал по пустым павильонам, накачивая эмоции. Ноги уже были свинцовыми, а плакать все никак не хотелось. Я понимал, что подвожу группу — они уже замерли, приборы горят. И тут Андрей Арсеньевич резко пошел ко мне, в мой угол. Он просто подошел и обнял меня, стал гладить по головке, утешая, что он сейчас все отменит, только бы я не мучил себя. И здесь я заплакал. После этого мы сделали всего два дубля. Второй дуль будет в фильме».
Когда Андрея Арсеньевича спросили, почему он все-таки взялся за этот проект, он сказал: «…Потому что у меня был Коля Бурляев».
«Премьера фильма «Иваново детство» состоялась 9 мая 1962 года в кинотеатре «Центральный». А потом Тарковский пропал на два года, и я подумал, что он забыл обо мне. Через два года мне позвонили с «Мосфильма». Оказывается, Андрей Арсеньевич написал для меня роль в «Андрее Рублеве». Мне объяснили, что моя роль – роль Фомы – ученика Рублева. Должен признаться, что для меня играть там было абсолютно нечего по сценарию, и я впал в уныние. Когда я прочитал весь сценарий, увидел себя в роли сына колокольного мастера Бориски и сразу же окунулся туда как в бездну. Я читал текст и уже проигрывал все за него. Но меня ждал отказ, потому что Тарковский сказал, что я еще не дорос до этой роли. Я начал действовать через оператора Юсова, но снова получил отказ. Тогда я обратился к своему ближайшему другу Савве Ямщикову – консультанту картины, уговаривая, чтобы Тарковский сделал пробу. В итоге он поспорил с Андреем Арсеньевичем на ящик шампанского, что тот возьмет меня на роль Бориски. Раз поспорили, то надо делать пробу и разрешать спор. Как же я обрадовался. Я влез в робу Бориски, Андрей мне повесил на грудь первый православный крест…В общем, я был утвержден на эту роль, а Савва выиграл ящик шампанского».
Николай Бурляев поделился, что к 90-летию со дня рождения режиссера решил снять фильм о нем: «Это будет моя исповедь перед Андреем, и его исповедь через меня перед вами. Это фильм о духовной и религиозной составляющей сути Тарковского».
В трейлере фильма, который был представлен зрителям, Николай Петрович рассуждал о чувстве постоянного присутствия Тарковского в своей душе, говорил о том, что режиссер «сумел разжечь изначальный импульс своей души до пламени, которое его согревало и сожгло»: «В мире людей он не мог долго быть, ибо они не сумели стать хворостом, которое подбрасывают в огонь».
Наталья Тонких
Фоторепортаж: студенты Института кино и телевидения (ГИТР).